Правописание безударных личных окончаний глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Баранцева Ольга Игоревна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_lichnyh_okonchaniy_glagolov.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «Э» классе

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Баранцева О.И.,

учитель начальных классов

Тип урока: ОНЗ

Цели урока:

- научить детей писать безударные личные окончания глаголов;

- вывести алгоритм определения спряжения  глагола с безударным личным окончанием;                               

Образовательные задачи:

- обобщить знания детей о глаголе, как части речи;

- развивать умение ставить глаголы в начальную форму;

- формировать орфографические навыки.

Развивающие задачи:

- стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных вопросов;

- совершенствовать первоначальные навыки исследовательской работы;

- развивать интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображение.

Воспитательные задачи:        

- воспитывать  умение адекватно оценивать свой труд.

Оборудование: слайдовая презентация; распечатанные задания; лист самоконтроля.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.

- Здравствуйте! Поздоровайтесь с гостями.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Прочитайте эпиграф нашего урока:

Успех - это хорошее настроение.

Французский сценарист Марсель Ашар –  писал «Считают, что успех

приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто

встает в хорошем настроении»

- Вы согласны с Марселем Ашаром?

- Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.

Учитель: - О какой части речи говорится в этом стихотворении?

- Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Ученики: Речь идёт о глаголе.

Карточка 1

  1. Глагол -  это:   а) Часть слова      б) Член предложения       в) Часть речи

  1. Глагол обозначает: а) Действие предмета   б) Признак предмета 

в) Название предмета

  1. В предложении глагол бывает:

а) Второстепенным членом     б)  Чаще всего сказуемым   в) Подлежащим

  1. Глаголы изменяются: 

а) Только по числам  б) Только по временам

в) По временам, по лицам, по числам.

5. Глаголы могут:                 а) Склоняться     б) Спрягаться

- Можно ли по окончанию глагола узнать его форму?

- В русском языке можно выделить следующие формы глаголов:

начальная (неопределенная) форма и личная форма.

Начальная (неопределенная) форма глагола не указывает на того, кто совершает действие.

Личная форма глагола: указывают на того (тех), кто совершает действие

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам? - спряжение

- Мы уже знаем, что глаголы могут изменяться по временам, могут  спрягаться - изменяться по лицам и числам. Для чего же нам нужно знать о спряжении глаголов? – грамотно писать

2) Проблемная ситуация:

Вставьте пропущенные буквы в пословицах, определите спряжение

глаголов, где  испытываете затруднения, можете писать простым карандашом.

Что посе…шь, то и пожн…шь. 

Охотник слыш….т, как лес дыш….т. 

Поспеш…шь – людей насмеш…шь.

Бездушное слово сердце замороз…т. – устно разобрать предложение.

Какую дружбу завед…шь, такую и жизнь прожив…шь.

Человек от лени боле… т, а от труда здорове…т.

Учитель  использует  технологию  инсерта.                

Условные знаки:                « + » - уже знал;            

                                             « ! » - новое;

                                             « - » - думал иначе;

                                             « ? » - не понял, есть вопросы)      

– А теперь давайте проверим. У кого не так?
– По какой части слова вы определяете спряжение?  Почему? 

(Падает ударение, сильная позиция.)
– В каких глаголах вы сомневались писать гласную в окончании и определять спряжение. Почему? (Не падает ударение, слабая позиция)

– А можно ли с уверенностью сказать, что 2  последних, глагола  1 и 2 спряжения?

 А почему нельзя? (Безударные окончание глаголов плохо слышно).

3. Постановка темы и целей урока

– Почему у нас возникли затруднения? (Потому, что этого не знаем)
– Какая тема урока? 

- Тема нашего урока «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями».
– Какие цели мы поставим перед собой? 

(Научиться определять спряжение глаголов с безударными гласными в окончаниях; потренироваться в постановке буквы Е или И в окончаниях глаголов. Выработать алгоритм работы над правильным написанием

безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения).

4)  Прежде чем выработать алгоритм давайте послушаем  Софу и Даню, которые прочитают вам  сказочную историю, которая связана с темой нашего урока.

Сказка

Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить,

а 1 спряжение – всеми остальными.

Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала.

Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пошли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, помоги нам.

- Что случилось?

По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши друзья – в царстве 2 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

- Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве

2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить.

По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.

5) Теперь давайте закрепим полученную сказочную информацию, для того, чтобы потом выполнить задание – отрывок видеоурока.

  6)                        Откройте карточку с алгоритмом:

1 шаг. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола  –

            ударное  или безударное.                              

                                                                       

2 шаг. Если  ударное  –  пишу, как слышу.

            Если  безударное  –  ставлю глагол в неопределённую форму.

3 шаг. Смотрю, какой суффикс перед  -ть-,

4 шаг. Если суффикс  -и-, то II спряжение.

            Если суффиксы -а-, -е-, -я-, -о-, -у-, то I спряжение.

   7) Игра « Будь внимателен» (физкультминутка).

Учитель:

         Я буду называть глаголы, а ваша задача – определить, нужно ли ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать спряжение.

Если надо изменить глагол, то присесть на корточки.

Если не надо, то похлопайте.

Благодарим  (хлоп.),  мешаем (корточки), сотрёшь (хлоп),

привезут (хлоп), читаем (корточки), рисуете (корточки), поёшь (хлоп), сирень (пауза), считаешь (корточки).

- Подойдите к самому высокому ученику класса.

- Теперь к тому, чье имя начинается на букву С.

- К тому в чьем имени букв больше чем звуков.

8) стр. 94 – учебник – правило

Рабочий лист!

 Закрепление – устно вставить буквы и доказать!!!

Наступа…т,                                     слыш…м,  

ду…т,  исчеза...шь,чувству...м,        дыш…т,  

лета...м,  сине…т,                             прос…м,

ожива…т,                                          гон...м.

Задание на доске пишут ученики:

- Сейчас в тетради напишите глаголы в форме ед.ч., 3 лица. Объясните правописание окончаний:

Белить, лаять, стелить, гнать, держать, знать, зависеть, дышать, жарить, помнить, видеть.

9. Итог урока:

- Какова была тема урока?

- С какой проблемой столкнулись?

 - Вернёмся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

 - Как вы считаете, смогли ли мы их достичь?

 -  Что нам в этом помогло? алгоритм

 - Что нового вы узнали? ……

- Назовите глаголы - исключения II спряжения.

- Почему эти глаголы являются исключениями?

 Рефлексия

- Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу,

Поставьте - ! знак.

У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику поставьте -? Знак.

- Спасибо за работу. (Выставление оценок)

Оценочный лист

  • «5»-все задания выполнял правильно;
  • «4»-выполнил все задания, иногда ошибался;
  • «3»-часто ошибался при выполнении заданий;
  • «2»-почти ничего не смог выполнить правильно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени

Урок- путешествие по русскому языку в 3-м классе ТЕМА УРОКА: Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.ЦЕЛЬ УРОКА: Обосновать написание безударных окон...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...