Методическая разработка "Словарная работа на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_rabota.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
Словарная работа на уроках русского языка
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является одной из составляющих работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка становится необходимым условием изучения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления и связной речи вообще. Кроме того, хорошо развитые навыки словарной работы помогают правильно воспринимать окружающую среду, реализовать учебные, познавательные и воспитательные функции учебного процесса. От уровня сформированности УУД напрямую зависит успешность осмысленного усвоения языка и развитие речи в будущем. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к планируемым результатам обучения младших школьников. Достижение результатов, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, возможно при условии целенаправленной, систематичной работы по обогащению и активизации словаря младших школьников.
Структура содержания работы по преодолению нарушений и активизации словаря у учащихся 3-х классов на уроках русского языка: обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; ограничение употребления слов со сниженной стилистической окраской, перевод их из активного словаря в пассивный. Активизация словаря возможна при помощи толкования слов в виде контекста, подбора синонима или антонима и оборота; детям необходимо читать и записывать слова; дети должны работать с образцом слова. Для работы над активизацией словаря необходимо на каждом уроке работать проводить словарную работу, пополнять и словарный запас детей новыми словами; применять методы и приемы, которые заинтересуют детей в работе со словом; раскрывать возможности многозначности слова; работать над орфографией и орфоэпией слова; составлять словари на различные темы.
Использованные технологии и методы:
- для развития правильности, богатства и точности использования лексических единиц проводится работа со словарями русского языка: толковым, словарем синонимов, словарем омонимов;
- для развития чистоты, выразительности и уместности использования лексических единиц используются упражнения на систематизацию и активизацию словаря;
- в ходе словарной работы используются упражнения, предполагающие репродуктивную, творческую и аналитическую деятельность обучающихся.
Замысел методической разработки заключается в том, чтобы развивать у учеников внимание к значению слова, закреплять умение выбирать наиболее точное слово для выразительности высказывания, расширять количественный и качественный объем словаря.
Результативность методической разработки:
В ходе проведения педагогической работы у учащихся 3 класса произошло обогащение словарного запаса, появилась орфографическая грамотность, повысился уровень самостоятельной связной речи, а в целом работа способствовала повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.
Информационный блок:
В результате исследования состояния словаря у детей 3-го класса выявлено, что в глагольном словаре 60% детей преобладают слова, обозначающие действия, которые регулярно выполняются или наблюдаются ребенком. В заменах глаголов обращало на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев (у 40% обучающихся) приводило к использованию глаголов общего назначения. Нарушения сформированности словаря существительных у 40% детей выражалось как в незнании многих слов, так и трудностях поиска известного слова, у 30% обучающихся отмечались неточности или неправильное употребление слов в речи. Трудности актуализации прилагательных у 80% детей свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов и его признаков.
Тем не менее, обучающиеся 3-го класса испытывали трудности при объяснении значений слов, что свидетельствует недостаточном становлении и выстраивании ими системных связей между лексическими единицами. Большинство обучающихся адекватно оценивали речевую ситуацию, однако испытывают трудности при выборе языковых средств и их структурирования.
Практическая часть:
Для устранения выявленных проблем проведена педагогическая работа по формированию словаря у учащихся 3-го класса на уроках русского языка.
Работа по совершенствованию объема пассивного и активного словаря на уроках русского языка представляет собой ряд взаимосвязанных этапов.
Формирование лексической системности идет в направлении от группировки на основе ситуационных семантических признаков и дифференциации на основе понятийных признаков, от семантически резкой противоположности к более тонкой дифференциации. Эта работа осуществляется на основе усвоения структуры значения слова. Развитие лексической системности предполагает и организацию семантических полей по различным признакам. Формирование лексической системности тесно связано с развитием логических операций (классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения). (Например, прочитай предложения и замени выделенные слова одним словом: В магазине продавались платья, брюки, рубашки, шорты. Бабушка купила на рынке помидоры, огурцы, капусту, перец. Весной с юга прилетают грачи, ласточки, журавли. В лесах России водятся медведи, лисы, лоси и зайцы.
На начальном этапе проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам (например, выбери из текста слова, обозначающие предмет, действие предмета и его признак, распредели их по столбикам в таблице. К каждому слову подбери синоним). В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии (Например, используя корень – дом, вспомни и запиши как можно больше родственных слов). С этой целью используются различные игры на группировку и классификацию (Прочитай цепочку из 3 – 4 слов, выдели лишнее, объясни свой выбор. Речевой материал: учебник, энциклопедия, словарь, тетрадь; автомобиль, велосипед, корабль, пассажир; ручка, карандаш, портфель, одежда).
Каждое новое слово вводится в определённое семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращается внимание на то, почему это слово объединяется с другими словами (например, используя слова для справки, такие как: грандиозный, взлет, энциклопедия - составь предложения.). При изучении многозначности слова, использовались различные словари. Формирование у младших школьников умения работать с толковым словарем – одна из задач начального обучения русскому языку, поэтому в современных учебниках имеются толковые словарики, к которым обучающиеся обращаются в случае необходимости. Также широко используются школьные толковые словари.
На уроках русского языка в качестве материала для грамматико-лексического упражнения использовались фрагменты художественного произведения, и детям предлагалась возможность уточнить значение слов и их роль в создании художественного образа. При проведении наблюдения обращалось внимание школьников на наиболее точные и выразительные слова: «Найдите слова, помогающие нам представить…», «Какое слово использовал автор, чтобы подчеркнуть…», «Найдите слова, противоположные по смыслу. Что хотел подчеркнуть автор, используя эти слова?», «Почему автор использовал несколько близких по смыслу глаголов, описывая действия…?».
Эффективным приемом проведения наблюдения за употреблением слов является лингвистический (стилистический) эксперимент, при котором текст искажается для того, чтобы путем сопоставления убедить учащихся в точности, выразительности авторского варианта.
Редактирование как вид лексико-семантического упражнения предполагало обнаружение ошибок и недочетов лексического характера и их исправление. В качестве материала для такого упражнения использовались специально подготовленные тексты с включением типичных для учащихся ошибок. Например, следующее упражнение: Прочитай предложения. Какие слова неудачно поставили рядом? Как сказать лучше, точнее? Мы подошли к высокой сосенке. Ребята пускали в луже бумажные корабли.
В рамках словарной работы на уроках русского языка использовался такой метод, как конструирование, что позволяло обратить внимание учащихся на правила словоупотребления. Оно предполагало составление из слов словосочетаний и предложений, которое требует от ученика осуществления выбора слова с учетом его лексической сочетаемости, речевой задачи и/или условий общения.
Закрепление умения выбирать наиболее точное слово из синонимического ряда происходило при выполнении упражнений такого вида, как: Составь предложение, выбирая из слов в скобках наиболее точное. (Сыпал, валил, падал) редкий, мягкий снежок. Снежинки неторопливо (опускались на землю, неслись к земле).
Также на уроках русского языка в 3-м классе использовался такой метод, как трансформация. В рамках этой работы обучающимся предлагалось провести преобразование высказывания, касающегося его лексического наполнения, в соответствии с определенной задачей. Такое преобразование может заключаться в замене слова, словосочетания, пропуске или добавлении слова. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным предметом речи, для выражения определенной мысли и т.д. Отличие этого упражнения от предыдущих в том, что при его выполнении ученик сам ищет средства для решения речевой задачи, а не опирается на готовые. Упражнения этого вида также способствуют активизации словаря обучающихся.
Важным условием осуществления словарной работы на уроках русского языка является использование дифференцированного подхода. Такой подход основывался на учете уровней сформированности словаря у учащихся 3 –го класса.
В работе с третьеклассниками с низким уровнем сформированности словаря широко используются наглядные пособия, многократное повторение материала, возвращение к ранее изученному. Предлагаются задания репродуктивного характера, такие как: вставь по смыслу, выбери, перечисли. Педагогом активно оказывается помощь, предлагаются примеры выполнения заданий.
Обучающимся со средним уровнем сформированности словаря предлагаются задания исследовательского характера, такие как: привести пример, придумать, объяснить и т.д. Помощь в выполнении заданий, оказывается, по запросам детей. Больше внимания уделяется обогащению словаря прилагательных, развитию возможностей использовать разнообразие лексики в активной самостоятельной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал «Моя педагогическая копилка» Словарная работа на уроках русского языка.
Методы и приемы работы над словарными словами...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...
Методическая разработка.Презентация к уроку русского языка "Словарная работа " 3 класс.
К уроку русского языка "Имена существительные во множественном числе".УМК 2100....
Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"
Рекомендации для учителей нач.классов на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями...
Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах"
Методическая разработка на тему "Использование игровых приёмов при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка в 1-4 классах" поможет учит...
Коррекционная работа на уроках русского языка. Методические материалы
Коррекционная работа на уроках русского языка...