парные согласные
материал по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык Класс: 2 Учебник (УМК): «Школа России»
Тема урока: Правописание слов с парными согласным звуком.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Ноутбук, экран, учебник по русскому языку 2 класс (2 часть) В.Г.Горецкий, В.П.Канакина, наглядный материал (картинка Буратино, листы самооценивания, пазлы золотого ключика, фигурки Мальвины, Буратино, Пьеро, конверты).
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: учащиеся знают один из способов проверки парного согласного звука.
Цель урока: Организация деятельности учащихся по знакомству со способами проверки парных согласных в конце слов и корнях слов, формировать умение обосновывать их написание путем подбора проверочного слова.
Задачи: Образовательные: Обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний о правильности обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным.
Развивающие: развивать умение организовывать свою деятельность, ставить цели и задачи к уроку, развивать каллиграфическое письмо, развивать орфографическую зоркость и умение определять орфограммы, развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения между учащимися.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | |
Предметные Д | Узнают о том, что необходимо выполнить для правильности обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным. Умеют применять правило при выполнении упражнений. | |
Метапредметные | Познавательные УУД | Умеют с помощью учителя выделять и формулировать познавательные цели; умеют наблюдать, читать, слушать; умеют обрабатывать информацию |
Регулятивные УУД | Умеют при помощи учителя формулировать тему и цель урока; умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи. | |
Коммуникативные УУД | Умеют доносить свою позицию до других; умеют формулировать, аргументировать свою точку зрения; умеют отстаивать свое мнение; умеют слушать и вступать в диалог | |
Личностные | Формируют уважительное отношение к товарищу. |
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П – парная, Г – групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
І.Организационно- мотивационный этап: 1)Организационный момент
12:30-12:32 | Настроить детей на урок | Словесный(беседа) | -Здравствуйте, ребята. Сегодня ваш урок русского языка проведу я. Меня зовут Ульяна Алексеевна. -Присаживайтесь. -Ребята, сядьте удобно. Спинки прямо, руки на парту. -А теперь давайте настроимся на плодотворную работу на сегодняшнем уроке. Потрите свои ладошки. -Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке нам всем будет так же тепло -Замечательно. -Сегодня к вам на урок я пришла не одна. Со мной пришёл один очень известный герой. -Узнали кто это? -Верно. Это Буратино. -А кто помнит из какой он сказки? -Сказка называлась «Золотой ключик или приключения Буратино». Написал её Алексей Николаевич Толстой. -И Буратино пришёл не просто так. Он объездил очень много стран и где-то потерял свой ключик. А чтобы его отыскать нужно выполнять очень сложные задания. -И Буратино узнал, что во 2 Д классе самые умные ребята, которые смогут ему помочь. -Поможем Буратино найти ключик, ребята? -Замечательно. | -Да. -Да. Это Буратино -Да | Ф | П- умеют наблюдать, слушать | ||||
2)Минутка чистописания
12:32-12:38 | Отработать навыки каллиграфии | Практический (минутка-чистописания) | -Тогда мы начинаем с вами выполнять задания, а начнём с минутки чистописания. -Открываем тетрадки, записываем число и классная работа. -Сегодня у нас 20 января. -Посмотрите на доску какие буквы вы видите? -Верно. -А что их объединяет? Какие они? Дайте им характеристику. -А как называются согласные, которые имеют пару? -Давайте назовём их пары по глухости. -Молодцы. Теперь запишем эти буквы в строчку, без запятых. И покажем Буратино как мы умеем красиво писать. -Соблюдаем, ребята посадку. Спинки прямо, руки на парте, ножки на полу. -Не забываем, что Буратино за всеми внимательно наблюдает. -Молодцы, ребята. Все справились с заданием -Чтобы узнать какое слово напишем на второй строчке, отгадайте загадку: -Ранним утром У школьных ворот Собирается дружный... (Народ) -Кто собирается у школьных ворот? -Правильно. Это народ. -И народ – это словарное слово, ребята. (Появляется карточка со словарным словом) -Поставим ударение в этом слове. -Верно. Ударение падает на букву о. -Раз это словарное слово, то что нам нужно с ним сделать? -Нам необходимо это слово запомнить, чтобы не делать ошибок при его написании. -А кто-нибудь заметил орфограмму в этом слове? -Верно. В этом слове есть безударная гласная непроверяемая в корне слова. -Я вижу ещё одну орфограмму. Кто-нибудь нашёл? -Да. В слове народ на конце есть парная согласная д. -А как нам её проверить? -Кто подобрал? -Верно. Теперь мы отчётливо слышим букву д. -Ребята, Буратино спрашивает кого называют народом. -Вы знаете кто такой народ? -В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано, что народ – это население государства, жители страны. Например, русский народ. -Орфограммы разобрали, значение узнали. Теперь можно записать это слово в тетрадь. Запишите слово народ до конца строчки, с маленькой буквы, без запятых. -Стараемся писать аккуратно. Не забываем, что наш гость за всеми наблюдает. И смотрит кто лучше всех умеет писать. -Молодцы. -Давайте устно придумаем предложение со словом народ. -А я записала такое предложение: Могуч и велик русский народ. -Прочитайте, пожалуйста. -Вы согласны с утверждением, что наш русский народ могуч и велик? -Почему вы так считаете? -Верно, ребята. -Давайте запишем это предложение в тетрадях. -Вы выполнили задание на отлично, и мы с вами нашли первый кусочек золотого ключика. Молодцы ребята. Буратино очень рад. -Оцените свою работу на листах самооценивания. Кто считает, что написал все красиво, то раскрасьте ключик жёлтым цветом. Кто считает, что ему ещё нужно стараться – раскрашиваем зелёным. И кто думает, что у него ничего не получилось – раскрашиваем ключик красным. -Есть кто закрасил ключик жёлтым? Поднимите руки. -Замечательною -А зелёным кто-нибудь закрасил? -Тоже хорошо. -Остальные не расстраивайтесь. Вы ещё потренируетесь и у вас всё обязательно получится. | -б в г д ж з. Буквы обозначающиеся согласный звук. -Звонкие, твёрдые, имеют пары. -Парные согласные. -Народ -Наро́д -Запомнить. -Безударная гласная непроверяемая в корне слова. -Парная согласная -Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная -Народы -Да. Это когда много людей в одном месте. -Народ собрался на площади и т.д. -Да. -Потому что нас много, и мы сильные. Оценивают свою деятельность. | Ф И | Самоконтроль | Р- осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи. | |||
3)Повторение ранее изученной темы 12:38-12:39 | Закрепить ранее изученные знания | Словесный(объяснение) | -А теперь давайте вспомним что вы изучали на прошлом уроке? -Назовите какие существуют парные согласные. -Умнички. | -Мы изучали парные согласные по звонкости-глухости. -д-т, б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш. | Ф | |||||
ІІ. Ориентировочный этап: 1)Создание проблемной ситуации 12:39-12:44 | Подготовка к восприятию темы | Словесный (беседа) | -Обратите внимание на экран. -Назовите что изображено на картинках. -Верно. -Какая орфограмма спрятана в этих словах? -Верно. В этих словах есть парные согласные по глухости-звонкости. -Ребята, Буратино решил записать эти слова на доску. Давайте проверим правильно ли он всё написал. -Кто нашёл ошибки? -Но ребята, Буратино говорит, что правильно всё написал. -Как нам с вами его убедить, что вы написали правильно, а он ошибся. -Как проверить какая именно из парных согласных пишется в этом слове? -Верно, ребята. Но по мимо этого в русском языке существует ещё два способа как проверить парную согласную. | - Голубь, тетрадь, улитка, шапка, юбка. -Парная согласная. . -В слове голубь написана буква п. В слове тетрадь, вместо буквы д написана буква т. Улитка- вместо т написано д. Вместо п он написал б в слове шапка. В слове юбка Буратино написал букву п вместо б. - Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная. | ф | Ноутбук, экран | Самоконтроль | К- Умеют доносить свою позицию до других; умеют формулировать, аргументировать свою точку зрения; умеют отстаивать свое мнение; умеют слушать и вступать в диалог | ||
2) Определение темы урока 12:44-12:45 | Определить тему урока совместно с детьми | Словесный (беседа) | -Так о чем же мы сегодня будем с вами говорить на уроке? -Правильно ребята. Сегодня мы с вами продолжим говорить о парных согласных и узнаем как же правильно обозначить парный согласный звук. -И тема нашего урока: Правописание слов с парными согласными. | -Будем говорить о парных согласных и как проверять которая из них пишется. | Ф | |||||
3)Определение цели и задачи урока 12:45- 12:46 | Постановка цели и задачи урока совместно с детьми | Словесный (беседа) | -Зная тему урока, давайте подумаем, что нам сегодня необходимо сделать. -Посмотрите на слайд и продолжите предложения: Повторить (какие бывают парные согласные) Узнать (как правильно обозначить буквой парный согласный звук) Научиться (применять правило при выполнении упражнений) Подвести (итог урока) -Парные согласные мы с вами уже повторили, можно приступать к следующим заданиям. | 1)Повторить какие бывают парные согласные. 2)Узнать каким способом проверить написание парной согласной. 3)Научится применять правило при выполнении упражнений. 4)Подвести итог урока | Ф | Ноутбук, экран. | Р- Умеют при помощи учителя формулировать тему и цель урока; | |||
ІІІ. Поисково- исследовательский этап: 12:46-12:55 1)Наблюдение над фактами языка: А)Упражнение до правила. Б)графическое оформление признаков изучаемого понятия на доске. В)сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы. 2)Чтение и определение правила из учебника. 3)Возвращение к проблемной ситуации. | Анализировать формулировки правил, понятий Оформить графически части речи выделение существенных признаков Оформить правило, понятия. анализирован, уточнять формулировки правил, понятий | Словесный (беседа) Практический Работа в парах | -Давайте запишем в тетради следующие пары слов: Улыбка – улыбочка. (учитель пишет на доске) -Посмотрите внимательно и скажите являются ли эти слова однокоренными? -Какие слова называют однокоренными? -Являются эти слова однокоренными? -Назовите какой корень у этих слов? Давайте выделим корень. -В слове улыбка, какая парная согласная? Подчеркните её одной чертой. -А теперь прочитайте второе слово. -Чётко ли мы слышим в этом слове звук б? -Верно. В слове улыбаться звук б слышится отчётливо. Подчеркните в этом слове букву б двумя чертами. -А какой звук стоит после парного согласного б? -Правильно. Обведите этот гласный звук в кружочек. -В какой части слова находится парный согласный? В слове улыбка? -Правильно. -Парный согласный звук может быть в корне слова. -Но как же его проверить. Посмотрите внимательно на свои записи. -Что нужно сделать, чтобы проверить парную согласную в корне слова? Какое слово нужно подобрать? -Правильно. -А перед каким звуком должен стоять парный согласный? -Верно. -Давайте попробуем сформулировать правило, опираясь на схему. -Умнички, ребята. -Первый способ мы с вами нашли. Вы его даже уже на прошлом уроке затрагивали. -Давайте через запятую напишем следующую пару слов: лев-львы. -Какой парный согласный звук в слове лев? -Верно. Это в. Подчеркните букву в одной чертой. -Прочитайте следующее слово. -Чётко ли в этом слове мы слышим звук в? -Звук в слышится очень даже чётко. -Давайте подчеркнём букву в двумя чертами. -Обратите внимание, перед каким звуком стоит парная согласная в ? -Верно. Как и в первом правиле парная согласная в проверочном слове стоит перед гласной. -А в какой части слова находится парная согласная в? -Верно. Парная согласная может стоять и в конце слова. -А как вы думаете, слова лев и львы являются однокоренными? -Эти слова, ребята, не являются однокоренными. Так как это разные формы одно и того же слова. Первое слово у нас в единственном числе, а второе во множественном. -Что же нам нужно сделать, чтобы проверить парную согласную в конце слова? -Посмотрите на свои записи. Что необходимо сделать со словом? -Правильно. А для того, чтобы изменить слово применятся правило: один-много, то есть слово нужно поставить во множественное число. -Кто-нибудь сможет сформулировать второе правило? Как проверить парную согласную в конце слова? -Правильно. -Молодцы. Вот мы с вами и второе правило сформулировали. -Давайте ещё раз повторим наши правила. Что нужно сделать, чтобы проверить парную согласную в корне слова? -А если парная согласная стоит в конце слова? Как её проверить? -Молодцы! -А сейчас проверим правильно ли мы с вами составили схему. -Откройте учебник на странице 22 и прочитайте правило. -Правильно ли мы свами предположили? -Все ли способы проверки мы назвали? -Про какой способ мы не поговорили, ребята? -Да, вы большие молодцы. -А теперь давайте вернёмся к нашим словам, которые написал Буратино и опираясь на правило из учебника, схему, докажем Буратино, что он написал слова неправильно -Первое слово. -Какая парная согласная в этом слове? -В какой части слова находится парная согласная? -Как можно её проверить? -Молодцы. Работаем дальше. -Верно. -Следующее слово. -Умнички. -Четвёртое слово. -Правильно. И последнее слово. -Молодцы, ребята. -Давайте оценим свою деятельность. -Кто без ошибок смог подобрать однокоренные слова, чтобы проверить парную согласную – раскрасьте ключик жёлтым. У кого была одна ошибка – закрашиваем зелёным. Остальные раскрашиваем красным. -За то, что мы с вами выполнили ещё одно задание вы получаете второй фрагмент ключика. -Видите, как Буратино вами гордится. Он бы один так не смог. Но Буратино немножечко устал. Думаю, что вы тоже немного устали, выполняя такие сложные задания. Давайте встанем и потянемся, кто как хочет. -А теперь выполним физкультминутку. Физкультминутка Буратино - потянулся, Раз - нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. -Молодцы. | -Однокоренными называют слова, у которых один общий корень. -Эти слова являются однокоренными. -улыб - б. -Улыбочка. - После парного согласного стоит гласный звук. -Парный согласный находится в корне слова. -Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово. -Парный согласный должен стоять перед гласным звуком. -Чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком. -Парный согласный в. -Львы. -Звук в мы слышим чётко. -Парная согласная стоит перед гласным звуком. -В конце слова. -Нет -Изменить его -Чтобы проверить парную согласную в конце слова, нужно его изменить, то есть поставить во множественное число так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком. -Чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком. -Чтобы проверить парную согласную в конце слова, нужно его изменить, то есть поставить во множественное число так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком. -Правильно. -Нет -Можно ещё подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный стоял перед звуком н. -Голубь -б -В конце слова -Изменить слово. Голуби -В слове тетрадь парная согласная д стоит в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово тетрадочка. -Улитка. Парная согласная т. Она находится в корне слова. Однокоренное слово улиточка. -Шапка. Парная согласная п. Находится в корне слова. Нужно подобрать однокоренное слово – шапочка. -Юбка. Парная согласная б. Она находится в корне слова. Подбираем однокоренное слово – юбочка. Оценивают свою деятельность. Выполняют физкультминутку. | Ф | Взаимопроверка | Р-осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи. П- умеют наблюдать, читать, слушать; умеют обрабатывать информацию К - умеют формулировать, аргументировать свою точку зрения; умеют отстаивать свое мнение; умеют слушать и вступать в диалог | Формируют уважительное отношение к товарищу. | ||
ІV.Практический этап: 1)Выполнение упражнений
12:56- 12:59 | Применение теоритических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков | Словесный(беседа) Практический(списывание) Наглядный(учебник) | -Сейчас давайте закрепим наши новые знания, выполнив упражнение. -Найдите упражнение 35 на странице 23. -Прочитайте, что нам нужно сделать в этом упражнении. -Предлагаю выполнять это упражнение по цепочке у доски. -Приступаем к работе. Остальные пишут в тетрадях. -В тетрадках пишем аккуратно. Буратино за всеми наблюдает. -Давайте сверимся с доской. -Кто выполнил всё так же правильно раскрасьте ключик на листах самооценивания жёлтым цветом. Кто допустил одну ошибку – зелёным. У кого больше одной ошибки – красным. -Вы большие молодцы. Мы выполнили ещё одно задание и почти собрали весь ключик. -Буратино уже ждёт не дождётся, когда получит свой ключик. | -Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости звонкости –согласный. | Ф И | Умеют применять правило при выполнении упражнений | П - умеют наблюдать, читать, слушать; умеют обрабатывать информацию | |||
2)Самостоятельное выполнение 12:59- 13:05 | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирования навыков | Словесный(беседа) Практический(списывание) Наглядный(учебник) | -А сейчас возьмите конверт и достаньте листочек с заданиями. Буратино хочет проверить как вы усвоили сегодняшнюю тему и подготовил для вас задание. Найдите упражнение под номером 1. -Что вам нужно сделать? -Выполняем на этих же листочках самостоятельно. Покажем Буратино какие мы все умные и трудолюбивые. -Не забываем выделять корень у однокоренных слов. Подчёркиваем безударную гласную одной чертой, а в проверочном слове двумя чертами. -Давайте проверим. -Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Сверьтесь с экраном. Ставим плюс если подобрано правильное проверочное слово. -Верните листочки. -На листах самооценивания раскрашиваем ключик жёлтым если подобрали все слова правильно. Зелёным – допустили одну ошибку, подобрали одно слово неправильно или вообще не смогли выполнить и остальные красным. -Молодцы ребята. -Ребята, мы с вами выполнили все задания и помогли Буратино собрать свой золотой ключик. -Буратино вас благодарит и зовёт к себе в гости. | -Прочитайте. Подберите слова для проверки парного согласного звука. (столб, гриб, дорожка, лев, сторож, мороз) | Ф И | Р- осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи. | ||||
V.Рефлексивно-оценочный этап: 1)Итог урока по изученной теме 13:05-13:07 | Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной Д-ти, достижение поставленной цели. | Словесный (беседа). | -А наш урок подходит к концу. Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? -Давайте вернёмся к нашей схеме и повторим как можно проверить парный согласный. -Правильно, умнички. -А помните мы составляли план нашего урока в самом начале? -Как думаете все ли пункты мы с вами выполнили? -Давайте это проверим. Если этот пункт выполнен, то он загорится зелёным. -Молодцы. Со всеми работами справились. | -Мы говорили о парных согласных. -Нужно подобрать однокоренное слово или изменить его. -Выполнили все пункты. | Ф | |||||
2)Домашнее задание 13:07-13:08 | Закрепить полученные на уроке умения. | Словесный (беседа). | -Найдите пожалуйста упражнение 36, стр.23. Вам нужно прочитать и объяснить написание пропущенных букв и значения выделенных слов. -Но это упражнение я предлагаю выполнить дома, поэтому откройте дневники и запишите домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Ф | |||||
3)Рефлексия деятельности ученика 13:08-13:09 | Оценить свои достижения. | Практический: оценивание достижений | -Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. На краю стола лежат картинки. Ребята, у которых все ключики на листах самооценивания раскрашены жёлтым поднимают картинку буратино. Те ребята, у кого имеются ключики зелёного цвета, поднимают картинку, где изображена Мальвина. У кого есть красные ключики, показывают картинку с изображением Пьеро. | Оценивают свою деятельность. | Ф | Экран, ноутбук | Р- умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи. | |||
Итог работы класса 13:09 -13:10 | Оценить достижения класса. | Словестный (беседа). | -Ребята, вы сегодня большие молодцы. Мы с вами очень хорошо поработали. Спасибо вам за урок. -До свидания. | -До свидания. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".
Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе Тема: Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова. Учитель начальных ...
урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"
Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...
Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"
Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....
Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"
С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слабая и сильная позиция согласного. Парные согласные по звонкости-глухости"
Урок открытия новых знаний....
отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные
материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...