Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.docx | 71.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОАНДРИАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«РАССМОТРЕНА» на заседании МО учителей начальных классов,изо, музыки Протокол №1 от19.08.2022 г. Руководитель МО ________Кузнецова Н.А. | «ПРИНЯТА» педагогическим советом МБОУ Новоандриановской сош Протокол № 1 от 25.08.2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Новоандриановской сош _________А.И.Кулик Приказ № 86 от 26.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 4 КЛАССА
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ_НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ__1 ГОД
КУЗНЕЦОВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ
С.НОВОАНДРИАНОВКА
2022 Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с изменениями на 6 ноября 2020 года).
Программы:
- примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола N 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию));
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- «Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (СанПиН 1.2.368521);
- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения COVID19», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 (СП 3.1/2.4.359820);
Приказы:
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями и дополнениями от: 7 октября 2014 г., 9 апреля 2015 г.);
- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 29.05.2017 г. №471 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 870»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников , допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Письма:
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 04.04.2012 N 03-249 "О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года";
- письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;
- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном
перечне учебников»;
- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;
- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении
учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).
- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20
июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков
народов РФ»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»;
- письмо Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД39/04 «О методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- письмо Минпросвещения от 26.03.2020 № 072408 «О направлении информации c целью организационнометодической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»;
- письмо Минпросвещения от 07.05.2020 № ВБ976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
- учебный план МБОУ Новоандриановской сош на 2022-2023 учебный год.
-Авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого,
М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Учебник «Русский язык» 4 класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2017 г. 1, 2 часть
2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва, «Просвещение», 2021 г. 1, 2 часть
На изучение русского языка в начальной школе выделяется в 4 классе – 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные УУД
•Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
•Использование знаково-символических средств представления информации.
•Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
•Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
•Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
•Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
•Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
•Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
•Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
•Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
•Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
•Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык
Предметные УУД
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;
• формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Развитие речи
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
• работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
• письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
• различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
• анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
• оформлять результаты исследовательской работы;
• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Фонетика, орфоэпия, графика
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
• различать звуки и буквы;
• классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
• выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
• осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
• выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
• распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
• подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
• понимать этимологию мотивированных слов-названий;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
• оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
• работать с разными словарями;
• приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
• находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
• самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
• понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
• образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
• понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
• понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
• узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
• разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
• определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
• пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
• выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
• определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
• распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
• определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
• распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
• различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
• понимать роль союзов и частицы не в речи;
• подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
• разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
• сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
• различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
• склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
• различать родовые и личные окончания глагола;
• наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
• проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
• различать предложение, словосочетание и слово;
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
• выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
• распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
• составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
• различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
• находить в предложении обращение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
• применять ранее изученные правила правописания:
• раздельное написание слов;
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
• разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
• мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
• определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
• пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
• применять правила правописания:
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах -ек, -ик;
• запятая при обращении;
• запятая между частями в сложном предложении;
• объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
• объяснять правописание личных окончаний глагола;
• объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
• при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематическое планирование
№п.п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Повторение | 11 ч |
2. | Предложение | 9 ч |
3. | Слово в языке и речи | 21 ч |
4. | Имя существительное | 43 ч |
5. | Имя прилагательное | 30 ч |
6. | Личные местоимения | 7 ч |
7. | Глагол | 34 ч |
8. | Повторение | 15 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | факт | ||
1 четверть (34 часов) | |||
Повторение | |||
Повторение. Знакомство с учебником. | 01.09 | ||
Наша речь и наш язык. (у.1-4) | 02.02 | ||
Текст. План текста. (у.5-11) | 06.09 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста (у.8) | 07.09 | ||
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации( у.12-19) | 08.09 | ||
Обращение .(у.20-22) | 09.09 | ||
Входная (стартовая) диагностическая контрольная работа. Диктант. | 13.09 | ||
Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.(у.23-27) | 14.09 | ||
Что такое словосочетание? (у.28-31) с.24 | 15.09 | ||
Предложение | |||
Что такое однородные члены предложения? Связь однородных членов в предложении у.32-38) | 16.09 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (у.39-43) | 20.09 | ||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами (у.44-47) | 21.09 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (у.48) | 22.09 | ||
Как отличить сложное предложение от простого? (у.49-52) | 23.09 | ||
Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?у.53-55 с.40) | 27.09 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста (у.56) Проект «Похвальное слово знакам препинания» | 28.09 | ||
Слово в языке и речи | |||
Слово и его значение.(у.57-68) | 29.09 | ||
Синонимы, антонимы и омонимы.(у.69-73) | 30.09 | ||
Фразеологизмы (у.74-76) | 04.10 | ||
Состав слова. Значимые части слова .(у.77-82) | 05.10 | ||
Состав слова. Значимые части слова .(у.83-88) | 06.10 | ||
Правописание гласных и согласных в корне слова.(у.89-101) | 07.10 | ||
Правописание суффиксов. Правописание слов с буквами ь и ъ.(у.102-109) | 11.10 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста (у.110) | 12.10 | ||
Что такое части речи? (у.111-114) | 13.10 | ||
Грамматические признаки частей речи. (у.115-123) | 14.10 | ||
Наречие.(у.124-132) | 18.10 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» (у.133-134) | 19.10 | ||
Имя существительное | |||
Изменение имен существительных по падежам.(у.135-137) | 20.10 | ||
Признаки падежных форм имён существительных(у.138-152) | 21.10 | ||
Признаки падежных форм имён существительных(у.145-152) | 25.10 | ||
Итоговая контрольная работа за I четверть. Диктант. | 26.10 | ||
Как определить склонение имени существительного. 1-е склонение имён существительных. (у.153-161) | 27.10 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег». (у.161) | 28.10 | ||
2 четверть (30 час) | |||
2-е склонение имён существительных. (у.162-168) | 08.11 | ||
3-е склонение имён существительных. Признаки склонений и их определение. (у.169-179) | 09.11 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение. (у.180) | 10.11 | ||
Правописание безуд. падеж. окончаний имён сущ. в ед.ч.(у.181-184) | 11.11 | ||
Именительный и винительный падежи. (у.185-190) | 15.11 | ||
Родительный падеж. (у.191-200) | 16.11 | ||
Им., род. и вин. падежи одушевлённых имён существительных. (у.201-207) | 17.11 | ||
Дательный падеж. (у.208-218) | 18.11 | ||
Контрольное списывание. | 22.11 | ||
Творительный падеж. (у.219-226) | 23.11 | ||
Предложный падеж.(у.227-233) | 24.11 | ||
Правописание безуд. окончаний им. сущ. во всех падежах. (у.234-246) | 25.11 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница». (у.247) | 29.11 | ||
Правописание безуд. падежных окончаний им.сущ. во мн.ч.(у.248-252) | 30.11 | ||
Именительный падеж. (у.253-256) | 01.12 | ||
Родительный падеж. (у.257-264) | 02.12 | ||
Винительный падеж одушевленных им.сущ.(у.265-268) | 06.12 | ||
Дательный, творительный, предложный падежи.(у.269-275) | 07.12 | ||
Повторение «Склонение имён существительных» с.143 | 08.12 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение. (у.273) | 09.12 | ||
Повторение«Склонение имён существительных» | 13.12 | ||
Повторение«Склонение имён существительных» | 14.12 | ||
Диагностическая контрольная работа №2 (Промежуточная) Диктант | 15.12 | ||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 16.12 | ||
Повторение«Склонение имён существительных» | 20.12 | ||
Повторение«Склонение имён существительных» | 21.12 | ||
Проект «Говорите правильно». Повторение и закрепление изученного. | 22.12 | ||
Повторение и закрепление изученного. | 23.12 | ||
Повторение и закрепление изученного. | 27.12 | ||
Повторение и закрепление изученного | 28.12 | ||
3 четверть (36 часов) | |||
Имя прилагательное | |||
Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные.(у.1-7) | 10.01 | ||
Род и число имён прилагательных. (у.8-15) | 11.01 | ||
Падеж имени прилагательного. (у.16-21) | 12.01 | ||
Развитие речи. Контрольное сочинение по картине В. А. Серова «Мика Морозов» (у.22) | 13.01 | ||
Склонение имён прилагательных муж. и ср. рода в ед.ч.(у.23-28) | 17.01 | ||
Именительный падеж. (у.29-32) | 18.01 | ||
Родительный падеж. (у.33-37) | 19.01 | ||
Дательный падеж. (у.38-41) | 20.01 | ||
Именительный, винительный, родительный падежи. (у.42-49) | 24.01 | ||
Творительный и предложный падежи. (у.50-57) | 25.01 | ||
Наши проекты. Имена прилагательные «В сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. с.28 | 26.01 | ||
Склонение имён прилагательных ж.р. в ед.ч.(у.58-59) | 27.01 | ||
Именительный и винительный падежи. (у.60-64) | 31.01 | ||
Родительный, дательный, творительный и предложный(у.65-69) | 01.02 | ||
Родительный, дательный, творительный и предложный(у.70-74)79) | 02.02 | ||
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи.(у.75- | 03.02 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение. У 77 | 07.02 | ||
Склонение имён прилагательных во множественном числе.(у.80-85) | 08.02 | ||
Именительный и винительный падежи.(у.86-89) | 09.02 | ||
Родительный и предложный падежи.(у.90-94) | 10.02 | ||
Дательный и творительный падежи.(у.95-98) | 14.02 | ||
Обобщение по теме «Имя прилагательное» (у.100-107) | 15.02 | ||
Обобщение по теме «Имя прилагательное» (у.100-107) | 16.02 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 17.02 | ||
Анализ диктанта. Работа над ошибками. С.50 | 21.02 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». (у.106-107) | 22.02 | ||
Местоимение | |||
Роль местоимений в речи (у.108-111) | 28.02 | ||
Личные местоимения. (у.112-117) | 01.03 | ||
Изменение личных местоимений по падежам Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица ед. и мн. ч. (у.118- 121) | 02.03 | ||
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица ед. и мн. ч. (у.122- 125) | 03.03 | ||
Склонение личных местоимений 3 лица ед. и мн. ч.(у.126-131) | 07.03 | ||
Склонение личных местоимений 3 лица ед. и мн. ч.(у.126-131) | 09.03 | ||
Склонение личных местоимений 3 лица ед. и мн. ч.(у.132-137) | 10.03 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста. У.138 | 14.03 | ||
Проверочная работа по теме « Местоимения»Закрепление.(с.66) | 15.03 | ||
ВПР | 16.03 | ||
4 четверть (31 час) | |||
Глагол | |||
Роль глаголов в языке. (у.139-145) | 28.03 | ||
Время глагола. (146-147) | 29.03 | ||
Неопределённая форма глагола.(у.148-151) | 30.03 | ||
Окончания и суффиксы неопределённой формы глаголов.(у.152-156) | 31.03 | ||
Изменение глаголов по временам. (у.157-161) | 04.04 | ||
Диагностическая контрольная работа №3 (Итоговая ) Диктант | 05.04 | ||
Что такое спряжение глаголов? (у.163-166) | 06.04 | ||
Изменение глаголов по лицам и числам. (у.167-170) | 07.04 | ||
2-е лицо глаголов наст. и буд. времени в ед.ч.(у.171-177) | 11.04 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение. У.162 | 12.04 | ||
I и II спряжение глаголов. (У.180-182) | 13.04 | ||
Спряжение глаголов в будущем времени, в сложном будущем времени.(у.183-188) Наши проекты. Пословицы и поговорки.с.92 | 14.04 | ||
Правописание безуд. личных окончаний глаголов в наст. и буд. времени. (у.189-193) | 18.04 | ||
Правописание безуд. личных окончаний глаголов в наст. и буд. времени.(у.194-197) | 19.04 | ||
Правописание букв е и и в окончаниях глаголов. Тренировка в написании безударных личных окончаний глаголов (у.198-209) | 20.04 | ||
Что такое возвратные глаголы? (у.210-215) | 21.04 | ||
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. (у.216-228) | 25.04 | ||
Контрольное списывание. | 26.04 | ||
Анализ к.с. Правописание глаголов в прошедшем времени.(у.229-238) | 27.04 | ||
Окончания глаголов в форме ед.ч. пр. времени.(у.239-242) | 28.04 | ||
Обобщение и закрепление изученного. (у 243-246) | 02.05 | ||
Обобщение и закрепление изученного.(247-250) | 03.05 | ||
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» у.178-179 | 04.05 | ||
Обобщение и закрепление изученного.(251-253,с.120) | 05.05 | ||
Повторение. | |||
Язык и речь.Текст.(с.254-260) | 10.05 | ||
Предложение и словосочетание.(261-273) | 11.05 | ||
Лексическое значение слова. Состав слова. (у.274-294) | 12.05 | ||
Части речи.(у.295-326) | 16.05 | ||
Повторение и закрепление изученного | 17.05 | ||
Повторение и закрепление изученного | 18.05 | ||
Повторение и закрепление изученного | 19.05 |
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
МБОУ Новоандриановской сош
_________ М.А.Збарская
«____»___________ 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....