Эффективные методы обучения при отработке навыков нахождения корня, суффиксов и приставок, окончания в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Описание системы изучения основных понятий морфологии и словообразования в современной начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные методы обучения при отработке навыков нахождения корня, суффиксов и приставок, окончания в начальной школе
Цель: описание системы изучения основных понятий морфологии и словообразования в современной начальной школе.
Тема «Состав слова» является для младших школьников трудной и вместе с тем исключительно важной. Трудности возникают из-за того, что усвоение этой темы предполагает наличие достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы самостоятельно и осознанно делать выводы и обобщения.
Эта тема важна по следующим причинам.
- Учащиеся овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слов.
- Учащиеся узнают об основном способе словообразования: новые слова создаются из тех морфем, которые уже существуют в языке, и по тем моделям, которые исторически сложились и закрепились в системе словообразования и т.д.
Задачи:
- Добиться осознанного усвоения учащимися понятий морфем: корня, приставки, суффикса, окончания;
- Научить навыкам анализа слов по составу (уметь находить в слове определенную морфему, подбирать к данному слову однокоренные слова с разными приставками и суффиксами, отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов)
- В процессе словообразовательных и лексических упражнений добиваться обогащения активного словаря учащихся, решать задачи развития связной речи.
Среди многочисленных методических задач, которые стоят перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, одна из важнейших – формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов.
Программы по русскому языку современных вариативных УМК при изучении структуры слова ориентируется не только на изучение морфемной структуры слова, но и на словообразовательную структуру и элементарный словообразовательный анализ. Такое изучение структуры слова не гарантирует сознательного и мотивированного анализа морфемной и словообразовательной структуры учащимися.
Поэтому для эффективного обучения необходимо, с одной стороны, более глубокое изучение понятий морфемики и словообразования. С другой стороны, необходимо более современная методическая система, способная обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное мотивированное выделение детьми всех морфем слова. Это будет способствовать развитию языковой компетенции и речевому развитию младших школьников.
Методика работы над каждой из морфем имеет свои особенности, поскольку их лингвистическая сущность специфична.
На основании методики М.Р. Львова мы предлагаем порядок введения знаний из области морфемики в начальной школе:
1-й шаг. На основе пропедевтической работы, которая проводится в 1 классе, ввести во 2 классе тему «Основа слова и окончание», на доступных примерах. Разработать методику аналитико-синтетических упражнений с их постепенным усложнением.
Начиная с 1 класса, ввести линию практического ознакомления со словообразованием: от разбора состава слова – к его модели. Практиковать упражнения на выяснение того, как слово образовалось, – и к модели.
2-й шаг. Во 2 классе ввести тему «Образование родственных слов»: практическое знакомство со словообразовательными гнездами слов. Семантический анализ образованных слов, введение их в предложения и текст.
3-й шаг. Введение понятия «корень слова» как центра словообразования, центра словообразовательного гнезда, как общей части родственных слов (по традиции). В 3 классе будет освоено определение корня как непроизводной основы. Система практических работ по моделированию структуры слова.
4-й шаг. В 3 классе - заполнение клеток на основе знаний и умений по теме «Словообразование»:
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
Начать эту работу целесообразно со слов, имеющих все 4 аффикса, например: под-став-к-а с последующим усложнением вариантов.
Особенности изучения корня.
При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня, которые в обобщенном виде можно представить в следующей формулировке: «Корень — главная часть слова, которая является общей для всех однокоренных слов. В корне заключается общий смысл всех однокоренных слов».
Методика работы над корнем,— это раскрытие, с одной стороны, роли корня как ядра лексического значения слова, с другой стороны, усвоение корня как общей части родственных слов, в которой заключена общность семантики этих слов.
Особенности изучения приставок.
Существенными признаками приставки являются:
а) ее словообразовательная функция (реже — формообразующая);
б) место по отношению к корню (всегда стоит перед корнем);
в) приставки образуют новое слово того же лексико-грамматического разряда, что и производящее, так как присоединяются к уже грамматически оформленному слову (прыгнуть — выпрыгнуть, перепрыгнуть и т. д.).
В начальных классах учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов».
С семантической ролью приставок удобнее всего познакомить учащихся на примере глаголов, поскольку для глаголов префиксальный способ образования является наиболее типичным. При этом приставочные глаголы образуются от бесприставочных. (например: везти, но вывезти за город, перевезти с одного берега на другой и т. д.).
Для ознакомления с семантикой приставок можно использовать и отглагольные существительные, например: вход, выход, переход; вылет, прилет, перелет; записка, переписка и др.)
Для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением результативными являются следующие группы упражнений.
Первая группа упражнений включает задания, основанные на сравнении однокоренных слов, семантическое различие между которыми обусловлено разными приставками (пример «От слова «ходить» образуйте новые слова, используя приставки в-, вы-. Сравните полученные слова по смыслу и по составу. Чем они сходны? Какая часть слова делает их противоположными по смыслу? Составьте предложения»).
Упражнения данной группы нацелены на развитие у учащихся умения абстрагировать смысловое значение приставки от значения, которое заключено в корне.
Вторая группа упражнений характеризуется сравнением одной и той же приставки в разных словах или сравнением приставок, имеющих близкое значение. Цель упражнений — элементарное обобщение знаний о семантике приставок. Например, учащимся предлагается сравнить слова надломить, надписать, надрезать,— установить, чем они сходны со смысловой стороны (обозначают неполноту действия). Какая часть слова передает неполноту действия?
Третью группу составляют лексико-грамматический и лексико-стилистический анализ текста. Упражнения способствуют развитию точного и осознанного употребления в речи слов с приставками.
Наряду с наблюдениями над семантикой и словообразовательной ролью приставок, проводится также работа и над формированием навыка слитного и графически правильного написания приставок. В начальных классах, как известно, отрабатывается написание таких приставок, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения (о-, об-, от-, ото-, по-, до-, с-, со-, за-, на-, над-, под-, в-, во-, пере-). Чтобы создать учащимся условия для лучшего запоминания графического образа приставок, целесообразно проводить классификацию последних (приставки с буквой о, приставки с буквой а и т. д.). Учащиеся упражняются в правописании гласных и согласных букв в приставках. Проводится специальная работа над сопоставлением и противопоставлением предлогов и приставок.
Особенности изучения суффикса
Основная задача изучения данной морфемы — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи.
Например, чтобы познакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов, учитель широко привлекает суффиксы, с помощью которых образуются слова — названия различного рода предметов (апельсин, фиалка), а также слова, обозначающие людей по их занятиям (баскетболист) и т. д. Учащиеся сравнивают между собой однокоренные слова, устанавливают между ними сходство и различие как по составу, так и по лексическому значению. На основе результатов сравнения делается вывод о том, что смысловое различие между данными словами передается с помощью суффикса, что именно с помощью суффикса от одного слова образовалось другое (типа: море — моряк, будить — будильник, холодить — холодильник, мир – мирный, мандарин – мандаринчик и т. д.).
Аналогично при знакомстве со значением уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов учитель опирается на конкретные представления учащихся и переходит от сравнения объектов действительности к сравнению слов как названий этих объектов. В частности, при наблюдении над суффиксами (-ок, -ик, -к-, -ищ) производится сравнение между собой предметов или их отдельных частей по размеру: большой дуб и маленький дубок, лапки и лапища.
Особенности изучения окончания
Первоначальное представление об окончании как изменяемой части слова, с помощью которой устанавливается связь слов в предложении, складывается у учащихся при выполнении упражнений, включающих задания, направленные на изменение формы слова в зависимости от сочетания его с другими словами в предложении.
Для усвоения и закрепления материала по теме «Состав слова» учащимся мы предлагаем комплекс заданий и упражнений. Упражнения не занимают много времени на уроке, ни в коем случае не могут проводиться в ущерб усвоению детьми знаний по изучаемой в данное время программной теме.
Упражнение № 1. При помощи суффикса образуйте слова, обозначающие лицо по профессии:
Баскетбол – (баскетбол – ист); Сноубординг – (сноуборд – ист); Бейсбол – (бейсбол – ист); Дзюдо – (дзюдо-ист); | Биатлон – (биатлон-ист); Каратэ – (карат-ист); Бокс – (бокс – ер); Пиар – (пиар – щик). |
Упражнение № 2. Образуй от слов новые слова при помощи того суффикса, который был в только что разобранном слове. Со словами, образованными детьми, можно составить предложения.
Слово, которое разбирают дети по составу | Словообразовательный суффикс в нем | Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом |
Имена существительные | ||
Советник | -ник- | Лес, школа, лыжи, путь, помощь, двор, чин |
Парашютист | -ист- | Трактор, баян, хоккей, бейсбол, программа, дзюдо, каратэ, флора |
Удочка | -очк- | Кисть, кофта, карта, черта, лента, ваза, рама |
Имена прилагательные | ||
Интересная книга | -н- | Лес, луна, осень, длина, облако, футбол, радость, вкус, свобода, компьютер |
Осиновая роща | -ов- | Шелк, малина, плод, сосна, гроза, рябина, роза, ромашка, резина |
Смолистый запах | -ист- | Камень, пух, болото, ветвь, золото, пятно, |
Дождливая погода | -лив- | Крик, счастье, талант, сон, хлопоты |
Упражнение № 3. Анаграммы. Переставляя буквы в слове, составьте слова, соответствующие указанным моделям.
1) Слиток 2) Бурак . 3) Актер . 4) Касторка
(Ответы: столик, рубка, терка, красотка.)
Упражнение № 4. «Отгадай слово»: составь слово, взяв указанные морфемы из других слов.
1) Привезти (приставка), школьница (корень), прелестный (суффикс), огромный (окончание) – пришкольный.
2) Очерк (приставка), цена (корень), тетрадка (суффикс) – оценка.
3) Подруга (приставка), игрушка (корень), читал (суффиксы) – поиграл.
4) Летчик (корень), перепрыгнул (приставка), слышать (суффикс) – перелетать.
Упражнение № 5. Выписать данные ниже слова в четыре столбика с орфограммами:
в приставках. | в корне | в суффиксе | в окончании, |
Местный, строят, растет, клеят, прилег, блестит, сдуть, свежего, шепот, мышиный, длинный, борются.
Упражнение № 6. Корни каких слов нужно вставить вместо точек, чтобы получить новые слова? Какие слова из списка оказались лишними?
Под-…-ник, под-…-ик, по-…-ик, под-…-овик, под-…ье, под-…-ка.
Слова: береза, дорога, земля, одеяло, книга, лещ, небо, нога, солнце.
Упражнение № 7.К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку. (Пример: развязать – связать)
Раздвинуть, разложить, развернуть, разлепить, вбежать, внести, въехать, ввести, вползти.
Упражнение № 8. Напиши по образцу. Выдели окончания. (Пример: новая улица – новые улицы).
Чудесная встреча, частая ошибка, чайная чашка , живая рыбка, широкое море, жилая комната.
Упражнение № 9. Образуй слова с помощью суффикса -к-.
Печь, ночь, дача, дочь, река, рука.
Упражнение № 10 Составление слов по моделям
Упражнение № 11. Подчеркни неизменяемые слова, в которых нет окончания. В изменяемых словах выдели корень и окончание.
Пальто, озеро, радио, кафе, поле, шоссе, блюдце, кино, такси, брюки.
Упражнение № 12. Вставь в пропущенных словах суффиксы. Подчеркни слова, которые состоят из корня и окончания. Выдели в других словах все значимые части слова.
Мор___ой берег, забав___ые кот__а, вишн___ые сады.
Упражнение № 13. Запиши в памятку, пропущенные слова. Как определить в слове суффикс?
1. Подбираю_____________слова без суффикса и с другими суффиксами.
2. Выделяю часть, которая стоит ____________________. Эта часть и будет суффиксом.
Упражнение № 14. Рассмотри схем. Запиши слова, соответствующие данным схемам
_________________________________________________________________
____________________________________________________________
_________________________________________________________
Подснежники, полотенце, пригородный, капуста, пограничники, тракторист, зеркало, зернышко, жёлтенький.
Упражнение № 15. Отметь слова, в которых суффикс выделен неверно.
НапильНИК, бабушКа, синеньКий, подбородОК, ранНий, осинНик, березОНЬКа, мелОК, мышКа, зеленоОВАТый, дешевизНа, почтАРЬ, паромщИК, сварЩИК.
Опыт доказывает эффективность использования комплекса упражнений, направленных на формирования навыков нахождения корня, суффиксов и приставок, окончания у учащихся на ступени начального общего образования.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования навыка нахождения корня, суффиксов и приставок, окончания способствуют активному включению учащихся в учебную деятельность, позволяющую качественно запомнить, воспроизвести знания и осознанно применить их на практике, возрос интерес детей к урокам русского языка.
Следует отметить, что постепенно у младших школьников формируется способность «видеть» морфемную структуру слова до его записи, проговаривать каждую морфему слова без предварительной записи.
Для выявления динамики сформированности морфемных умений учащимся были предложены тестовые задания (Приложение № 1), аналогичные тем, что использовались на этапе отработки навыков. Анализ выполнения таких работ показывает, что данные упражнения положительно влияют на усвоение данной темы.
Приложение № 1
Контрольный срез
- Продолжи ряд. Запиши еще одно однокоренное слова. Выдели корень.
Лес, ___________________________________________________________
Дом____________________________________________________________
2. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень.
а. гора, холм, горный, гористый.
б. вода, водичка, озеро, водный
в. дорожка, тропинка, тропка, тропа.
г. бегун, бег, прыгун, беговой.
д. морской, море, моряк, рыбак.
3. Выделите в данных словах окончания.
На озеро, высокого, рисуют, девочки
- Выдели суффикс.
Головка, стрижка, канавка, рыбка, березка, ягодка.
- Доделай по образцу. Выдели окончания.
Новая улица – новые улицы, чудесная встреча – ... , , чайная чашка – ... , живая рыбка – ..., жилая комната – ...
- Образуй слова с помощью данных приставок: под- от-- у-
Ползти бежать тащить гнать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектного метода обучения как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе
Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер....
Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС
Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Таблицы для отработки навыков скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Данные таблицы помогают отработать навыки скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе....
Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Одно из требований ФГОС к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...
Программа совершенствования методов обучения и воспитания "Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий в начальной школе"
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в школьном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной педагогике....
Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова"
Задания практико-ориетированные для отработки навыка нахождения окончания в словах и понятия "форма слова". 2-3 класс. Русский язык.Практико-ориентированные задания по математике для отработ...