Технологическая карта по русскому языку "Что такое местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока «Что такое местоимение»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока:Формирование у обучающихся представлений о местоимениях.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с понятием местоимение 2.Научить заменять имена существительные местоимениями
| Предметные: 1. распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении 2. работать с текстом:
|
Развивающие: 1. Развивать орфографическую зоркость; 2. Развивать внимание и мышление. | Личностные: 1. проявлять интерес к новым знаниям; 2. осознавать важность изучения русского языка; |
Воспитательные: 1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; 2. Воспитывать культуру речи учащихся. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта по русскому языку "Что такое местоимение" | 327.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 27.04 Школа: ОЦ № 1 Класс: 2 Кабинет: 215 | Учитель: Сапожникова Наталья Викторовна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна Студент: Брагина Ксения Артемовна |
Тема урока «Что такое местоимение»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока:Формирование у обучающихся представлений о местоимениях.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с понятием местоимение 2.Научить заменять имена существительные местоимениями | Предметные: 1. распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении 2. работать с текстом: |
Развивающие: 1. Развивать орфографическую зоркость; 2. Развивать внимание и мышление. | Личностные: 1. проявлять интерес к новым знаниям; 2. осознавать важность изучения русского языка; |
Воспитательные: 1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; 2. Воспитывать культуру речи учащихся. |
Оборудование:
ЭТАПЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учебной деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Артемовна. Повернитесь к своему соседу подарите яркую улыбку и дайте пять. Я желаю вам успехов на сегодняшний урок и удачного выполнения заданий. Перед началом работы вспомним правила поведения на уроке.
| Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. - Отвечать по руке - Быть внимательными - Не перебивать отвечающего. | Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций. Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | |
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, П Словесный: опрос, беседа. Наглядный: показ слайдов Практический: выполнение задания на карточках | 1. Повторение пройденного материала. - Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но, чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутка чистописания: Дальше всех, совсем в конце, В алфавите буква ... Прописываем букву я до конца строки. -Что такое речь? -Какие части речи вы знаете? -Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать? -Правильно. Работаем цепочкой. (Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок) | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. -я -Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем. -Имя существительное, имя прилагательное, глагол. -Нужно распределить слова по частям речи. -Существительное - работа, медведь, урок -Прилагательное - синий, храбрая -Глагол - писать, косить | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | Учебная презентация: слайд №2 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа. Наглядный: показ слайдов | Подведение к формулировке темы и целей урока. -Почему вы распределили не все слова? -Мы употребляем эти слова в речи? -Могли бы обойтись без них? -С чем мы сегодня познакомимся на уроке? 2. Совместно с детьми формулируют тему и цель урока. - Ребята, сейчас мы узнаем тему урока, для этого составьте буквы в правильном порядке - М С Т Е О Е И М Н Е И - Какое слово получилось? - Теперь мы знаем тему урока? тема нашего сегодняшнего урока. - Какие цели перед собой поставим? На слайде представлены слова-помощники: 1. Узнаем… 2. Научимся… - Подумайте, какой план мы выстроим на сегодняшний урок: | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. -Потому что они не относятся ни к одной из групп. -да -нет -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи. - местоимение - местоимение. ЦЕЛИ: - узнаем о местоимениях - научимся применять местоимения в своей речи ПЛАН: 1.Узнаем о новой части речи Выполним задание Закрепим его на практике Выполним самостоятельную работу Подведем итог | Регулятивные: составлять план действий; принимать себя и других не осуждая. Познавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке. | Учебная презентация: слайд №4 (Тема и цели урока) |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесный: беседа. Наглядный: показ слайдов Практический: работа на карточках | 1. Организует открытие для детей новых сведений. 2. Организует закрепление изученного материала. 3. Организует включение изученного материала в систему знаний. - Обратите внимание на слайд. Прочитайте и назовите мне сказку. Что вы заметили? скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо или предмет? - на что указывает слово он? -Кто себя называет словом я? -к кому обращаются с речью, употребляя слово ты? -Вместо каких имён существительных употребляется слово они? - Что вы можете мне сказать насчет местоимений? Сейчас откройте учебник на странице 101. - Прочитайте правило. - Какие местоимения мы уже с вами узнали? - Правильно, так же существуют такие местоимения как, она, оно, мы, вы. - Кто сможет рассказать мне обобщить все о местоимении, опираясь на то, что мы только что изучили? - Молодцы, давайте выполним упражнение № 173 - Прочитайте стихотворение. - Кто понял, о чем это стихотворение? - Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся? - Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения. - Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается? - Да, вы правы. Зачитайте это предложение. - Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике? - Сколько строчек оно займет у вас? - Приступайте к записи предложения. - Подчеркните местоимения. - Каких местоимений нет в тексте? - Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение? - Назовите местоимения. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. - Теремок - местоимения указывают на предметы, но не называют их, используются вместо имён существительных. - на теремок - лягушка - к мышке - вместо мыши и лягушки - они не называют предметы, а указывают на них. Местоимения это часть речи. - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Он, я, ты, они. - Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Читают стихотворение - О том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой. - Я, ты, мы – местоимения. Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием. Читают предложение - Предложения записаны друг под другом. - 6 строчек. Записывают предложение Подчеркивают местоимения - Вы, он, она, оно, они. - Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться | |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Словесный – беседа, разъяснение; Частично-поисковый – анализ языкового материала; Практический – упражнение | - Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений. Мы, он, Она - Кто хочет прочитать то, что у него получилось? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - Кто ещё хочет прочитать своё предложение? - Давай запишем твоё предложение на доске. - Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - И последний, кто хочет рассказать то, что он написал. Давай запишем твоё предложение на доске. Не забудь подчеркнуть местоимение. - Какое местоимение ты использовала? - А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений? Хорошо, молодцы. - Что мы с вами сейчас учились делать? - Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана? - Что мы будем дальше выполнять? - Правильно. Но перед началом, нам нужно немного размяться. | Записывают свои предложения на доску - Он накрылся одеялом. - Он - Мы купили семена. - Мы - Она выключила свет. - Она - Он-Ваня, мы-я и мои друзья, она-мама, - Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Самостоятельная работа | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый – поиск прилагательных в тексте; Наглядный – демонстрация слайда; Практический – упражнение | 1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения; 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Сейчас я раздам вам карточки по вариантам, вашей задачей будет внимательно читать задание. На задания я дам вам 7 минут. Перед выполнением подпишите свою фамилию. - Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд. - Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-». - Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа. - Обменяйтесь обратно. | Смотрят на слайд. Выполняют самостоятельную работу. Отвечают на вопросы. Выполняют проверку со слайда. | ||
Включение в систему знаний | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Частично-поисковый – анализ языкового материала; Практический – упражнение. Частично-поисковый – заполнение пропусков; Наглядный – демонстрация слайда | - Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174. - Назовите предметы на рисунках. - Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске? - Посмотрите на образец. - Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать. - А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение. - Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске. - Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? - Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку. - Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите 5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2. - Запишите домашнее задание №172 | Открывают письмо и читаю. Читают задание учебника - Пальто, цветок, лампа, коньки. Записывают слова Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они). - Рюкзак, собака, велосипед, яблоко. Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно) Проверяют работы Записывают домашнее задание. | ||
Рефлексия деятельности (2 – 3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа, опрос. Наглядный: Показ слайдов. | 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. 2. Самооценивание. - Какой была тема сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их? - Мы все пункты плана выполнили? - Что мы изучали сегодня? - Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений? - Спасибо вам за работу, до свидания! | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. - То, что оно согласуется с именем существительным. - Научиться устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. | Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. | Учебная презентация: слайд №9 (Тема, цели урока) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение (личное) как часть речи»
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение (личное) как часть речи»...
Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...
Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения 1, 2, 3 лица", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока «Личные местоимения 1, 2, 3 лица»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о личн...
Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (УМК Школа России,3 класс)
Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения опред...
Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...
Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...