Какие бывают тексты?
методическая разработка по русскому языку

Донскова Елена Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vid_tekstov.docx34.5 КБ
Файл urok_tipy_teksta_2.pptx57.03 КБ
Файл urok_tipy_teksta.pptx743.84 КБ
Файл urok_tipy_tekstov.pptx505.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. студента: Тузилова Татьяна Анатольевна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: «Какие бывают тексты?»

Программа: Школа России

Тип урока: ОНЗ

Цель: создание условий для формирования умений различать типы текстов.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания о понятии «текст»;

- познакомить учащихся с типами текстов;

- учить учащихся определять типы текстов по заголовкам.

Развивающие:

- развивать внимание, умение находить отличия, рассуждать;

- создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения;

- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к предмету, усидчивость, навыки сотрудничества и взаимоуважения через организацию учебного труда;

- содействовать воспитанию коммуникативных умений, интереса к познавательной деятельности, воспитывать доброту, ответственность, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знают понятие «текст»;

- знакомы с типами текстов;

- умеют различать тексты по типам.

Метапредметные:

Регулятивные: учащиеся умеют выполнять указания учителя, слушать и отвечать на вопросы, проводить самооценивание.

Коммуникативные: умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, объяснять и обосновывать действия, выбранные для выполнения задания.

Познавательные: учащиеся умеют извлекать нужную информацию и осуществлять контроль и самоконтроль.

Личностные: учащиеся выражают положительное отношение к процессу познания.

Ресурсное обеспечение:

Интерактивное оборудование:

-комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска);

-смарт-доска;

-документ-камера.

Дидактическое оснащение:

-презентация;

-раздаточный материал;

- Канаткина В.П, Горецкий В.Г. Учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Задачи: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - наметить шаги учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Татьяна Анатольевна сегодня я проведу для вас урок русского языка.

-Проверьте все ли у вас готово к уроку?

-Давайте создадим хорошее настроение, для этого: посмотрите на соседа и улыбнитесь друг другу. Теперь пожелайте друг другу удачной работы на уроке.

-Ребята, вы готовы сделать новые открытия?

-Тогда приступаем к работе?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

-Да!

Актуализация и пробное учебное действие (фиксация затруднений в деятельности)

Задачи: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия, фиксацию индивидуального затруднения, его место и причину.

-Давайте вспомним о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?  

-Хорошо, … расскажи нам что такое текст?

-Молодец!

- Что такое текст

(стр 12 определение)

Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи)

Задачи: - выявить затруднение в изучении нового способа действий, его место и причину.

Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать, нам нужно выполнить задания в парах на  доске.

Как нужно работать в паре?

-Хорошо, для начала ознакомьтесь с вашими предложениями, обсудите в паре, а после по одному выйдем и запишем предложения.
1) севера, резкий, с, дует, ветер

2) деревьев, листья, жёлтые, спадают, с

3)небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей

Что у нас получилось из трех предложений?

- Давайте вспомним, что же такое текст.

- Правильно. Попробуйте определить тип у этого текста.

- Ребята, мы столкнулись с затруднением, верно?

Давайте попробуем определить тему нашего урока.

Какую главную цель поставим на наш урок?

Наша тема и цель на экране.

-Не перебивать , слушать соседа и тд

-Выполняют задание

 

- Текст

Говорят определение

- мы не знаем

-да

-Типы текстов

Узнать, какие типы текста есть.

Построение проекта выхода из затруднения

-Как вы думаете, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

-Совершенно верно

-Какой план действий составим на урок?

- Перед нами появился план работы на урок, который надо выполнить, чтобы достичь цель урока.

 - типы текстов

1.Узнать, какие типы текстов есть(през)

2. Научиться определять типы текстов

Реализация построенного проекта.

реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

- Сегодня мы с вами познакомимся с типами текстов

- Для того, чтобы узнать какие они бывают ,откройте стр 13 и изучите схему.

…., прочитай нам какие бывают тексты и как их различить.

-Что нового узнали из правила?

- Ответили мы на вопросы?

-Сейчас я прочитаю вам текст. А вы должны будете определить его тип.

Вчера утка с маленькими утятами шла по тропинке. Наташа наблюдала за ними. Утка начала громко крякать, а утята пищать. Наташа не досчитала одного утенка.

О чем говориться в этом тексте?

Попробуйте определить тип этого текста? 

Почему?

- Верно.

Следующий текст

Наташа побежала к ямке и увидела в ней пушистого желтенького утенка. Он лежит на спинке, головкой вертит, ножками и крылышками трепыхает, а встать не может.

О чем говориться в этом тексте?

Попробуйте определить тип этого текста? 

Почему?

О том, что утка гуляла со своими утятами и они потеряли одного.

- Повествование

-Рассказывается о чём либо

-Про то, что утенок не может встать.

- Описание

- Описывается внешний вид животного

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

-Давайте откроем стр 14 и выполним упражнение 15.

…., прочитай нам.

-отлично, молодцы.

Ребята выполняют задание и вместе с учителем выделяют.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задачи: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание и самопроверку по эталону

-Пришло время поработать самостоятельно, у вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача прочитать его и определить тип текста.

 Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами.

2. Почему нельзя собирать мухоморы?

3. Красив гриб-боровик!

-У …..  индивидуальное задание

Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь его.

Расставь предложения в таком порядке , чтобы

получился текст. Озаглавь текст. Определи тему текста и

главную мысль. 

Вдруг раздался громкий лай.

Дети пришли в лес.

Лоси пили воду.

Около лесного озера они увидели лосей.

Лоси быстро скрылись в лесу.  

-давайте проверим задание, прочитай …. Что у тебя получилось.

А у …. Было индивидуальное, молодец, всё правильно, поставь себе 5.

-Оцените себя. Если все правильно, поставьте себе 5; если допустили 1 ошибку 4; если допустили 2 ошибки, поставьте 3.

Выполняют самостоятельную работу.

– Текст-повествование.

– Текст-рассуждение.

– Текст-описание.

Включение в систему

знаний и повторение.

Цели:

- выявить уровень усвоения

темы

-Давайте вспомним какие бывают типы текстов?

-отлично.

отвечают

 

Рефлексия.

-Урок подошел к концу.
-Чтобы оценить свою работу на уроке, давайте закончим предложения.
Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Мы вели себя спокойно. Слушали вас и не перебивали друг друга, поднимали руку, если хотели ответить.

Учащиеся заканчивают предложения, оценивания свою деятельность на уроке.

1) севера, резкий, с, дует, ветер.

2) деревьев, листья, жёлтые, спадают, с.

3)небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей.

Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Озаглавь его.

Расставь предложения в таком порядке , чтобы

получился текст. Озаглавь текст. Определи тему текста и

главную мысль. 

Вдруг раздался громкий лай.

Дети пришли в лес.

Лоси пили воду.

Около лесного озера они увидели лосей.

Лоси быстро скрылись в лесу.  

1) севера, резкий, с, дует, ветер.

2) деревьев, листья, жёлтые, спадают, с.

3)небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей

1) севера, резкий, с, дует, ветер.

2) деревьев, листья, жёлтые, спадают, с.

3)небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей.

Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами. (пов………….)

2. Почему нельзя собирать мухоморы? (рас……………)

3. Красив гриб-боровик! (опис………………)

Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами. (пов………………)

2. Почему нельзя собирать мухоморы? (рас……………..)

3. Красив гриб-боровик! (опис……………..)

Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами. (пов……………)

2. Почему нельзя собирать мухоморы? (рас………….)

3. Красив гриб-боровик! (опис…………)

Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами. (пов……………….)

2. Почему нельзя собирать мухоморы? (рас………………)

3. Красив гриб-боровик! (опис…………..)

Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами. (пов………….)

2. Почему нельзя собирать мухоморы? (рас…………….)

3. Красив гриб-боровик! (опис……………….)

Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами.

2. Почему нельзя собирать мухоморы?

3. Красив гриб-боровик!

Определите тип текста по данным заголовкам:

1. Как мы ходили в лес за грибами. (пов…………………)

2. Почему нельзя собирать мухоморы? (рас……………...)

3. Красив гриб-боровик! (опис…………….)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ученье да уменье всегда найдёт применение»

Слайд 2

Наступила весна. У меня есть рыжий кот. Почему барсука считают аккуратным и чистоплотным зверем?

Слайд 3

План работы на уроке: 1. Познакомимся с типами текстов. 2. Научимся различать типы текстов между собой. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Закрепим полученные знания

Слайд 4

План работы на уроке: 1. Познакомимся с типами текстов. 2. Научимся различать типы текстов между собой. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Закрепим полученные знания

Слайд 5

Самостоятельная работа: Повествование Описание Рассуждение

Слайд 6

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нет силы более могучей, чем знание: человек вооруженный знанием, - непобедим»

Слайд 2

Шестое апреля К ла сс ная работа

Слайд 3

Текст - - это два или несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой. Текст всегда имеет тему и главную мысль.

Слайд 4

https://learningapps.org/view15070491

Слайд 5

План 1. Узнать, какие типы текстов бывают 2. Узнать, как определить тип текста 3. Уметь, определять тип текста

Слайд 6

Правила работы в парах: 1. Говори спокойно ясно, только по делу. 2. Уважай мнение других. 3.Не бери всю инициативу на себя.

Слайд 8

Работа впарах https://learningapps.org/view13742885

Слайд 9

Проверка 1) повествование 2)рассуждение 3)описание

Слайд 10

1)На улице хорошая погода. Маша упала в лагере. Белка живет в зоопарке. Я сделал домашнее задание. 2)Вечером поднялась метель.Засвистал в соснах ветер.Сухой снег закружился по земле белыми змейками.С неба повалили белые хлопья. Они падали беззвучно, быстро и красиво, казалось, кто-то, невидимый, ими играл, превращая все вокруг в зимнюю сказку.

Слайд 11

Водомерка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться.

Слайд 2

Около дома росла маленькая яблонька. Внезапно налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Он подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

Слайд 3

Сегодня мы: 1. Узнаем, какие типы текстов есть 2. Научимся определять типы текстов

Слайд 4

Алгоритм: Прочитать текст. Определить на какой вопрос даётся ответ в тексте. По вопросу и содержанию определить тип текста.

Слайд 6

Правильные ответы: Рассуждение Описание Повествование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие бывают военные

Праздник к дню защитника Отечества....

Какие бывают рыбы?

Для урока Обучения грамоте 1 класс Школа 2100....

Интегрированный урок чтение, окружающий мир "Какие бывают часы"

Цель этого урока - познакомить учащихся с  видами часов.  Этот познавательный материал можно использовать и во внеклассной работе....

Урок по математике "Какая бывает форма."

Урок по  математике  УМК "Перспектива" 1 класс...

Интегрированный урок "Какие бывают правила"

Интегрированный урок во 2 класссе  "Окружающий мир","Толерантность", "Экология"...

Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)

Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...

Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"

В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...