Урок русского языка в 3 классе. Тема "Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Власенко Татьяна Анатольевна

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Главные члены предложения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glavnye_chleny_predlozheniya.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Главные члены предложения.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: учить распознавать в предложении подлежащее и сказуемое; закрепить умение находить в предложениях главные члены.

Планируемые результаты:

Предметные: находить грамматическую основу предложения - главные члены.

Метапредметные:

- переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;

- работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- уметь слушать и понимать речь друг друга.

                                                         

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята! 
- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
- Попробуем? 
- Доброе утро всем девочкам! 
- Доброе утро всем мальчикам! 
- Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы! 
- Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

- Доброе утро всем, кто у нас на уроке!
- Я думаю, что урок у нас получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными.

- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение).
- Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем). 

    - Урок я хочу начать с загадки:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

(Весна)

- Назовите весенние месяцы.

- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- А первую букву. ( Вэ)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Давайте пропишем заглавную и строчную буквы В, в.

Словарная работа:

К-ртофель, к-пуста, м-рко-ь, п-мидор, -город, ур-жай.

- Какие это слова? (Словарные слова). Какая орфограмма в этих словах? (Безударный гласный звук в корне слова, непроверяемый ударением). С каким временем года связаны эти слова? ( С осенью).        

- Составьте предложение с одним из этих слов. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений) 
- Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске: Осенью люди собирают урожай.

- Докажите, что это предложение. (Оно выражает законченную мысль. Слова связаны по смыслу).

- Каким оно является по цели высказывания? (Повествовательное) По интонации? (Невосклицательное).
- Сколько слов в этом предложении? (4)

3. Постановка учебной задачи.

- Попробуйте прочитать предложение без первого слова; без второго; без третьего; без четвертого. Какой вывод можно сделать? (В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль). 

- Без каких слов это предложение не может существовать? (Люди собирают.)

- Можно сказать, что эти слова являются главными в предложении? (Да. Без них предложение не может существовать.)

- Подчеркните главные члены предложения.
- Кто не смог подчеркнуть?
- В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, что такое главные члены предложения.)
- Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения.)
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Главные члены  предложения.)

- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с главными  членами  предложения. Научиться  их выделять в предложении).
4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Откройте учебник на стр. 58 упр. 251

?????????????????????????

5. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты тихо сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

— Я говорю подлежащее а вы — показываете действие этих животных  -  СКАЗУЕМОЕ

Заяц (прыгает)

Медведь (топает)

Птицы (летают)

Рыбы (плавают)

Скороход (бежит)

Лягушка (скачет)

Лентяй (потягивается)

Спортсмен (делают разные движения)


6. Первичное закрепление.  
- Прочитайте предложения, которые  записаны на доске. Давайте найдём  грамматическую основу каждого  предложения.

Сегодня светит яркое солнце.

Зажурчали весёлые ручейки.

Скоро наступят весенние каникулы.

(- Давайте найдём в этом предложении слово, которое выражает грамматическое значение  предложения. Подчеркнём его двумя чертами. Это и будет сказуемое. Теперь найдём слово, которое «командует» значениями рода и числа. Это будет подлежащее. Подчёркиваем его одной чертой. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
Дети выполняют задание ЭФУ (страница 58, упражнение 2)  самостоятельно с самопроверкой по эталону. 

Творческая работа «Мозаика» ( Из отдельных частей составить картинку. По картине составить предложение и определить главные члены предложения)

ДАНЫ КАРТИНКИ ПРО ВЕСНУ

Задание.

- Прочитай запись. Выражает ли она законченную мысль.

Мальчики …………….. в снежки.

………….. катались с горы на лыжах.

- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала мысль.

- Подчеркни главные члены предложения.

- Можно ли без них построить предложение?

- Сформулируй свой ответ и запишите его в карточку.

Мы заметили, что без ……….. членов нельзя выразить …….. и построить ……….., поэтому эти слова называются …………. ………… предложения.

8. Рефлексия.
Какую цель урока мы перед собой ставили?
(Узнать, какие слова называются главными членами предложения, и научиться находить в предложении главные члены).
- Достигли цели? (Да)
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Заполнить кластер (фронтальная работа)

                        ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                                                          ____________

                                                          ____________

                                                               

                                  ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                                                            СВЯЗАНЫ

                                                           ПО СМЫСЛУ

                                                        И ГРАММАТИЧЕСКИ

             ПОДЛЕЖАЩЕЕ                                                                  СКАЗУЕМОЕ

                                                      Как подчёркиваются? 

            _________________                                                           _________________

                                                                                                         _________________

                                                                               

-Что оказалось более трудным?

10. Рефлексия учебной деятельности.
- У вас на столах лежат ладошки.

- На мизинце запиши тему урока;

- На безымянном пальце запиши, что такое подлежащее;

- На среднем пальце запиши, что такое сказуемое;

- На указательном пальце отметь, что понравилось на уроке;

- На большом пальце нарисуй смайлик настроения.

9. Домашнее задание.

-Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.

зеленая – низкий уровень

жёлтая – средний уровень

красная – высокий уровень

(З.) Спиши предложения, подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Пришла золотая осень. С деревьев опадают жёлтые листья. Птицы улетают в тёплые края.

 (Ж.) Определи границы предложений, запиши их. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

Пришла золотая осень с деревьев опадают жёлтые листья птицы улетают в тёплые края.

(К.) Составь из данных слов предложения. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Осень, золотая, пришла. Жёлтые, деревьев, листья, с опадают. Края, улетают, в, тёплые, птицы.

VIII. Итог урока.

- Какое новое открытие для себя вы сделали?

А) в предложении может быть несколько сказуемых.

Б) подлежащее может быть выражено личным местоимением.

- А сможем ли мы выразить свою мысль, если уберём из предложений

грамматическую основу?

Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?

- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?

Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!

- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.

Волк – хозяин зимнего леса.

- Назовите подлежащее? Сказуемое?

(проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении

подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке).

IX. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу.

- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?

Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.

Я сегодня открыл для себя….

Мне удалось……

Я встретил затруднения …..

Думаю, что могу помочь ….

Было интересно вместе с учителем ….

X. Домашнее задание.

Мотивирование на учебную деятельность

Актуализация знаний

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта решения проблемы

Реализация проекта.

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

  • Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
  • Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
  • Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
  • Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
  • Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
  • Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  • Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Презентация для интерактивной доски SMART....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Урок русского языка 4 класс. Однородные члены предложения.

Открытый урок русского языка в 4 классе. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....

Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.

Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....

Город Грамматика. Приложение к уроку русского языка. 3 класс. Главные члены предложения.

Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения"...