Русский язык. Тема: Местоимения, их роль в речи 3 класс
план-конспект урока по русскому языку

Селезнева Елена Васильевна

Знакомство с местоимениями, умение видеть и находить местоимения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimeniya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Открытие новых знаний

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России 

Класс: 1в 

Тема: Местоимения, их роль в речи  

Цели:

Содержательная: формировать представления о местоимениях

Деятельностная: знакомство с местоимениями, умение видеть и находить местоимения

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение у учащихся понятие о местоимениях, об их отличительных особенностях;
  2. Формировать умение распознавать слова, которые отвечают на вопрос («кто?», «что?», «что (с) делать?», «какой/ая/ие?»);
  3. Формировать умение выделять одушевленные и неодушевленные существительные.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока (о роли местоимений в речи);
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы;
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу;
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам;
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;
  6. Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Создать условия для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. Формировать положительное отношение к урокам русского языка;
  3. Создать условия для формирования интереса к языковой и речевой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение узнавать местоимение и его отличительные особенности;
  2. Умение распознавать слова, которые отвечают на вопрос («кто?», «что?», «что (с)делать?», «какой/ая/ие?»);
  3. Умение выделять одушевленные и неодушевленные существительные.

Личностные: 

  1. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. Формирование положительного отношения к урокам русского языка;
  3. Формирование интереса к языковой и речевой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока (о роли местоимений в речи);
  2. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу;
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: презентация

План урока:

 1.Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Этический заряд

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

 2.1. Пальчиковая гимнастика

2.2. Минутка чистописания

2.3. Повторение материала

3. Этап выявления места и причины затруднение

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Целеполагание

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа над темой урока

5.2. Физминутка.

5.3.Дидактическая игра « Найди лишнее слово»

5.4. Игра «Подбери пару»

6. Этап рефлексии учебной деятельности

 7.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Игра «Замени местоимением»

8.  Этап включения в систему знаний и повторения

9.  Этап рефлексии учебной деятельности

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

1.2. Этический заряд

- Ребята, меня зовут Елена Васильевна, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я,  я очень рада видеть ваши добрые лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь. Садитесь

- Ребята, давайте подготовим наши пальчики к письму , для этого проведем гимнастику

Фронтальная

Л1,

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного

материала, необходимого для

«открытия нового знания», и

выявление

затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

2.2. Минутка чистописания

- Ребята, сейчас  предлагаю вам немного позаниматься чистописанием. Откройте свои тренажеры на странице 14-ой.

- Что вы видите на первой строке?

-Итак, ребята это пословица, Маша прочитай, пожалуйста, ее вслух

-Хорошо, теперь  обведите ее, пожалуйста, не торопитесь, старайтесь выполнить все аккуратно.

- Следующим шагом будет прописать эту пословицу на третьей строке

Подчеркните любым цветным карандашом свое самое красивое слово  

- Что вы видите на второй строке, кто может мне сказать, посмотрите внимательно?

(заглавная буква в соединении со строчной)

- Пропишите, пожалуйста, вторую строку

- Пропишите, пожалуйста 3-ю строку.

-Ребята поднимите руки кто написал

Отвечают на вопросы, вспоминают

Фронтальная

Л3,

Пр.2, Пр.3,

К1,

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

2.3. Повторение материала

-Хорошо, теперь посмотрите на доску и  Поставьте вопросы к словам, которые вы видите на слайде (по цепочке)

Медведь, ослик, кот, олень, лиса, мышь, белка, тигр, заяц, лес, кенгуру.

- Какое слово лишнее и почему?

(слово лес, т.к. отвечает на вопрос «что?» и явл. неодушевленным)

- Ребята, подберите к этим словам слова обозначающие признаки, то есть помогают описать пример

(например, медведь косолапый)

- А теперь подберите слова обозначающие действия (например, медведь шатается)

- Какие из этих животных живут в лесу?( МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, ЗАЯЦ)

- Как называют животных живущих в лесу?( ДИКИЕ)

- Какое из этих животных является домашним?( КОТ)

-Что вы о нем знаете?

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

К1,

К2,

П2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка

целей

учебной деятельности и на этой

основе – выбор способа и средств

их реализации.

4.1. Целеполагание

- А сейчас посмотрим, какие вы внимательные

- Ребята, посмотрите на экран и прочтите стихотворение:

… усатый, полосатый,

Лапки греет на солнышке.

И глазами хитрыми

… следит за мышкой.

Язычком … красненьким

Облизал свой носик,

Лапочкой-подушечкой

Умывает ротик.

- Как вы думаете, какие слова пропущены? (он)

- Поставьте вопрос к этому слову (кто?)

- Это слово обозначает предмет? (Нет)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Слайд

- Какую цель мы поставим перед собой?

- А каковы задачи нашего урока?

Фронтальная

П2,

К1,

К2,

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений

его

применять как при решении

задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Работа над темой урока

Так давайте же сделаем с вами вывод: слово не называет предмет, но указывает на него (спросить учащихся для повторения)

- Вспомните, как называют такие слова. Слова, которые могут становиться на место другого (местоимения)

-К местоимениям относят следующие слова: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они – местоимения. Слайд 

-Я предлагаю записать их вам в тетради в качестве подсказки.

5.2. Физминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5.3. Дидактическая игра « Найди лишнее слово»

Давайте поиграем в игру «Найди лишнее слово»

(на слайде слова)

Мальчики, девочки, мы, учителя. Слайд

- Какое слово лишнее? Почему?

Анна Петровна, летчик, вы, генерал. Слайд

- Какое? Почему?

Миша, я, Света, библиотекарь. Слайд

- Какое? Почему?

Кукла, человек, ребенок, ты?

- Какое? Почему?

- Запишите местоимения в тетради, прочитайте какие вы записали  

- Какие вы молодцы, вы уже умеете отличать местоимения от других слов

5.4. Игра «Подбери пару».

- А теперь, я предлагаю вам поиграть в другую игру

- Вам нужно прочитать слова и подобрать к нему пару, чтобы это сделать нужно, поставить вопрос к слову.

- Какие вопросы, кто запомнил? (кто? или что?). Слайд

Он        Девочка

Она         Мяч

Оно         Кукла

        Яблоко

        Гриб

        Окно

Например ( Она-девочка)  

- Итак, кто желает попробовать?

(называют по поднятию руки)

-Ребята, запишите в тетради слова через тире , которые у вас получились  

Фронтальная

Пр.1,

П1,

П2,

Р1,

Р2,

К1,

К2,

К3

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней

речи

Задача:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 - Сейчас,  я предлагаю прочитать вам  стихотворение, которое вы видите на карточках по цепочке. Одно предложение каждый

- Вставьте в это стихотворение недостающее слово, а затем я спрошу, почему именно это слово каждый из вас вставил.

О слоне

Дали туфельку слону.

Взял … туфельку одну

И сказал: - Нужны пошире,

И не две, а все четыре!

Фронтальная

Пр.3, Л2, П1, К2

7.  Этап самостоятельной работы

с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход

извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в

типовых заданиях.

Игра «Замени местоимением»

- Верно, теперь давайте поиграем в игру «Замени местоимением»

- Я буду называть вам слово, а вы будете называть соответствующее ему местоимение и записывать его в тетрадь, сверяясь затем со слайдом презентации ( МЕСТОИМЕНИЕ ТОЛЬКО )

- Первое слово

Медведь (он), Лиса (она), Заяц (он), Мышь (она), Солнце (оно), Ветер (он), Облако (оно).

Слайд по 1 слову

- Теперь давайте каждый по  одному придумает слово , а мы должны будем сказать каким местоимением мы его заменим

Фронтальная, индивидуальная

Пр.2, Пр.3, К1

8.  Этап включения в систему

знаний и повторения

Задача:

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

– Ребята, мы с вами сегодня продуктивно поработали. Назовите мне местоимения, которые вы запомнили (я, ты, он, она, она, мы, вы, они)

- На какие вопросы отвечают местоимения? (на вопросы «кто? или что?»)

- Какое отношение они имеют к предметам? (они не называют их, а только указывают)

Фронтальная

К1, Р2, Л3

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися

Результатов своей учебной деятельности, осознание метода

построения и границ применения

нового способа действия.

- Ребята, у вас лежат на столах смайлики, если вам понравился урок и вы усвоили материал, то поднимите зеленый, а если не понравился то красный  

- Спасибо большое за урок, вы прекрасно работали, до свидания!

Фронтальная

К2, Р4, Р5, Р6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные карточки по русскому языку тема "Местоимение", 3 класс

"Местоимение"- карточки, русский язык, 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение (личное) как часть речи»

Технологическая карта урока русского языка. Тема:  «Местоимение (личное) как часть речи»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Местоимение". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять морфологические признаки местоимений; закрепление умений орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами; рас...

Методическая разработка урока по Русскому языку Тема: «Местоимение как часть речи»

Разработка урока по ФГОС с использованием иновациооных технологий....