Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема: Правописание суффиксов -ЕК и -ИК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka_po_rus.yaz_4_klass.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по русскому языку 4 класс
Тема: Правописание суффиксов -ЕК или -ИК
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы -ЕК или -ИК
Задачи:
-организовать наблюдение за написанием суффиксов -ЕК, -ИК,
-открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ЕК, -ИК
-познакомить с правилом и алгоритмом его применения,
-учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы,
-способствовать развитию орфографической зоркости, логике,
-способствовать формированию умения работать в паре,
-воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Планируемый результат:
А) учащиеся должны узнать:
- правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;
- алгоритм написания суффиксов;
Б) учащиеся должны уметь:
- применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;
- уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник, тетрадь на печатной основе.
Ход урока.
- Мотивация
1)- Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? (ответы учащихся)
-Все, что вы назвали, очень важно. Но я, думаю, что самое главное, быть внимательным. Не зря говорят:
ВН...МАНИЕ - ПУТЬ (К)ЗАПОМИНАНИЮ. (читают на слайде)
-Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему уроку. Спишите предложение, выделив орфограммы на письме.
-Назовите слово, в котором согласные глухие? (путь)
-В каком слове согласные звонкие? (внимание)
-В каком слове букв больше, чем звуков? (путь)
-В каком слове звуков больше, чем букв? (внимание, запоминанию)
- Блиц-опрос.
-Что такое блиц-опрос? (ответы детей)
-Назовите части слова.
-Что такое основа слова?
-Что такое окончание?
-Что такое корень?
-Что такое суффикс?
-Что такое приставка?
- Предлагаю разминку на внимание. (слайд 2)
-На какие две группы можно разделить сочетание букв? (на предлоги и суффиксы)
(НА-, -ЩИК, ОТ-, -ЕК, НАД-, ПО-, -ИК, -ЕНЬК)
- Актуализация знаний
-Назовите суффиксы.
-Вспомним все о суффиксе. Тест «Найди верное выражение» (Проверка по слайду 3. Самооценка с помощью ! и ?)
-О какой части слова мы сегодня ведем речь на уроке? (о суффиксах)
III.Решение проблемного вопроса
-Давайте вспомним и заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» (Просмотр фрагмента мультфильма)
-Какая проблема встала перед Витей Перестукина? (Витя не знал как написать слова КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК)
-Каким общим значением обладают слова ключик и замочек? (уменьшительно-ласкательным)
-Назовите корень и суффикс слов.
-Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе. Сравните произношение и написание слов. (слайд 5)
IV.Сообщение темы и цели урока
-Как вы думаете,какова тема сегодняшнего урока? (Правописание суффиксов -ЕК и -ИК)
-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с правилом правописания суффиксов -ек и -ик. Научиться грамотно писать слова с данными суффиксами)
V. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
1) Самооценка
-Оцените свои знания и умения по данной теме в маршрутном листе. (1 колонка -начало урока)
-В конце урока проверите измениться ли ваша самооценка или нет.
- Проведение небольшого исследования. (Работа по учебнику с. 101 упражнение 170)
-Сравните слова с суффиксами -ек и -ик.
-Парами записаны однокоренные слова или формы одного и того же слова?
-Какое явление наблюдаете при формообразовании в 1 столбике? -А во втором? (гласная не совпадает)
-Какой суффикс пишется в словах 1 столбика? (суффикс -ЕК)
-А во 2 столбике? (суффикс -ИК)
-Какой вывод мы можем сформулировать? (ответы учащихся)
-Сравните наши выводы с высказыванием профессора Самоварова на с. 101.
VI.Составление алгоритма.
-Давайте составим алгоритм правописания суффиксов -ЕК и -ИК. (слайд 6)
(если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает - -ек )..
Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-
1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)
2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный
Да Нет
пиши -ЕК- пиши -ИК-
VII.Первичная проверка понимания.
-Используя алгоритм, объясним правописание пропущенной орфограммы (комментированное письмо)
VIII.Первичное закрепление.
1) Работа в парах. РТ упр.106, стр. 63– устная взаимопроверка.
2) РТ упр. 107 и 108 на выбор.
3) Тестовое задание (слайд7)
- В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
- В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
- В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
- В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
- В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
- В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
- В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек
- В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
- В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
- В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик
IX.Итог занятия.
-Подведем итог урока. Над какой темой сегодня работали на уроке?
-Когда в именах существительных пишется суффикс -ЕК, а когда суффикс -ИК?
-В маршрутных листах оцените свои знания. (2 колонка - конец урока)
-У кого результаты оценки в начале урока и в конце совпали? Поднимите руку.
-А у кого не совпали?
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Смогли мы её достичь?
- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?
X.Рефлексия. Приём «Микрофон» (слайд 8)
- Я узнал(а)…
- Мне было трудно…
- Мне было интересно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)
Тип урока: повторение изученного Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»
Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...