Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
г. Рославля Смоленской области
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание безударной гласной в корне слова»
Урок – путешествие «Океан Грамоты»
Провела учитель начальных классов
Хорт Валентина Григорьевна
Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова»
Тема урока: «Правописание безударной гласной в корне слова»
Класс: 3, программа «Школа России»
Предмет: русский язык
Тип урока: урок закрепления пройденного материала
Форма урока: путешествие
Цель: развитие орфографической зоркости при работе над орфограммой безударная гласная в корне слова.
Задачи:
1. Образовательная: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. (закрепить знания обучающихся о безударных гласных и о способах их проверки)
2. Развивающая: развитие у обучающихся способностей к рефлексии
формирование (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений)
3. Воспитательная: воспитание доброжелательного отношения к друг другу, взаимопомощи.
Формирование УУД:
Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, планировать учебное сотрудничество, формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, учить взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, создавать алгоритм деятельности, развивать знаково-символические действия, структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, доказывать правильность выполнения заданий, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, планировать учебное сотрудничество, воспитывать культуру диалогового общения, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые результаты: демонстрировать понимание звуко- буквенных соотношений, устанавливать характер затруднений правописания гласной проверяемой и непроверяемой, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания, находить корень в однокоренных словах, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, полно и точно выражать свои мысли, чувства, познакомить с эстетическими ценностями.
Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно – иллюстративный.
Применяемые технологии: игровая, дифференцированное обучение
Основные содержания темы, понятия и термины: морская лексика, правило проверки безударных гласных.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрепите шпаги ваших мнений – мы вместе сочиним урок!
- Добрый день, ребята!
Звучит музыка (на экране кораблик, путешествующий по морю)
- Сегодня мы отправляемся на этом корабле в путешествие по островам Океана Грамоты. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами орфографии, постараемся точно применять эти правила и будем развивать орфографическую зоркость. Запишем дату отправления в путешествие в своих тетрадях.
(в тетрадях записывают число классная работа)
–Все вы ребята, будете штурманами.
Словарь урока: штурман – человек, прокладывающий путь в океане Грамоты.
Каждому штурману, за хороший ответ я буду давать якорь
Словарь урока: якорь – устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде
Нас ждёт увлекательное путешествие. Во время нашего путешествия вам необходимо соблюдать следующие условия:
1.Быть очень внимательными
2.Правильно выполнять задания.
3. Не допускать ошибок,
4. Отвечать на мои вопросы , поднимая руку.
Если мы не будем выполнять эти условия, то можем потерпеть крушение.
Учитель бьёт в колокол. (рында)
Словарь урока: склянки – их моряки называют часы. Поскольку служба и жизнь на корабле регламентируются промежутками времени, называющимися вахтами, моряки, не глядя на часы, а только по числу склянок могут определить, который получас пошел с момента их заступления на вахту.
Повернём наш штурвал.
Словарь урока: штурвал - рулевое колесо. Наше путешествие начинается.
- И мы с вами входим в реку Чистописания. В этой реке чистая, прозрачная вода. Я попрошу вас открыть тетрадки и красиво, аккуратно написать на строчке строчную букву м. Посмотрите, как это сделаю я.
(пишем 3 раза).
На этой же строчке давайте напишем соединение буквы м с буквой о: мо (музыка)
На другой строчке запишем слова: моряк, морской, приморский.
Какая орфограмма объединяет эти слова?
(Безударная гласная в корне слова)
- Молодцы, вы смогли сами сформулировать тему урока. «Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением». Это основная орфограмма, с которой мы будем работать на уроке.
А ещё, что объединяет эти слова? (общее лексическое значение)
Назовите общую часть этих слов. Кто знает, как называется общая часть родственных слов? Выделите корень?
- Молодцы. Повернём наш штурвал.
В море плавала волна,
И шумела: Я вольна!
И свободна, и бурлива!
И мы с вами вплываем в море словарных слов.
Словарная работа.
Отправляясь в плавание, моряки запасаются овощами. А какие овощи мы возьмём с собой, вы узнаете, отгадав загадки.
(Слова, которые обозначают названия этих предметов, запишите в тетрадь и подчеркните букву, которую надо запомнить )
Задание классу.
Зеленая толстуха
Надела уйму юбок,
Стоит теперь на грядке
Как балерина в пачке (капуста)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький(огурец)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (горох)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили (картофель)
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.(морковь)
Записывая слова, учащиеся обозначают в них ударение, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить: помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь.
- Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?
(В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударение, поэтому их надо запомнить)
III. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО СЛОВА. (учитель крутит штурвал)
- Итак, мы в пути. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни называли, словом погода. И мы с вами подплываем к проливу Погодный.
- А сейчас придумайте предложение со словом погода
(На улице стоит тёплая погода)
-. Давайте запишем предложение про непогоду в тетрадь и подчеркнём главные члены.(дать якорь)
Разгулялась в море непогода.
IV. Вплываем в океан Грамоты
- Но, что я вижу
Водная большая гладь,
Берегов не отыскать.
То не речка и не море,
В нем в сотни раз воды поболе. (Океан)
- Правильно. Мы с вами в Океане Грамоты.
Учитель поворачивает штурвал
Долго ли коротко мы плыли и видим долгожданную землю. Это остров. Что такое, ничего не понимаю, кто убрал буквы из названия острова, и мы не можем узнать, к какому острову подплываем.
- Ребята, как нам быть, как узнать к какому острову мы приближаемся.
(на карте остров БЗДРНХ ГЛСНХ)
- Так, главное без паники. Мы с вами проделали большую работу, устали, отдохнём и продолжим наше путешествие.
(физминутка)
- Я надеюсь, что ваши глазки отдохнули. Посмотрите внимательно на буквы, и попробуйте догадаться, к какому острову мы приближаемся.
(Остров Безударных гласных) (кто отгадает тому якорь)
- Но вот беда! Некоторых жителей этого острова медузы Буквоедки захватили в плен. Освободить же их нам поможет только Ударение.
- Как вы думаете, почему?
(Ученики догадываются, что безударные гласные можно проверитьударением)
- Ребята, какие гласные чаще всего у нас вызывают сомнение в безударном положении? (а,о,и,е)
- Какое правило проверки безударных гласных мы знаем.
Если гласный звук вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно поставь под УДАРЕНИЕ (дать якорь)
- Давайте составим алгоритм проверки безударной гласной?
1. Поставь ударение.
2. Если безударная гласная – проверь.(Подбери однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной))
3. Напиши правильную букву по звуку, который слышишь.
( На доске дети видят остров, под островом сочетание слов, вкоторых безударные гласные закрыты).
Учитель предлагает детям освободить жителей острова от злыхмедуз в данных сочетаниях слов.
К..менистое дно | П..тнистый осьминог | М..рской к..нек |
М..л..дая чайка | П..л..сатый краб | З..л..неют водоросли |
К..лючий ерш | Ск..листый берег | С..леные брызги |
К..товая акула | Уд..вительная рыба | В..лнуется море |
Д…лёкий остров | Пос..лился рак | Рыбы – прил..палы |
Первый ряд проверят второй | Второй ряд проверяет третий | Третий ряд проверяет первый |
- Давайте проверим, какие буквы вы вставили? Проверять будем, подбирая проверочные слова.
- Слова, в которых были допущены ошибки, запишем в тетрадь, и не забывайте, пожалуйста, подчёркивать безударную гласную простым карандашом.
- Ну, что ж вы молодцы.
Учитель поворачивает штурвал.
- Какие два правила, мы сегодня повторили на нашем уроке?
(написание слов с непроверяемыми буквами, безударные гласные проверяемые ударением)
Дети вспоминают еще раз правила
Перед вами на партах лежат кружки красного цвета, жёлтого и зелёного. Вы внимательно прочитайте задание и если вы сами сможете выполнить это задание, то поднимете, пожалуйста, карточку зеленого цвета, что означает: «Я могу сделать сам», карточка красного цвета означает«Я затрудняюсь. Мне нужна помощь». Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы.
Исправьте ошибки (положите в тетрадь)
1 уровень. Выберите правильную букву.
Ма/орскиежы/ители-известные хи/етрицы. А/Они всегда ловко прячутся от сва/оихвра/огов.На неба/ольшой глубине можно увидеть целые подводные леса. Это ма/орскаяка/опуста и водоросли. Вот у камня ма/орской еж. Кача/яется на тро/авинкема/орской ка/онек. Кро/асив подводный мир!
2 уровень.Исправьте ошибки. Озаглавьте текст.
Марские жытели – известные хетрецы. Они всегда ловко прячутся от сваих врогов.На небальшой глубине можно увидеть целые подводные леса. Это марская копуста и водоросли. Вот у камня марской ёж. Качается на тровинке марской канек. Кросив подводный мир!
Проверка:
1.Прочитайте слова в которых вы написали безударную гласную О, (Морские,Они, своих)
2. Прочитайте слова в которых вы написали безударную гласную И (жители,хитрецы)
3. Прочитайте слова в которых вы написали безударную гласнуюА(врагов)
Подведение итога урока.
- Наше путешествие подошло к концу.(ударить в колокол)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Чем понравилось путешествие?
- Я попрошу вас продолжить предложение
Сегодня на уроке я…
- А вот варианты продолжения этого предложения.
(слайд)
1. Узнал новые слова.
2. Повторил орфограмму разделительный Ь.
3. Развивал свою речь.
4. Повторил орфограмму безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
5. Выполнил звуко – буквенный разбор.
- Молодцы.
- Большое спасибо вам за урок, за ваши знания. Поднимите вверх якоря. Вам ребята, за хорошую работу я ставлю отметку 5.
- А теперь я попрошу вас оценить нашу с вами работу на уроке. Если вы считаете, что мы вместе работали хорошо, поднимите зелёный кружок, если вы считаете. Что работали мы не достаточно хорошо, поднимите жёлтый кружок, ну а если вы считаете, что мы работали плохо, поднимите красный кружок.
На память о нашем уроке я приготовила для вас небольшие подарки. У меня в руках волшебный сундучок. А в нём лежат красивые ракушки, но это не простые, а с пожеланиями. Вы сейчас опустите свою ручку в сундучок, достаете по одной ракушке и прочитаете пожелание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цели: расширить знания о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....
Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
Урок -путешествие .Тема"Правописание безударных гласных в корне слова"...
Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
Данный урок - урок русскгого языка во 2 классе, система развивающего обучения Л.В. Занкова. При проведении урока была использована авторская мультимедийная презентация с триггерами....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс
русский язык...
Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных гласных в корне слова." 3 класс
Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практичес...