Технологическая карта урока русского языка «Слова- синонимы» (УМК «Начальная школа 21 века» , 2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 04.03.22 Школа: Академический лицей № 95 Класс: 2-1 Урок: 1 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 112 | Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна Группа: 33 Учитель: Пискунова Ирина Викторовна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока: «Слова- синонимы»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования понятия «слова-синонимы».
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить с понятием «слова-синонимы» посредством правила;
- Изучить оттенки значений слов-синонимов посредством выполнения упражнений;
- Формировать умения подбирать синонимы для точной характеристики слов посредством упражнений.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством групповой работы;
- Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
- Развивать познавательные интересы детей.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной работы;
- содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством выполнения упражнений.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И 2 класс, 2 часть (УМК «Начальная школа 21 века»), учебная презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Анастасия Дмитриевна. Пожалуйста, присаживайтесь. -Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Если вы готовы начать продуктивную и интересную работу, покажите палец вверх. Он означает, что вы готовы к нашему занятию. -Отлично! -Теперь я уверена, что наше занятие пройдет увлекательно, и вы узнаете для себя много нового. | Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Показывают «знак готовности». | Л: Самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Учебная презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: Словесный: беседа И Практический: (запись числа в тетради) И Практический: (разгадывание ребуса) И Практический: (прослушивание текста) Практический (словарно-лексическая работа) Ф Словесный: (подводящий диалог) | Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности. - Давайте вспомним правила посадки на письме? Организует пальчиковую разминку. - Перед работой разогреем пальчики: Вверх по лесенке пойдем (соединяем пальцы рук по очереди) Друга верного найдем (соединяем пальцы свои и соседа по парте) Дальше вместе мы пойдем (замок) -Запишите число- 04 марта. Классная работа. -Ребята, посмотрите на слайд, вам нужно будет разгадать ребус.
-Совершенно верно, ребята! -Сейчас мы будем составлять с вами кластер с этим словом. -Что вы знаете о словах? -Вы будете называть, а я запишу их в кластер. -Подождите! -Мне пришло какое-то письмо. -Интересно! От кого же оно? Нам пишет ученик 2 класса из соседней школы. -Давайте прочитаем его письмо. С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки -Что вы прочитали? -Понравился он вам? Почему не понравился? -Что в нем не так? -Что вы заметили? -Верно. Повторяется слово «ребята». -Давайте выпишем это слово. -Какое оно? -Запишите с новой строчки слово «Словарь», поставьте двоеточие и запишите слово «ребята» Это словарное слово, верно, а как мы работаем со словарными словами? -Поставьте ударение, разделите на слоги, найдите опасное место и подчеркните, кто поработает у доски? -Вернемся к тексту письма. -Можем ли мы его изменить? -А какие слова помогут изменить текст? -Давайте исправим текст. -Зачеркнем слово ребята и сверху напишем слова: дети, детвора… -Допишем в словарной работе, какими словами заменили слово ребята. -Пишем рядом со словом ребята, через запятую: дети, детвора -Посмотрите на эти слова, прочитайте их. Что можете о них сказать? -Что их объединяет? -Давайте дополним наш кластер этой информацией. -Кто скажет, почему мы можем заменить слово «ребята» другими словами? -Кто-нибудь из вас знает, как называются слова в русском языке близкие по значению? -Абсолютно верно! | -Сиди прямо, опирайся спиной на спинку стула, не опирайся грудью на стол, ноги держи прямо, голову, плечи держи ровно, обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см. Выполняют упражнения. Записывают число в тетрадь. СЛОВО. Заполнение кластера. Слушают текст письма. Прочитали текст. Не понравился, т.к. в нем есть повторы. Повторяется слово «ребята» в каждом предложении. Это слово словарное. Выполняют словарную работу-выписывают слово, делят на слоги, ставят ударение. Подбирают синонимы к слову ребята: дети, детвора, малыши детвора, друзья и др. Исправляют текст на доске. Записывают слова в словарь. Они похожи. Они близкие по значению. Это синонимы. | П: повторить уже пройденный материал. Р: выработать учебную мотивацию. К: учет разных мнений. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация Учебная презентация | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: метод предположения | Самоопределение к деятельности. - Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. -Как вы думаете, а какая тема нашего урока? - Какие цели на урок мы поставим перед собой? -Итак, вы совершенно правы! Тема нашего урока: «Слова-синонимы», цели нашего урока: узнать, как называются близкие по значению слова, изучить оттенки значений и научиться их находить в тексте. | Знакомиться со словами близкими по значению. Слова близкие по смыслу/слова-синонимы. Узнать, как называются близкие по значению слова, научиться находить их в тексте. | П: уметь формулировать тему и цель урока. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: совместная деятельность. Л: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Учебная презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф: Словесный (беседа) И Практический: (заполнение кластера) Практический: (вывод) | Создание обстановки, направленной на поиск информации. -Вы готовы быть исследователями? -Что нам поможет в исследовании? -Откройте учебник на странице 42, посмотрите упр. 1 - Что вы видите? -А как мы изменили текст? -Верно. - Прочитайте. Сравните. Надо исправить ещё какие-нибудь слова? -До конца справились с заданием? -Запишем еще слово «малыши» в строку рядом со словами ребята и дети. (словарная работа) -Прочитайте еще раз слова: ребята, дети, малыши -Что еще можно сказать об этих словах? На какой вопрос они отвечают? -Верно! -Что можем записать в кластер? -Кто сделает вывод по кластеру, что же такое синонимы? -Сравните свой вывод с выводом автора. -Выводы совпали? -Отлично, значит мы хорошо поработали с вами! Сейчас мы немного разомнемся. Встаем возле своих мест. Проверьте, что вы никого не ударите и не будете мешать. Внимание на экран. | Да. Учебник. Открывают учебник. Тот же самый текст. Заменили слово «Ребята». Дети читают и сравнивают тексты в учебнике. Да. Записывают слово в словарную работу. Читают слова. Это слова близкие по значению Кто? У синонимов один и тот же вопрос. Делают вывод: слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. Сравнивают. Выводы получились одинаковыми. Да. Выполняют упражнения. | П: уметь самостоятельно добывать новые знания. Р: выработать учебную мотивацию. П: определение основной и второстепенной информации. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. К: сотрудничество в приёме информации. | Учебная презентация Учебник Видеофрагмент | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | П Практический: выполнение задания Практический: (заполнение кластера) | Организует работу в парах. Для более точного усвоения правила. -А сейчас мы поработаем с вами в парах. -Какие правила работы в парах вы знаете? -Абсолютно верно. -Открываем учебники на странице номер 44, найдите упражнение 2, давайте прочитаем задание. -Что вам нужно сделать? -Верно. -Работать будем так: 1 парта 1 ряда переписывает в тетрадь первое предложение, 2 парта переписывает в тетрадь 2 предложение, 3 парта переписывает 3 предложение (Называю каждой парте свое предложение) -На это задание у вас есть 2 минуты, приступайте. -Итак, ваше время вышло. Давайте проверим, что у нас получилось -Абсолютно правильно! -Какой вывод мы можем с вами сделать? -Правильно, давайте прочитаем правило на странице 44. -Это будет следующей пункт в нашем кластере- Слова-синонимы не всегда совпадают, часто синонимы различаются оттенками значений (друг-приятель).
| Уважать мнение каждого, приходить к общему выводу, не перебивать. Читают задание. Выбрать слова, поставить в нужную форму, переписать. Выполняют задние. Проверяют. Значение синонимов не всегда совпадают. Читают правило. Заполняют кластер. | П: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. П: построение логической цепи рассуждений, доказательств. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация Учебник | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практический: выполнение задания на карточке Словесный: (беседа) | Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа по поиску синонимов в тексте. -Итак, ребята, сейчас я каждому из вас раздам карточку с текстом, вам нужно будет подписать ее, затем найти в ней слова синонимы и выписать их ниже, работаете прямо в карточках. -На это задание у вас есть 3 минуты. Приступайте. -Ребята, время вышло. Какие трудности у вас вызвало это задание? -Хорошо хочет прочитать какие синонимы вы выделили? -Ребята, как вы считаете слова: белые, желтые, голубые являются синонимами? -Почему? -Совершенно верно! -А как вы думаете, слова: светят, сияют, сверкают, мерцают- синонимы? -Объясните свою точку зрения. -Абсолютно верно. -Поменяйтесь карточками с соседом по парте и по эталону на слайде проверьте корректность выполнения задания. -На слайде вы видите критерии оценивания. Опираясь на них, выставьте оценку своему соседу по парте. -Хорошо, теперь сдаем карточки мне на стол. | Выполняют задание. Не могли точно определить. являются ли слова синонимами. Читают. Нет. Кластер: слова должны отвечать на один вопроса- в этом случаи отвечают, слова должны быть близкими по значению- нет, потому что это определенные цвета, они не являются близкими по значению. Да. Кластер: слова должны отвечать на один вопроса- в этом случаи отвечают, слова должны быть близкими по значению- да, они близки по значению, потому что описывают как «по-своему» светят звезды. Проверяют. Выставляют оценку. Сдают работы. | П: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: анализ, синтез, сравнение. Регулятивные: оценка. | Учебная презентация Раздаточный материал | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И Практический: Выполнение упражнения Ф Словесный: опрос | Организация работы над упражнением. -Ребята, найдите упражнение 3. Я предлагаю вам поработать в группах. -Какие правила работы в группах вы знаете? -Отлично! -Давайте прочитаем задание. -Что вам нужно сделать в этом упражнении? -Верно. -Разделимся на группы по 4 человека. У 1 группы будет 1 слово, у второй 2. (Называю каждой группе слово) -На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. Время пошло. -Ребята, ваше время вышло. Давайте прочитаем, что какие предложения у нас получились. -Отлично, мне нравятся ваши предложения. -Ребята, а почему данные слова являются синонимами? -Абсолютно верно! | Открывают учебник. Слушать мнение каждого, работа сообща, не перебивать. Читают задание. Нам нужно составить и записать предложения со словами. Составляют предложение со словом. Читают свои предложения. Потому что, они имеют общее значение, но у каждого из них свой оттенок значения. | П: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Р: контроль, коррекция, оценка. П: установление причинно- следственных связей. К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Учебная презентация Учебник | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа | Самооценивание результатов. Подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала. -Ребята, какая была тема нашего урока? -А какие цели мы ставили перед собой? -Совершенно верно. А теперь в парах расскажите друг другу, что такое слова-синонимы и что такое оттенки значения. -Что вы запомнили больше всего? -Что вам сегодня понравилось на уроке? -Отлично! -На слайде вы можете увидеть смайлики, выберите тот, который выражает ваше настроение от пройденного урока. Поднимите руку, у кого счастливый смайлик. А теперь у кого-то грустный и почему? -Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен. | Слова-синонимы. Узнать, как называются близкие по значению слова и научиться их находить в тексте. Рассказывают в парах материал урока. Ответы детей. | П: уметь оценивать себя и свои достижения на уроке. Р: выработать учебную мотивацию. К: планирование учебного сотрудничества. Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....
Технологическая карта урока русского языка «Текст-повествование» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представления у обучающихся о тексте-повествования.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания о тексте-описание и его признаках;формировать знания ...
Технологическая карта урока русского языка "Текст-описание"" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: создание условий для получения новых знаний о тексте – описанииЗадачи урокаДидактические:познакомить учащихся с особенностями описательного текста;форми...
Технологическая карта урока русского языка «Словообразовавние глаголов» (УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, 2 часть).
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление усвоенных знаний о словообразовании глаголов. Задачи урока: Дидактические:1. Совершенствовать умение определять способы словообразования гла...
Технологическая карта урока русского языка "Слова-антинимы" (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимовДидактические:1) познакомить с понятием &laqu...
Технологическая карта урока русского языка "Слова-синонимы" (УМК «Начальная школа XXI», 2 класс)
Цель урока: формирование понятия «синонимы» и умения их определять и использовать в речи. Задачи урока Дидактические: 1) дать представление о том, что такое синонимы; 2) учить определ...
Технологическая карта урока русского языка "Слова-антонимы" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимов к словам.Задачи урока Дидактические: 1) позн...