Памятки по русскому языку и литературному чтению для учащихся 1-4 классов
методическая разработка по русскому языку

Ковальчук Светлана Адамовна

Предварительный просмотр:

Памятки  по литературному чтению для учащихся 1-4 классов

Как  работать  с  памяткой

1.Прочти  внимательно  название  памятки  и  подумай,  почему  она  так  озаглавлена.   В  названии  суть  памятки.

2.Изучи  внимательно  содержание  памятки.

3.Ответь  на  вопрос: «  Всё  ли  я  делаю  так,  как  советует  памятка?»

4.Если  делаешь  по-другому  или  в  иной     последовательности,  подумай,  почему  лучше     делать  так,  как  говорится  в  памятке. Если    трудно  или  непонятно, обратись  к  учителю.

5.Теперь  постарайся  выполнить  задание  так, как  советует  памятка.  Для  этого  прочти  пункт 1,  проговори  его  про  себя  и  выполни  все  действия  в  той  же  последовательности.

6. После  выполнения  упражнения  обратись  к  памятке  еще  раз   и  проверь,  хорошо  ли  усвоено  её  содержание.  Не  пренебрегай  этим  последним  советом!

Правила выполнения домашнего задания

  1. Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.
  2. Если что – то непонятно, не стесняйся задавать вопросы.
  3. Ежедневно и тщательно записывай домашнее задание.
  4. После школы поужинай, отдохни и принимайся за уроки.
  5. Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время.
  6. Готовь уроки всегда на одном месте.
  7. Во время подготовки уроков не отвлекайся. Телевизор и радио выключи. К разговорам не прислушивайся.
  8. Через 40-50 минут делай перерывы для отдыха на 10-15 минут .
  9. Лучше начинать подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходить к более трудным для тебя, и под конец - более лёгким предметам.
  10. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.
  11. Старайся понять то, что учишь. Никогда не зубри.
  12. Пользуйся по мере надобности словарями и справочниками. Учись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
  13. Если встретил непонятное слово, не понял задачу, то спроси у старших, у товарищей, посмотри в справочник.
  14. После выполнения письменной работы тщательно проверь её.
  15. Составь план ответа.
  16. Расскажи по плану: обдумай заранее как начнёшь рассказ, чем закончишь, какие выводы сделаешь по прочитанному. Если не удалось рассказать о главном с первого раза бегло, посмотри текст ещё раз и расскажи повторно.
  17.  Трудный материал урока надо повторять в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
  18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Знакомство с новой книгой   

 

1. Рассмотри обложку книги.  

2. Прочитай фамилию автора и название произведения.      

3.Внимательно рассмотрите иллюстрации, перелистывая книгу.                                                                                                 4.  Определи примерное содержание книги.  

 5.  Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.)

Работа со сказкой

1.  Как называется сказка, кто е сочинил?                    

2. Перечитай сказку. Как ты думаешь, какая она (бытовая, волшебная, о животных)?                                                  

3.Кто в сказке действует? Какие это герои?            

4. Какие события описываются в сказке?  

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?                                                                              7. Как относится автор к своим героям?                        

 8.Что из этой сказки вам запомнилось больше всего?

Как надо читать книгу

1. Читай медленно, не спеши.

2. При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

3. Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

4. Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.

Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.

После прочтения книги обдумай её содержание.

Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

Как отвечать на вопросы

1. Прочитай вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно.

2. Перечитай текст, отмечая карандашом те места, которые понадобятся для ответа на вопросы.

3. Еще раз прочитай каждый вопрос и ответ на него в тексте.

4. Проверь себя: закрой текст и ответь на каждый вопрос своими словами.

Как подготовить краткий пересказ

1. Прочитай текст.

2. Раздели его на части.

3. Скажи точно, о чём говорится в каждой части

4. Запиши план рассказа.

5. Кратко расскажи каждую часть.

Как читать рассказ

 1. Внимательно прочти весь рассказ.  

2.Отметь в своей памяти, как называется рассказ, кто его автор?

 3.Ответь с помощью текста на вопросы в конце рассказа.

 4.Составь план пересказа текста.

5.При подготовке пересказа обрати внимание на следующие пункты:

  • Кто главный герой рассказа?
  • Где происходит действие?
  • Как ведут себя герои рассказа?
  • Кто тебе нравится и почему?
  • Кто тебе не нравится и почему?
  • Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ.
  • Во время чтения делай пометки слов, которые вызывают у тебя затруднения.

6. Найди в словаре слова, которые были тебе не понятны.

Как составить план текста

1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

6. Проверь себя:

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

-помогут ли твои заголовки.

Как подготовить пересказ

1. Прочитай текст.

2. 0тветь на вопросы.

3. Выясни смысл новых (непонятных) слов. Не забудь их употребить в пересказе.

4. Раздели текст на части, озаглавь их.

5. Выдели главное в первой части (составь план)

6. Перескажи 1-ую часть.

7. Тоже сделай с другими частями.

8. Глядя на план, перескажи весь текст.

Как готовить задание по внеклассному чтению

1. Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.

2. Прочитай фамилию автора, название книги, издательство.

3. Узнай из справочной литературы об авторе книги, рассмотри его портрет.

4. Прочитай предисловие или вступление.

5. Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочитать своим товарищам.

6. Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.

7. Подумай над вопросами учителя и постарайся на них ответить.

8. Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.

9. Красочно оформи отзыв. Напиши, почему ты советуешь прочитать ее своим товарищам. 

Как  читать  выразительно

1.Внимательно  прочитай.  Представь  себе  то,  о  чём  читаешь.

 2.Определи  главную  мысль  прочитанного.

3.Определи  своё  отношение  к  событиям,  героям.  Постарайся  при  чтении  передать  это  отношение  интонацией.

4.Определи  свою  основную  задачу  чтения: что  ты  хочешь   передать  при  чтении.

5. Читай,  чётко  произнося  слова,  соблюдай  паузы  в  конце  предложения,  между  абзацами  и  частями  текста.

6. Выделяй  голосом  важные  места  и  мысли.

7.Читай,  представляя  перед  собой  зал,  наполненный  зрителями.  Читай  так,  будто  всё,  о  чём  читаешь,  ты видел  или  сам  пережил.

              Как  учить  стихотворение

1.Прочитай  стихотворение  вслух. Объясни смысл  непонятных   слов.  Попробуй  рассказать  стихотворение  своими  словами. Определи  настроение,  ритм  стихотворения.

2. Прочитай  стихотворение  2-3  раза,  стараясь  его  запомнить.

3. Если  стих  большой   и  трудно  запоминается  то:  раздели  стих  на  части  и  учи  по  частям,  повторяя  предыдущие  отрывки.

4. Расскажи  стихотворение  по  памяти,  при  необходимости  заглядывая  в  текст.

5.Повтори   2-3  раза  не  заглядывая  в  текст.

6.Перед  сном   и   утром  перед  школой  повтори  еще  раз.



Предварительный просмотр:

Разделы русского языка

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.

Графика – письменные знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания.

Словообразование – состав слов.

Морфология – раздел языка о частях речи.

Орфография – правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Синтаксис – раздел науки о языке,  изучающий словосочетания и предложение.

Пунктуация – все  правила о постановке знаков препинания в тексте.

Звуки и буквы

C:\Users\CloudSYS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\33а.png

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и

                                                2 знака

Согласные звуки

Всегда мягкие - Й, Ч, Щ

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц

Согласный звук бывает парными или непарным, звонким или глухим, твёрдым или мягким

Гласных звуков – 6 (а, о, у, ы, э, и)

Гласные первого ряда указывают на твердость согласного звука

Гласные второго ряда указывают на мягкость согласного звука

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука когда находятся

  • в начале слова
  • после гласных
  • после Ь или Ъ знаков

Порядок фонетического разбора слова.

1.Ударение, слоги.

2.Фонетическая транскрипция.

3.Гласные буквы и характеристика их звуков:

                       ударный  и безударные (может быть 2 звука)

4.Согласные буквы и характеристика их звуков:

                          парный или непарный,

                          звонкий и глухой,

                          твердый и мягкий

5.Количество звуков и букв.

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения

Вопросы

Выражено

Подлежащее

кто?

что?

существительным,

местоимением

Сказуемое

что делал?

что делает?

что сделает?

глаголом

Второстепенные члены предложения

Вопросы

Выражено

Определение

какой?   какая?

какое?   какие?

прилагательным,

существительным

Дополнение

– – – – – – –

вопросы косвенных падежей

кого?   чего?

кому?   чему?

      кого?     что?

кем?    чем?

о ком?  о чем?

существительным, местоимением

Обстоятельство

места

времени

образа действия

где? куда? откуда?

когда? как долго?

с каких пор?

до каких пор?

как? каким образом?

существительным, словосочетанием, различными  частями речи

Характеристика предложений

     Предложения могут быть простые и сложные. В простых предложениях одна основа, в сложных – две и более основ

Виды предложений

  • По интонации

Восклицательное или невосклицательное;

  • По цели высказывания

Повествовательное (о чем-либо говорит);

Вопросительное (о чем-либо спрашивает);

Побудительное (побуждают что-либо делать)

  • По наличию второстепенных членов

Нераспространённое (когда в предложении только главные  

                                      члены предложения)

Распространённое (в предложении есть и главные и

                                второстепенные члены предложения)

Знаки препинания в предложениях.

  • В предложениях перед союзами а, но всегда ставится запятая. Пример: Зимой холодно, а летом жарко.

                             Мороз невелик, но стоять не велит.

  • В простых предложениях при перечислении ставятся запятые.

      Пример: Мама принесла из магазина сметану, молоко, хлеб.

  • Если при перечислении один раз употребляется союз и,

то запятая не ставиться.

     Пример: На грядке росла  морковь, свёкла и капуста.

  • Если союз и повторяется несколько раз, то перед второй и последующими союзами ставится.

  Пример:  В лесу росли и берёзки, и дубки, и осинки, и кустики.

  • В сложных предложениях запятыми отделяются основы.

Пример: Весной прилетают птицы, распускаются цветочки,

зеленеет травка.

Состав слова

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Чтобы определить окончание, надо изменить форму слова.

Основа – часть слова без окончания.

Корень – значимая общая часть родственных слов.

Чтобы определить корень, надо подобрать родственные слова.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. С помощью приставки образуются новые слова. Чтобы определить приставку, надо подобрать родственные слова с разными приставками и без них.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончания существительных

-а, -я, -о, -е, -и, -ы

-у, -ю, -ом, -ем, -ой, -ей

В существительных на _ЦИЯ: -я, -и, -ю

Окончания прилагательных

-ая, -яя, -ую, -юю, -ой, -ей

-ого, -его, -ому, -ему, -им,-ым, -ом, -ем

-ое,-ее, -ого, -его,

-ие, -их, -ими, -ыми

Окончания глаголов

-а, -и, -о, -е

-ит, -ет

-ешь, -ишь, -ете, -ите

Окончаний у наречий НЕТ.

Суффиксы

Существительных

Прилагат.

Глаголов

-чик

-щик

-очк

-ечк

-онок

-ёнок

-ск

прош.вр.

-ик

-ек

-ник

-оньк

-еньк

-ат

-ят

-ов

-ев

-лив

-чив

-ть

неопр.ф.

-ок

-ёк

-ишк

-ышк

-ист

-ищ

-тель

-оват

-еват

-чат

-сь

возвратные глаголы

-ин

-ищ

-ышек

--итор

 -атор

-оньк

-еньк

-ист

-ся

-ец

-ач

-ушк

-юшк

-есть

-ость

-ин

-ын

-ущ

-ющ

-чк

-енн

-ств

-тельн

-охоньк

Приставки

Неизменяемые

в-  вы-

с-  

у-

пере-  пред-  предо-

о-  об-  обо-  

во-  до-  со-

от-  ото-  

по-  под-  подо- про-

за-  на-  над-  надо-

НЕ-  -  в наречиях под ударением

            и в остальных частях речи

НИ-  – в наречиях без ударения

ПРЕ -  в значении очень (превкусный)

            в значении пере- (преградить)

Изменяемые

рас-  (рос-)

раз-  (роз-)  (разо-)

чрез-   через-

без-   (бес-)

из-   (ис-)

низ-   (нис-)

воз-  (вос-)

вз-  (вс-)

З в приставках – перед звонкой согласной, перед гласной;

С в приставках – перед глухой согласной

бездарный –  беспомощный

возраст – воспитывать

_________________________________

О в приставках под ударением

А в приставках без ударения

роспись - расписаться

Иноязычные

а-  анти-  архи-  интер-  контр-  ультра-  де-  дез-  дис-  ре-  экс-  им-

Имя существительное – значимая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Начальная форма имени сущ. – ед.ч., кто? что? (И.падеж)

Имена существительные бывают

  • собственные или нарицательные
  • одушевленные или неодушевленные

Имена существительные могут быть единственного или  

                                                        множественного числа

Род имени существительного

Мужской род – он, мой

Женский род – она, моя

Средний род – оно, моё

Склонение:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж.р.

-а, -я

м.р.

ж.р.

Ь

м.р.

ср.р.

- о, -е

Падежи:

Именительный

кто?

что?

Родительный

(нет)

кого?

чего?

Дательный

(даю)

кому?

чему?

Винительный

(вижу)

кого?

что?

Творительный

(горжусь)

кем?

чем?

Предложный

(говорю)

о ком?

о чем?

Морфологический разбор им. сущ.

1. Часть речи

2. начальная форма (И.падеж, ед. число)

3. Собственное или нарицательное

4. Одушевленное или неодушевленное

5. Род

6. Склонение

Непостоянные признаки:  7. Падеж       8. Число

Имя прилагательное – значимая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Род            имени прилагательного зависит от рода, числа

Число         и падежа имени существительного

Падеж

Прилагательное во мн. числе по родам не изменяются.

Окончания прилагательных легко определить по роду и запомнить с помощью вопросов:

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

мужской род

какой?

– ой, - ий,  - ый

женский род

какая?

– ая,  -яя

средний род

какое?

– ое, -ее

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

какие?

- ие - ые,

       

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

единственное число

мн. число

м.род

ж. род

ср. род

И.п.

какой?

-ый, -ий

какая?

-ая, -яя

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие, -ые

Р.п.

какого?

-ого, -его

какой?

-ой, -ей

какого?

-ого, -его

каких?

-их, ых

Д.п.

какому?

-ому, -ему

какой?

-ой, -ей

какому?

-ому, -ему

каким?

-им, -ым

В.п.

какой?

-ий, -ый

какую?

-ую, -юю

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие, -ые

Т.п.

каким?

-им, -ым

какой?

-ой, -ей

каким?

-им, -ым

какими?

-ими, -ыми

П.п.

о каком?

-ом, -ем

о какой?

-ой, -ей

о каком?

-ом, -ем

о каких?

-их, -ых

Глагол – это значимая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? В предложении глагол является сказуемым.

ЗАПОМНИ:

  • Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют глаголы, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, невзлюбить.
  • Перед глаголами НИКОГДА не бывает предлогов
  • В глаголах после шипящих всегда пишется Ь знак

напишешь, порисуешь,  полюбуешься, улыбаешься, беречь, печь

Глагол имеет начальную форму неопределенную форму  что делать?)

                                                                                                       что сделать?.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид – (что сделает? действие уже сделано,  закончено)  напишет

Несовершенный вид – (что делает?  действие не закончено).пишет

Глаголы изменяются по:

Временам:

Настоящее время – что делаю? говорю, смотрю.

Будущее время – что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить.

Прошедшее время – что делал? говорил, сказал.

У глаголов  прош.вр.  есть суффикс -л.

Лицам:

1 лицо – я, мы (говорю, говорим)

2 лицо – ты, вы (говоришь, говорите)

3 лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)

Глаголы  настоящего и будущего времени  во 2 л.,  ед.ч., имеют окончание   -ешь, -ишь  (играешь, думаешь)  

На конце глаголов во 2 л., ед.ч., пишется мягкий знак

Числам: Ед. число – смотрит. Мн.число – смотрят

Родам:

М.род – он смотрел      Ж.род – она смотрела      Ср.род – оно смотрела.

Окончания глаголов в настоящем и будущем времени – это личные окончания.

Спряжение глаголов

изменение  глаголов  настоящего и  будущего времени  по лицам и числам.

Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

1 спряжение –     -у(ю), -ем, (ёт) -ешь,  ете,- ет, ут (ют).

2 спряжение –     - у (ю), им,- ишь, ите,- ит, ат(ят).

Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:

1 спр. – в  окончаниях гласная  -Е(Ё),  а в  3 л., мн.ч.  –ут (-ют)

2 спр. – в    окончаниях гласная    -И,  а в 3 л., мн.ч.  -ат (-ят)  

   Спряжение глаголов с безударными  личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед  -ть.

Суффикс   указывает на 2 спряжение.

Суффиксы -а-,-у-,-я-,-е-,-о – на 1 спряжение.

К 1 спряжению относятся все глаголы на  -еть, -ать, -оть, -уть, -ть , и глаголы брить, стелить

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)   и глаголы: гнать, держать, смотреть  и видеть

                дышать, слышать, ненавидеть

                и зависеть, и  терпеть, и обидеть, и вертеть.

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи

2. Начальная форма

3. Вид  (совершенный  что сделать?    несовершенный   что делать?).

4. Спряжение

5. Число, время, лицо, род (в прош. времени)

6. Роль в предложении

Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия предмета и другого признака. Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? как? откуда?  почему?  зачем?    

В предложении наречия чаще всего бывает обстоятельствами.

ЗАПОМНИ:

слева           налево        влево              впереди

справа         направо      вправо            сверху

изредка       быстро        надо                потому

иногда 

сначала

снова

оттуда  

   вокруг                   поблизости          вперед                  издали

назад                     издалека               сзади                     вдалеке

спереди                вместе

Значение

Вопросы

Примеры

1.Наречия  образа

действия

как?

каким образом?

наскоро, отлично, напряженно, тихо, хорошо ,плохо, медленно, громко, замечательно, часто, быстро, блестяще.

2.Наречия времени

когда?

с каких   пор?

до каких пор?

как долго?

когда,   прежде, ежечасно,  годами, сегодня, задолго, сперва, завтра, вскоре, сначала,  теперь.

3.Наречия места

где?

куда?

откуда?

где, здесь, там, нигде, кое – где, влево, вниз, внизу, вдалеке, туда, сюда, домой, везде, издалека, изнутри,  куда, откуда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов....

Тесты по литературному чтению для учащихся 1-го класса.

Тесты по литературному чтению для учащихся 1 класса. В тестах детям предлагаются тексты для чтения и вопросы по содержанию. Тесты можно использовать для подготовки к проверке техники чтения или к мони...

Справочник по литературному чтению для учащихся 1-4 классов

Справочник по литературному чтению поможет учащимся при выполнении домашних заданий, а также систематизировать и обобщить знания, получаемые на занятиях в школе....

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа предназначена для учащихся начальных классов, обучающихся по УМК "Начальная школа 21 века". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Викторина по литературному чтения для учащихся 1-2 классов

Викторина по литературному чтения для учащихся 1-2 классов состоит из 26 вопросов с тремя вариантами ответа....

Памятки по литературному чтению для учащихся 1-4 классов

Сборник памяток для обучающихся 1-4 классов по чтению....

интеллектуальная игра по русскому языку и литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Игра для учеников 3-4 классов по русскому языку и литературному чтению....