Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кадигробова Анастасия Алексеевна

Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d_zvuki_d_d.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

        

Урок литературного чтения в 1В классе   (УМК «Школа России»)

Тема

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки [д], [д’] и буквы Д, д.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Основные понятия и термины

Согласные буквы Д, д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ, пословица, загадка.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; формы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник Азбука, (стр.105-106).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока. Цель.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

 Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Анастасия Алексеевна.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно,

                                                Работаем старательно!
Присаживайтесь.

-Проверим готовность к уроку. На парте перед вами должна лежать азбука.

-На уроке будьте внимательны и активны, следите за правильной посадкой во время урока. Руки должны правильно лежать на парте, ноги ровно стоять на полу, а спина упираться о спинку стула.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

III.Актуализация опорных знаний.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

Формулирование темы и цели урока

- Ребята, давайте вспомним, какие виды речи вы уже знаете? (Устная и письменная)
- Какая речь называется устной, а какая письменной? (устная - то, что мы слышим и говорим, письменная - то, что мы пишем и видим)
- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)
 - А из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)
 - Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов) 
- А из чего состоят слоги?
(Слоги состоят из звуков)
-На какие две группы можно разделить звуки? (
Гласные и согласные)
 -Какие звуки называются гласными? (Гласные звуки, это те звуки, которые при произношении воздушная струя не встречает преграды на своём пути, которые мы можем пропеть и протянуть)
- Какие бывают гласные звуки? (Ударные, безударные)
-
Какие звуки называются согласными? (Согласные звуки — это те звуки, при произношении которых произношении воздушная струя встречает преграды на своём пути)
- Какие бывают согласные звуки?
(Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие)
Сл - 2.
-
Ребята, сейчас я буду вам читать предложения, а вы должны их закончить, опираясь на картинку.

-На поляне стоит ... (дом).

-Из трубы идёт ... (дым). 

-У дома  растёт… (дерево). 

-На дереве... (дупло).

-У дупла сидит... (дятел).

-К дому ведет ... (дорожка). 

-У дома стоит … (дед).

 -Чем похожи эти слова?  (начинаются на букву Д)
 - Кто же догадался, с какой буквой мы сегодня познакомимся? ( Буква Дд и  звуки, которые она обозначает [д], [д’]).

Проверяет технику чтения.

Мотивирует учащихся на выполнение ими пробного учебного действия

Читают текст.

Обсуждают технику чтения.

Заканчивают предложения опираясь на картинку, отвечают на вопросы учителя

IV. Изучение нового материала

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала (существенных признаков, понятий.

1.Слого-звуковой анализ с опорой на предметную картинку (стр.105)

Сл-2.
-
А теперь откройте Азбуку на странице 105. (10 и 5)
-
Ребята, посмотрите на предметную картинку, что на ней изображено? (Гвозди)

-Что такое гвозди? Для чего они нужны?

-Произнесите слово «гвозди» и скажите, сколько в нем слогов?

(гвоз-ди, 2 слога)

- Позовем слово и определим ударный слог.(гвоозди, ударение падает на первый слог)

-Произнесите 1 слог. (Гвоз)
-
Сколько звуков вы слышите? (4 звука)

-Ребята, а из чего состоит 1 слог? (1 слог состоит из согласного, твердого звука [г],  слога-слияния согласного, твердого звука [в] и гласного звука [о] и звука вне слияния согласного, твердого звука [з]).

- Произнесите второй слог. (ди)

- Сколько звуков вы слышите? (2 звука)
-А из чего состоит 2 слог?
(Слог ди состоит из слога-слияния согласного мягкого звука [д] и гласного звука [и])

- Произнесите первый звук этот слога. ([д`])
-
 Ребята, а теперь закройте ушки и давайте послушаем звонкий звук [д] или глухой. (Звонкий)

-Дайте полную характеристику звуку [д]. (согласный, звонкий мягкий)

-Ребята, посмотрите  на предметную картинку, что на ней изображено? (число два)

 -Произнесем слово «два» и определим количество слогов в этом слове. (ДВА. Один слог)

-Произнесите этот слог и скажите, сколько звуков вы слышите? (ДВА. 3 звука)

-Из чего состоит этот слог? (слог два состоит из согласного твердого звука [д] и слога-слияния согласного твердого звука [в] и гласного [а])
СХЕМА ВЫНОСИТСЯ НА ДОСКУ

-Произнесите первый звук в этом слоге. ([д])
-
Дайте характеристику этому звуку (согласный, звонкий, твердый)
-
Сделаем вывод, с каким звуком познакомились? ([д] – согласный, твёрдый)
-
 Ребята с какими мы звуками сейчас познакомились?

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; Разбирает слова с учащимися, изучает твердость и мягкость звука. Повторяет правила, демонстрирует звук на ленте букв. Дает характеристику.

Смотрят на предметную картинку, отвечают на вопросы учителя , определяют на какой слог падает ударение,  знакомятся с характеристикой звука произносят слоги, рассуждают из чего состоят они. Дают  характеристику звуку.

Игра "Поймай звук".

-Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и если услышали твердый звук [д] – один раз топаем ногами, а если мягкий звук [д’]- один раз хлопаем в ладоши.

(Дело, домино, дудочка, Дима, день, дети, дом,  Денис).

Проводит игру. Обеспечивает принятие о твердости и мягкости согласных в словах.

Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах на слух

Знакомство с буквой Д (ДЭ)

–Звуки [д] и [д’] на письме  обозначаются буквой Д.
(Учитель показывает демонстрационную карточку)
- Ребята, сколько всего букв, вы видите на карточке?
(4 буквы) 
-А какие это буквы? (
2 печатные и 2 письменные, 2 заглавные, 2 строчные)
- В каких случаях пишем слова с заглавной буквы? (
с заглавной буквы пишутся имена, клички, названия городов и начало предложения)
 - Где применяются печатные буквы? (Печатные буквы применяются в книгах, журналах, газетах)

На что похожа буква (дэ) Д?

Этот домик буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.
- Ребята посмотрите, где на ленте букв располагается буква Д?
-Каким цветом она изображена? Почему?
(синим, согласный звук)

-Сделаем вывод. Какой буквой на письме обозначаются звуки [д] и [д’]? (буквой ДЭ)

Знакомит с буквой, её расположением, определяют твердость и мягкость слогов.

Смотрят, как звуки  [д] и [д’], обозначаются на письме. Слушают стихотворение учителя.

Находят букву Д на «ленте букв».

Чтение столбика слогов (стр.105)

-Прочитаем столбик слогов-слияний вместе, хором сверху вниз (да, ды, до, ди, ду, де).

- Прочитайте слоги снизу вверх (де, ду, ди, до, ды, да).

-Мальчики прочитайте  слоги, где звук [д]-твердый? ( да, ды, до, ду).

-Девочки прочитайте слоги, где звук [д’]- мягкий? (ди, де).

-Ребята, а какие гласные буквы обозначают твердый предшествующий согласный? (а, у, о, ы).

-Какие гласный буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? (и, е)

Следит за  техникой чтения, добивается четкого произношения всех слогов. Повторяет правило на твердость и мягкость.

Читают слияния согласных и гласных в слогах; вспоминают какие гласные обозначают твердость и мягкость предшествующих согласных.

Чтение слов с пометами (стр.105)

- Обратите внимание на слова с пометами. Прочитаем вместе первое слово.
(вода)
-Теперь прочитаем второе слово. Что такое водопад? (Водопад. Водопад – это поток воды с высоты).
-Прочитаем третье слово. Кто знает, кто такой водолаз? (Водолаз. Человек- который работает под водой, исследует морское дно).
-Прочитаем следующие два слова в первом столбике.
(Водные, подводные)
-Что общего у всех этих слов? (корень вод, связаны с водой)

Чтение текста,  работа с иллюстрацией , озаглавливание текста.(стр.105)

-На странице 105 (10 и 5) найдите текст и поставьте палец на начало первого предложения.
-Внимательно прослушайте текст (учитель читает по предложению), а потом скажите, сколько предложений я прочитала.
(На морском дне или на дне реки подводные работы ведут водолазы.
Работа водолазов трудна.
У Нади и Димы папы – водолазы.
Они работали на дне реки, укрепили опоры моста.
Снова по мосту идут поезда.)
-
Сколько предложений я прочитала? (5 предложений)
-Теперь прочитают вместе первое предложение ребята первого ряда. (хором)

-Как мы можем озаглавить этот текст?
-Ребята второго ряда прочитают вместе со мной 2-е предложение.
-Ребята третьего ряда прочитают вместе со мной 3-е предложение.
-Теперь вместе прочитаем 4-е и 5-е предложения.

– Кем работает папа у Димы и Нади? (полный ответ, правильно составляем предложение). 

– Где теперь идут поезда?

– Как вы думаете, легка работа водолаза?

-Почему? (потому что он работает в воде, на дне реки или моря).

-Посмотрите на иллюстрацию на странице 106 (1,0,6).
-
Что на ней изображено?
-Соответствует ли она тексту?
-Докажите.
-Ребята, а как можно озаглавить текст?
(Водолазы)

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий.

Читают хором с  учителем, озаглавливают текст. Самостоятельно читают, отвечают на вопросы, опираются на иллюстрацию во время ответов

Физминутка

-А сейчас мы с вами отдохнем, встаньте и выйдите из-за и повторяйте за мной:
Дятел долбит старый сук:

Тук-тук-тук и тук-тук-тук.

Он стучать не устаёт,

Клювом мошек достаёт.

Замолчит на миг. И вдруг

Снова слышим тук – тук – тук.

-Присаживайтесь за парты.

Читает стихотворение, выполняет упражнения вместе с учащимися.

Выполняют упражнения под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления.

Работа с сюжетной картинкой (стр.106)

-Обратите внимание на страницу 106 (10 и 6).
-Рассмотрите сюжетную картинку. Что на ней изображено? (морское дно, водолазы, сокровище)
-Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что ищут водолазы? (клад, сокровище)
-
 Попробуем составить небольшой рассказ по данной картинке.
-Какое предложение может быть первым?
(ответы учащихся)
-
Что мы поставим в конце предложения? (точку)
-Какое будет второе предложение? (ответы учащихся)
-Как мы напишем первое слово в этом предложении? (с большой буквы)
-
Докажите. (потому что это начало предложения)

Формулирует учебную задачу; организует и проводит работу с сюжетной картинкой; задает последовательные вопросы

Рассматривают сюжетную картинку, отвечают на вопросы

Работа с пословицей, поговорками  (стр.106)

-Обратите внимание на пословицу, выделенную над иллюстрацией.        
-Прочитаем ее вместе.
(Терпение и труд все перетрут)
-
Как вы это понимаете? (Если человек умеет долго, упорно и старательно работать, то у него обязательно все получится)
-Посмотрите внимательно, сколько раз буква ДЭ встречается в этой пословице? (один раз)
-В каком слове?
(труд)
- Какой звук обозначает буква ДЭ в этом слове, мягкий или твердый? (твердый)
-
Обратите внимание на поговорки под иллюстрацией.
-Прочитаем первую поговорку.
(Дружба крепка не лестью, а правдой и честью)
-
Почему так говорят? (Дружить нужно честно, другу всегда говорить правду)
-Внимательно послушайте вторую поговорку и подумайте, почему так говорят?
(«Авось» да «как-нибудь» до добра не доведут).
(
Все нужно делать вовремя, не затягивать, к хорошему это не приведет)
-
Найдите в этих пословицах слова с изученными звуками.

– Посчитайте сколько таких слов.

 (7)
-
Прочтите их.
(
ДРУЖБА, ПРАВДОЙ, ДА, КАК-НИБУДЬ, ДО, ДОБРА, ДОВЕДУТ)
-Найдите среди них слово, в котором буква ДЭ обозначает мягкий звук [д`]

(как-нибудь)

Контролирует чтение пословиц и поговорок, задает вопросы к ним

Читают пословицы и поговорки; отвечают на вопросы учителя

VI. Итог урока.

Цель: Систематизировать знания учащихся, подвести итог урока.

Обобщающая беседа

 

 

-Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

- С какими звуками мы с вами сегодня познакомились? (звуками [д] и [д']).

- Охарактеризуйте звук [д] (Звук [д]согласный, звонкий, твёрдый).

- Охарактеризуйте звук [д'] (Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий).

-Какой буквой эти звуки обозначаются на письме? (Дд)        

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя, охарактеризовывают звук, называют какой буквой обозначается на письме Дд

Рефлексия

- А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

- Если у вас на уроке всё получилось и не возникло никаких затруднений- поднимите ладошки, а если вы испытывали трудности и у вас что-то не получилось - сожмите кулачок.

- Спасибо за урок, до свидания.

Проводит рефлексию.

Сообщают о своих трудностях и успехах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

План - конспект урока по теме "Согласные звуки [п ], [ п\'], буквы П, п

План - конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п] ,  [ п\'], буквы  П, п....

Конспект урока по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б». с презентацией

Урок обучение грамоте по теме: "Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б»" с презентацией. На уроке дети в игровой форме вместе с героем сказки Л. Толстого из сказки "Золотой ключик или приключения Бу...

конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."

Урок по обучению грамоте по УМК Школа России....

Конспект урока по теме: «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы «П», «п».

Обучающиеся вместе с мультипликационным героем – Пишичитаем совершают увлекательное путешествие: разгадывают загадки, ребусы, ищут ответы на интересные вопросы. Выполняют задания в прописи, сост...

Конспект урока по теме: Согласные звуки [с], [с\'], буквы с, С.

Урок по литературному чтению. Тема: согласные звуки [с], [с'], буквы с, С.Цель: познакомить обучающихся со звуками [с], [с'] и их буквенными обозначениями, научить читать слоги и слова с ...