Технологическая карта по русскому языку "Что такое местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Брагина Ксения Артемовна

Тема урока «Что такое местоимение»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:Формирование у обучающихся  представлений о местоимениях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить обучающихся с понятием местоимение

2.Научить заменять имена существительные местоимениями

 

 

Предметные:

1. распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении

2. работать с текстом:

 

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость;

2. Развивать внимание и мышление.

Личностные:

1. проявлять интерес к новым знаниям;

2. осознавать важность изучения русского языка;

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2. Воспитывать культуру речи учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 27.04

Школа: ОЦ № 1

Класс: 2

Кабинет: 215

Учитель: Сапожникова Наталья Викторовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Студент: Брагина Ксения Артемовна

Тема урока «Что такое местоимение»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:Формирование у обучающихся  представлений о местоимениях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить обучающихся с понятием местоимение

2.Научить заменять имена существительные местоимениями

Предметные:

1. распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении

2. работать с текстом:

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость;

2. Развивать внимание и мышление.

Личностные:

1. проявлять интерес к новым знаниям;

2. осознавать важность изучения русского языка;

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2. Воспитывать культуру речи учащихся.

Оборудование:

ЭТАПЫ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учебной деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа. 

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Артемовна. Повернитесь к своему соседу подарите яркую улыбку и дайте пять. Я желаю вам успехов на сегодняшний урок и удачного выполнения заданий.

Перед началом работы вспомним правила поведения на уроке.

 

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

- Отвечать по руке

- Быть внимательными

- Не перебивать отвечающего.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Актуализация знаний и мотивация  

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: показ слайдов

Практический: выполнение задания на карточках

1. Повторение пройденного материала.

- Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но, чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания:

Дальше всех, совсем в конце,

В алфавите буква ...

Прописываем букву я до конца строки.

-Что такое речь?

-Какие части речи вы знаете?

-Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

-Правильно. Работаем цепочкой.

(Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок)

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.

-Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

-Нужно распределить слова по частям речи.

-Существительное - работа, медведь, урок

-Прилагательное - синий, храбрая

-Глагол - писать, косить

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Учебная презентация: слайд №2

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: показ слайдов

Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Почему вы распределили не все слова?

-Мы употребляем эти слова в речи?

-Могли бы обойтись без них?

-С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

2. Совместно с детьми формулируют тему и цель урока.

- Ребята, сейчас мы узнаем тему урока, для этого составьте буквы в правильном порядке

- М С Т Е О Е И М Н Е И

- Какое слово получилось?

- Теперь мы знаем тему урока?

 тема нашего сегодняшнего урока.

- Какие цели перед собой поставим? На слайде представлены слова-помощники:

1. Узнаем…

2. Научимся…

-  Подумайте, какой план мы выстроим на сегодняшний урок:

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Потому что они не относятся ни к одной из групп.

-да

-нет

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

- местоимение

- местоимение.

ЦЕЛИ:

- узнаем о местоимениях

- научимся применять местоимения в своей речи

ПЛАН:

1.Узнаем о новой части речи

Выполним задание

Закрепим его на практике

Выполним самостоятельную работу

Подведем итог

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи  деятельности на уроке.

Учебная презентация:

слайд №4 (Тема и цели урока)

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесный:

беседа.

Наглядный: показ слайдов

Практический: работа на карточках

1. Организует открытие для детей новых сведений.

2. Организует закрепление изученного материала.

3. Организует включение изученного материала в систему знаний.

- Обратите внимание на слайд. Прочитайте и назовите мне сказку.

2023-03-16_10-08-42

Что вы заметили?  

      скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо или предмет?

- на что указывает слово он?

-Кто себя называет словом я?

-к кому обращаются с речью, употребляя слово ты?  

-Вместо каких имён существительных употребляется слово они?

- Что вы можете мне сказать насчет местоимений?

Сейчас откройте учебник на странице 101.

- Прочитайте правило.

- Какие местоимения мы уже с вами узнали?

- Правильно, так же существуют такие местоимения как, она, оно, мы, вы.

- Кто сможет рассказать мне обобщить все о местоимении, опираясь на то, что мы только что изучили?

- Молодцы, давайте выполним упражнение № 173

- Прочитайте стихотворение.

- Кто понял, о чем это стихотворение?

- Прочитайте все выделенные слова, к какой части речи они относятся?

- Сейчас вам нужно списать первое предложение из этого стихотворения.

- Давайте определим, где оно начинается и где заканчивается?

- Да, вы правы. Зачитайте это предложение.

- Обратите внимание, как записано предложение? Сколько строчек оно занимает в учебнике?

- Сколько строчек оно займет у вас?

- Приступайте к записи предложения.

- Подчеркните местоимения.

- Каких местоимений нет в тексте?

- Итак, давайте еще раз проговорим, что такое местоимение?

- Назовите местоимения.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.

- Теремок

- местоимения указывают на предметы, но не называют их, используются вместо имён существительных.

- на теремок

- лягушка

- к мышке

- вместо мыши и лягушки

- они не называют предметы, а указывают на них. Местоимения это часть речи.

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Он, я, ты, они.

- Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Читают стихотворение

- О  том, что каждому нужно заботиться об окружающем мире и даже маленький вред природе может стать серьезной проблемой.

- Я, ты, мы – местоимения.

Начинается со строчки «Если я сорву цветок» и заканчивается многоточием.

Читают предложение

- Предложения записаны друг под другом.

- 6 строчек.

Записывают предложение

Подчеркивают местоимения

- Вы, он, она, оно, они.

- Местоимение – часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель  совместной деятельности, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться

Первичное

закрепление во

внешней речи

Усвоение нового способа действий

Словесный – беседа,

разъяснение;

Частично-поисковый –

анализ языкового

материала;

Практический –

упражнение

- Посмотрите на доску. Вы видите несколько местоимений. Вам нужно придумать предложение с каждым из местоимений. Мы, он, Она

- Кто хочет прочитать то, что у него получилось?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- Кто ещё хочет прочитать своё предложение?

- Давай запишем твоё предложение на доске.

- Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- И последний, кто хочет рассказать то, что он написал. Давай запишем твоё предложение на доске. Не забудь подчеркнуть местоимение.

- Какое местоимение ты использовала?

- А теперь подумайте, какие слова могли бы быть на месте местоимений? Хорошо, молодцы.

- Что мы с вами сейчас учились делать?

- Ребята, какой мы сейчас с вами выполнили пункт плана?

- Что мы будем дальше выполнять?

- Правильно. Но перед началом, нам нужно немного размяться.

Записывают свои предложения на доску

- Он накрылся одеялом.

- Он

- Мы купили семена.

- Мы

- Она выключила свет.

- Она

- Он-Ваня, мы-я и мои друзья, она-мама,  

- Находить местоимения в тексте и составлять предложения с местоимениями.

П: осознанное и

произвольное

построение речевого

высказывания.

К: умение с

достаточной полнотой

и точностью выражать

свои мысли.

Самостоятельная

работа

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный – беседа,

объяснение;

Частично-поисковый –

поиск прилагательных

в тексте;

Наглядный –

демонстрация слайда;

Практический –

упражнение

1. Контролирует выполнение работы;

2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Сейчас я раздам вам карточки по вариантам, вашей задачей будет внимательно читать задание. На задания я дам вам 7 минут. Перед выполнением подпишите свою фамилию.

- Теперь обменяйтесь со своим соседом работой и посмотрите на слайд.

- Если местоимение подчёркнуто правильно, то над ним ставите «+». - Если не подчеркнуто, то ставите над ним «-».

- Теперь посмотрите на слайд и поставьте оценку рядом с фамилией соседа.

- Обменяйтесь обратно.

Смотрят на слайд.

Выполняют самостоятельную

работу.

Отвечают на вопросы.

Выполняют проверку со слайда.

Включение в

систему знаний

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Частично-поисковый –

анализ языкового

материала;

Практический –

упражнение.

Частично-поисковый –

заполнение

пропусков;

Наглядный –

демонстрация слайда

- Теперь откройте учебник на странице 102. Прочитайте задание 174.

- Назовите предметы на рисунках.

- Нужно написать название каждого предмета и в скобках местоимение, которое ему соответствует. Кто хочет сделать это на доске?

- Посмотрите на образец.

- Остальные выполняют это задание у себя в тетради. Начинайте записывать.

- А теперь посмотрите на экран, вы видите еще несколько картинок, назовите все предметы на картинках. Задание то же. Запишите слово, а в скобках укажите местоимение.

- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работы, правильные ответы на доске.

- Поднимите руки те, у  кого нет ни одной ошибки?

- Возьмите в руки простой карандаш и поставьте оценку.

- Если вы допустили 0-1 ошибку, то ставите  5. Если ошибок от 2-3 ставите 4, 4-5 ошибки это 3, а если вы допустили 6 и более ошибок, то ставите 2.

- Запишите домашнее задание

№172

Открывают письмо и читаю.

Читают задание учебника

- Пальто, цветок, лампа, коньки.

Записывают слова

Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они).

- Рюкзак, собака, велосипед, яблоко.

Рюкзак (он), собака (она), велосипед (он), яблоко (оно)

Проверяют работы

Записывают домашнее задание.

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Наглядный:

Показ слайдов.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

2. Самооценивание.

- Какой была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы их?

- Мы все пункты плана выполнили?

- Что мы изучали сегодня?

- Кто может сейчас рассказать, что такое местоимение и привести примеры местоимений?

- Спасибо вам за работу, до свидания!

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- То, что оно согласуется с

именем существительным.

- Научиться устанавливать связь

имени прилагательного с именем

существительным.

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Коммуникативные: выражать свою точку  зрения в устных и письменных текстах.

Учебная презентация:

слайд №9 (Тема, цели урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение (личное) как часть речи»

Технологическая карта урока русского языка. Тема:  «Местоимение (личное) как часть речи»...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения 1, 2, 3 лица", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока «Личные местоимения 1, 2, 3 лица»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о  личн...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения опред...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...

Технологическая карта урока русского языка «Род местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Род местоимений 3-го лица, единственного числа» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий...