Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема: Правописание суффиксов -ЕК и -ИК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_po_rus.yaz_4_klass.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку 4 класс

Тема: Правописание суффиксов -ЕК или -ИК

Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы -ЕК или -ИК

Задачи:

-организовать наблюдение за написанием суффиксов -ЕК, -ИК,

-открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ЕК, -ИК

-познакомить с правилом и алгоритмом его применения,

-учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы,

-способствовать развитию орфографической зоркости, логике,

-способствовать формированию умения работать в паре,

-воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Планируемый результат:

А) учащиеся должны узнать:

- правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;

- алгоритм написания суффиксов;

Б) учащиеся должны уметь:

- применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;

- уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник, тетрадь на печатной основе.

Ход урока.

  1. Мотивация

1)- Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? (ответы учащихся)

-Все, что вы назвали, очень важно. Но я, думаю, что самое главное, быть внимательным. Не зря говорят:

ВН...МАНИЕ - ПУТЬ (К)ЗАПОМИНАНИЮ. (читают на слайде)

-Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему уроку. Спишите предложение, выделив орфограммы на письме.

-Назовите слово, в котором согласные глухие?  (путь)

-В каком слове согласные звонкие? (внимание)

-В каком слове букв больше, чем звуков? (путь)

-В каком слове звуков больше, чем букв? (внимание, запоминанию)

  1. Блиц-опрос.

-Что такое блиц-опрос? (ответы детей)

-Назовите части слова.

-Что такое основа слова?

-Что такое окончание?

-Что такое корень?

-Что такое суффикс?

-Что такое приставка?

  1. Предлагаю разминку на внимание. (слайд 2)

-На какие две группы можно разделить сочетание букв?  (на предлоги и суффиксы)

(НА-, -ЩИК, ОТ-, -ЕК, НАД-, ПО-, -ИК, -ЕНЬК)

  1. Актуализация знаний

-Назовите суффиксы.

-Вспомним все о суффиксе. Тест «Найди верное выражение» (Проверка по слайду 3. Самооценка с помощью ! и ?)

-О какой части слова мы сегодня ведем речь на уроке? (о суффиксах)

III.Решение проблемного вопроса

-Давайте вспомним и заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» (Просмотр фрагмента мультфильма)

-Какая проблема встала перед Витей Перестукина? (Витя не знал как написать слова КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК)

-Каким общим значением обладают слова ключик и замочек? (уменьшительно-ласкательным)

-Назовите корень и суффикс слов.

-Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе. Сравните произношение и написание слов. (слайд 5)

IV.Сообщение темы и цели урока

-Как вы думаете,какова тема сегодняшнего урока?  (Правописание суффиксов -ЕК и -ИК)

-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с правилом правописания суффиксов -ек и -ик. Научиться грамотно писать слова с данными суффиксами)

V. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

1) Самооценка

-Оцените свои знания и умения по данной теме в маршрутном листе. (1 колонка -начало урока)

-В конце урока проверите измениться ли ваша самооценка или нет.

  1. Проведение небольшого исследования. (Работа по учебнику с. 101 упражнение 170)

-Сравните слова с суффиксами -ек и -ик.

-Парами записаны однокоренные слова или формы одного и того же слова?

-Какое явление наблюдаете при формообразовании в 1 столбике? -А во втором? (гласная не совпадает)

-Какой суффикс пишется  в словах 1 столбика? (суффикс -ЕК)

-А во 2 столбике? (суффикс -ИК)

-Какой вывод мы можем сформулировать? (ответы учащихся)

-Сравните наши выводы с высказыванием профессора Самоварова на с. 101.

VI.Составление алгоритма.

-Давайте составим алгоритм правописания суффиксов -ЕК и -ИК. (слайд 6)

  (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает - -ек )..

Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-

1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)

2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный

Да                                                                       Нет

пиши -ЕК-                                                    пиши -ИК- 

VII.Первичная проверка понимания.

-Используя алгоритм, объясним правописание пропущенной орфограммы (комментированное письмо)

VIII.Первичное закрепление.

1) Работа в парах. РТ упр.106, стр. 63–  устная взаимопроверка.

2) РТ упр. 107 и 108 на выбор.

3) Тестовое задание (слайд7)

  1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
  2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
  3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
  4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
  5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
  6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
  7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
  8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
  9. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
  10. В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

IX.Итог занятия.

-Подведем итог урока. Над какой темой сегодня работали на уроке?

-Когда в именах существительных пишется суффикс -ЕК, а когда суффикс -ИК?

-В маршрутных листах оцените свои знания. (2 колонка - конец урока)

-У кого результаты оценки в начале урока и в конце совпали? Поднимите руку.

-А у кого не совпали?

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

- Смогли мы её достичь?

- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?

X.Рефлексия. Приём «Микрофон» (слайд 8)

- Я узнал(а)…

- Мне было трудно…

- Мне было интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...