Урок русского языка в 3 классе. Тема "Главные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Главные члены предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glavnye_chleny_predlozheniya.docx | 53.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Главные члены предложения.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: учить распознавать в предложении подлежащее и сказуемое; закрепить умение находить в предложениях главные члены.
Планируемые результаты:
Предметные: находить грамматическую основу предложения - главные члены.
Метапредметные:
- переводить информацию из одного вида в другой (из словесной в графическую), отделять главное от второстепенного, использовать правила для подтверждения своей позиции;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- уметь слушать и понимать речь друг друга.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Доброе утро, ребята!
- Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
- Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
- Попробуем?
- Доброе утро всем девочкам!
- Доброе утро всем мальчикам!
- Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы!
- Доброе утро всем, кто любит конфеты!
- Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
- Доброе утро всем, кто у нас на уроке!
- Я думаю, что урок у нас получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть очень внимательными и старательными.
- Ребята, освоить русский язык трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение).
- Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем).
- Урок я хочу начать с загадки:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
(Весна)
- Назовите весенние месяцы.
- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])
- А первую букву. ( Вэ)
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Давайте пропишем заглавную и строчную буквы В, в.
Словарная работа:
К-ртофель, к-пуста, м-рко-ь, п-мидор, -город, ур-жай.
- Какие это слова? (Словарные слова). Какая орфограмма в этих словах? (Безударный гласный звук в корне слова, непроверяемый ударением). С каким временем года связаны эти слова? ( С осенью).
- Составьте предложение с одним из этих слов. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений)
- Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске: Осенью люди собирают урожай.
- Докажите, что это предложение. (Оно выражает законченную мысль. Слова связаны по смыслу).
- Каким оно является по цели высказывания? (Повествовательное) По интонации? (Невосклицательное).
- Сколько слов в этом предложении? (4)
3. Постановка учебной задачи.
- Попробуйте прочитать предложение без первого слова; без второго; без третьего; без четвертого. Какой вывод можно сделать? (В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль).
- Без каких слов это предложение не может существовать? (Люди собирают.)
- Можно сказать, что эти слова являются главными в предложении? (Да. Без них предложение не может существовать.)
- Подчеркните главные члены предложения.
- Кто не смог подчеркнуть?
- В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, что такое главные члены предложения.)
- Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения.)
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Главные члены предложения.)
- Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с главными членами предложения. Научиться их выделять в предложении).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Откройте учебник на стр. 58 упр. 251
?????????????????????????
5. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты тихо сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.
— Я говорю подлежащее а вы — показываете действие этих животных - СКАЗУЕМОЕ
Заяц (прыгает)
Медведь (топает)
Птицы (летают)
Рыбы (плавают)
Скороход (бежит)
Лягушка (скачет)
Лентяй (потягивается)
Спортсмен (делают разные движения)
6. Первичное закрепление.
- Прочитайте предложения, которые записаны на доске. Давайте найдём грамматическую основу каждого предложения.
Сегодня светит яркое солнце.
Зажурчали весёлые ручейки.
Скоро наступят весенние каникулы.
(- Давайте найдём в этом предложении слово, которое выражает грамматическое значение предложения. Подчеркнём его двумя чертами. Это и будет сказуемое. Теперь найдём слово, которое «командует» значениями рода и числа. Это будет подлежащее. Подчёркиваем его одной чертой. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Дети выполняют задание ЭФУ (страница 58, упражнение 2) самостоятельно с самопроверкой по эталону.
Творческая работа «Мозаика» ( Из отдельных частей составить картинку. По картине составить предложение и определить главные члены предложения)
ДАНЫ КАРТИНКИ ПРО ВЕСНУ
Задание.
- Прочитай запись. Выражает ли она законченную мысль.
Мальчики …………….. в снежки.
………….. катались с горы на лыжах.
- Вставь пропущенные слова так, чтобы эта запись выражала мысль.
- Подчеркни главные члены предложения.
- Можно ли без них построить предложение?
- Сформулируй свой ответ и запишите его в карточку.
Мы заметили, что без ……….. членов нельзя выразить …….. и построить ……….., поэтому эти слова называются …………. ………… предложения.
8. Рефлексия.
- Какую цель урока мы перед собой ставили?
(Узнать, какие слова называются главными членами предложения, и научиться находить в предложении главные члены).
- Достигли цели? (Да)
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Заполнить кластер (фронтальная работа)
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
____________
____________
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СВЯЗАНЫ
ПО СМЫСЛУ
И ГРАММАТИЧЕСКИ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ
Как подчёркиваются?
_________________ _________________
_________________
-Что оказалось более трудным?
10. Рефлексия учебной деятельности.
- У вас на столах лежат ладошки.
- На мизинце запиши тему урока;
- На безымянном пальце запиши, что такое подлежащее;
- На среднем пальце запиши, что такое сказуемое;
- На указательном пальце отметь, что понравилось на уроке;
- На большом пальце нарисуй смайлик настроения.
9. Домашнее задание.
-Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.
зеленая – низкий уровень
жёлтая – средний уровень
красная – высокий уровень
(З.) Спиши предложения, подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.
Пришла золотая осень. С деревьев опадают жёлтые листья. Птицы улетают в тёплые края.
(Ж.) Определи границы предложений, запиши их. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Пришла золотая осень с деревьев опадают жёлтые листья птицы улетают в тёплые края.
(К.) Составь из данных слов предложения. Найди в каждом предложении грамматическую основу и подчеркни. Определи, какой частью речи является подлежащее и сказуемое.
Осень, золотая, пришла. Жёлтые, деревьев, листья, с опадают. Края, улетают, в, тёплые, птицы.
VIII. Итог урока.
- Какое новое открытие для себя вы сделали?
А) в предложении может быть несколько сказуемых.
Б) подлежащее может быть выражено личным местоимением.
- А сможем ли мы выразить свою мысль, если уберём из предложений
грамматическую основу?
- Вернёмся к нашей гипотезе. Подтвердили ли мы своё предположение?
- Как вы думаете, а все ли тайны главных членов мы раскрыли?
Одну из тайн я хотела бы вам приоткрыть. Предлагаю поразмышлять!
- Прочитайте предложение. Найдите в нём главные члены.
Волк – хозяин зимнего леса.
- Назовите подлежащее? Сказуемое?
(проблемная ситуация при нахождении сказуемого в данном предложении
подтолкнёт детей к выводу о том, что не всю информацию об этом члене предложения они узнали на уроке, а, значит, им предстоит продолжить знакомство со сказуемым на следующем уроке).
IX. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Добились ли вы успеха? Всё ли у вас получилось?
Перед вами карточка с незаконченными предложениями. Мне хочется услышать ваши ощущения от урока.
Я сегодня открыл для себя….
Мне удалось……
Я встретил затруднения …..
Думаю, что могу помочь ….
Было интересно вместе с учителем ….
X. Домашнее задание.
Мотивирование на учебную деятельность
Актуализация знаний
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта решения проблемы.
Реализация проекта.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС
- Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
- Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
- Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
- Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
- Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
- Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
- Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Однородные члены предложения
Программа " 21 век"...
Урок русского языка 3 класс "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 3 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Презентация для интерактивной доски SMART....
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Урок русского языка 4 класс. Однородные члены предложения.
Открытый урок русского языка в 4 классе. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.
Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....
Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.
Анализ урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....
Город Грамматика. Приложение к уроку русского языка. 3 класс. Главные члены предложения.
Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения"...