Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Кузнецова Наталья Александровна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx71.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОАНДРИАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«РАССМОТРЕНА»

на заседании МО учителей

начальных классов,изо, музыки

Протокол №1 от19.08.2022 г.

Руководитель МО

________Кузнецова Н.А.

 «ПРИНЯТА»

педагогическим советом

МБОУ Новоандриановской сош

Протокол № 1 от 25.08.2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ Новоандриановской сош            _________А.И.Кулик

Приказ № 86 от 26.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 4 КЛАССА

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ_НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ__1 ГОД

КУЗНЕЦОВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

С.НОВОАНДРИАНОВКА

2022 Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

 Законы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (с изменениями на 6 ноября 2020 года).

Программы:

- примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола N 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию));

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- «Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (СанПиН 1.2.368521);

- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения COVID19», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.06.2020 № 16 (СП 3.1/2.4.359820);

Приказы:

- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка

применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями и дополнениями от: 7 октября 2014 г., 9 апреля 2015 г.);

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.05.2017 г. №471 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 870»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года "О внесении изменений в Федеральный перечень  учебников , допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254";

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Письма:

- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 04.04.2012 N 03-249 "О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года";

- письмо от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»;

- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном

перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении

учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями).

- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20

июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков

народов РФ»;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного»;

- письмо Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД39/04 «О методических рекомендациях по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- письмо Минпросвещения от 26.03.2020 № 072408 «О направлении информации c целью организационнометодической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ»;

- письмо Минпросвещения от 07.05.2020 № ВБ976/04 «О реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;

- учебный план МБОУ Новоандриановской сош на 2022-2023 учебный год.

-Авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого,

М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

       1. Учебник «Русский язык» 4  класс авторы: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий.   Москва,  «Просвещение», 2017 г.  1, 2 часть

2. Рабочая тетрадь: «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва,  «Просвещение», 2021 г.  1, 2 часть            

На изучение русского языка в начальной школе выделяется в 4 классе – 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные    УУД

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные  УУД

•Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,    поиска средств её осуществления.

•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

•Использование знаково-символических средств представления информации.

•Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

•Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

•Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

•Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

•Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

•Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

•Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

•Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

•Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык

Предметные  УУД

•  первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•  осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

•  представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

•  овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;

•   формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

•  приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

•   освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

Развитие речи

•  осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•  владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•   выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

• использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•  оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

• работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•   сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•  составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

• письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•  пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

•   подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•  различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•  создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•  анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

•   оформлять результаты исследовательской работы;

• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Фонетика, орфоэпия, графика

•  произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•  характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•  пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

•  различать звуки и буквы;

•  классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

•  пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

• выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

•  осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•   выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•   распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•   подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•   понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•   выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•   подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•  находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•   пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

•   оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•   подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•   иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•   работать с разными словарями;

•   приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

•   различать изменяемые и неизменяемые слова;

•  различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•  находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс  -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

•   находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•  узнавать сложные слова (типа  вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•   сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•  соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•   самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•  понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•  образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

•   понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

• понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•   узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

• разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•  подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

•    определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•      распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

•   пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•     выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

•    определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•   определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•     определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•   распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•     определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•      распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

•     различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•      понимать роль союзов и частицы не в речи;

•      подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

•     разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•  сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

•   различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•   склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•    различать родовые и личные окончания глагола;

• наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

• проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•  находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и,  а,  но, частицу не при глаголах;

•  находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

•   различать предложение, словосочетание и слово;

•  устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•  составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•  классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•  выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•  находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•   распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•  составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и,  а,  но.

•  различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•  находить в предложении обращение;

•  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

•   применять ранее изученные правила правописания:

•   раздельное написание слов;

•   сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•   сочетания  чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•   перенос слов;

•   прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•   проверяемые безударные гласные в корне слова;

•   парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•   непроизносимые согласные;

•  непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•    разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

•   мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•   соединительные  о и  е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•   е и  и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•   безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на  -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•   безударные падежные окончания имён прилагательных;

•   раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не  с глаголами;

•   мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

•   мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

•   безударные личные окончания глаголов;

•    раздельное написание предлогов с другими словами;

•  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•   знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

•  подбирать примеры с определённой орфограммой;

•   осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

•  обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

•    определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

•  пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

•   безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

•  писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

•   проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

•   применять правила правописания:

•   соединительные  о и  е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•   е и и в суффиксах  -ек, -ик;

•    запятая при обращении;

•   запятая между частями в сложном предложении;

•   объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на  -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•   объяснять правописание  безударных падежных имён прилагательных;

•   объяснять правописание личных окончаний глагола;

•  объяснять написание сочетаний  -ться и  -тся в глаголах;

•  применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

• при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематическое планирование

№п.п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Повторение

11 ч

2.

Предложение

9 ч

3.

Слово в языке и речи

21 ч

4.

Имя существительное

43 ч

5.

Имя прилагательное

30 ч

6.

Личные местоимения

7 ч

7.

Глагол

34 ч

8.

Повторение

15 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Дата

план

факт

1 четверть (34 часов)

Повторение

Повторение. Знакомство с учебником.

01.09

Наша речь и наш язык. (у.1-4)

02.02

Текст. План текста. (у.5-11)

06.09

Развитие речи.

Обучающее изложение повествовательного текста (у.8)

07.09

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации( у.12-19)

08.09

Обращение .(у.20-22)

09.09

Входная (стартовая) диагностическая контрольная работа. Диктант.

13.09

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.(у.23-27)

14.09

Что такое словосочетание? (у.28-31) с.24

15.09

Предложение

Что такое однородные члены предложения? Связь однородных членов в предложении у.32-38)

16.09

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

(у.39-43)

20.09

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

(у.44-47)

21.09

 Развитие речи. Обучающее сочинение по  картине И.И. Левитана «Золотая осень» (у.48)

22.09

Как отличить сложное предложение от простого? (у.49-52)

23.09

Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?у.53-55 с.40)

27.09

Развитие речи. Обучающее изложение  повествовательного текста (у.56)

Проект «Похвальное слово знакам препинания»

28.09

Слово в языке и речи

Слово и его значение.(у.57-68)

29.09

Синонимы, антонимы и омонимы.(у.69-73)

30.09

Фразеологизмы (у.74-76)

04.10

Состав слова. Значимые части слова .(у.77-82)

05.10

Состав слова. Значимые части слова .(у.83-88)

06.10

Правописание гласных и согласных в корне слова.(у.89-101)

07.10

Правописание суффиксов. Правописание слов с буквами ь и ъ.(у.102-109)

11.10

Развитие речи. Обучающее изложение  повествовательного текста (у.110)

12.10

Что такое части речи? (у.111-114)

13.10

Грамматические признаки частей речи. (у.115-123)

14.10

Наречие.(у.124-132)

18.10

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» (у.133-134)

19.10

Имя существительное

Изменение имен существительных по падежам.(у.135-137)

20.10

Признаки падежных форм имён существительных(у.138-152)

21.10

Признаки падежных форм имён существительных(у.145-152)

25.10

Итоговая контрольная работа за I четверть.

Диктант.

26.10

Как определить склонение имени существительного. 1-е склонение имён существительных. (у.153-161)

27.10

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег». (у.161)

28.10

2 четверть (30 час)

2-е склонение имён существительных. (у.162-168)

08.11

3-е склонение имён существительных. Признаки склонений и их определение. (у.169-179)

09.11

Развитие речи. Обучающее изложение. (у.180)

10.11

Правописание безуд. падеж. окончаний имён сущ. в ед.ч.(у.181-184)

11.11

Именительный и винительный падежи. (у.185-190)

15.11

Родительный падеж. (у.191-200)

16.11

Им., род. и вин. падежи одушевлённых имён существительных. (у.201-207)

17.11

Дательный падеж. (у.208-218)

18.11

Контрольное списывание.

22.11

Творительный падеж. (у.219-226)

  23.11

Предложный падеж.(у.227-233)

24.11

Правописание безуд. окончаний им. сущ. во всех падежах. (у.234-246)

25.11

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница». (у.247)

29.11

Правописание безуд. падежных окончаний им.сущ. во мн.ч.(у.248-252)

30.11

Именительный падеж. (у.253-256)

01.12

Родительный падеж. (у.257-264)

02.12

Винительный падеж одушевленных им.сущ.(у.265-268)

06.12

Дательный, творительный, предложный падежи.(у.269-275)

07.12

Повторение «Склонение имён существительных» с.143

08.12

Развитие речи. Обучающее изложение. (у.273)

09.12

Повторение«Склонение имён существительных»  

13.12

Повторение«Склонение имён существительных»  

14.12

Диагностическая  контрольная работа №2 (Промежуточная) Диктант

15.12

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

16.12

Повторение«Склонение имён существительных»  

20.12

Повторение«Склонение имён существительных»  

21.12

Проект «Говорите правильно». Повторение и закрепление изученного.

22.12

Повторение и закрепление изученного.

23.12

Повторение и закрепление изученного.

27.12

 Повторение и закрепление изученного

28.12

3 четверть (36 часов)

Имя прилагательное

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные.(у.1-7)

10.01

Род и число имён прилагательных. (у.8-15)

11.01

Падеж имени прилагательного. (у.16-21)

12.01

Развитие речи. Контрольное  сочинение по картине В. А. Серова «Мика Морозов» (у.22)

13.01

Склонение имён прилагательных муж. и ср. рода в ед.ч.(у.23-28)

17.01

Именительный падеж. (у.29-32)

18.01

Родительный падеж. (у.33-37)

19.01

Дательный падеж. (у.38-41)

20.01

Именительный, винительный, родительный падежи. (у.42-49)

24.01

Творительный и предложный падежи. (у.50-57)

25.01

Наши проекты. Имена прилагательные «В сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. с.28

26.01

Склонение имён прилагательных ж.р. в ед.ч.(у.58-59)

27.01

Именительный и винительный падежи. (у.60-64)

31.01

Родительный, дательный, творительный и предложный(у.65-69)

01.02

Родительный, дательный, творительный и предложный(у.70-74)79)

02.02

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи.(у.75-

03.02

Развитие речи. Обучающее изложение. У 77

07.02

Склонение имён прилагательных во множественном числе.(у.80-85)

08.02

Именительный и винительный падежи.(у.86-89)

09.02

Родительный и предложный падежи.(у.90-94)

10.02

Дательный и творительный падежи.(у.95-98)

14.02

Обобщение по теме «Имя прилагательное» (у.100-107)

15.02

Обобщение по теме «Имя прилагательное» (у.100-107)

16.02

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

17.02

Анализ диктанта. Работа над ошибками. С.50

21.02

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». (у.106-107)

22.02

Местоимение

Роль местоимений в речи (у.108-111)

28.02

Личные местоимения. (у.112-117)

01.03

Изменение личных местоимений по падежам Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица ед. и мн. ч. (у.118- 121)

02.03

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица ед. и мн. ч. (у.122- 125)

03.03

Склонение личных местоимений 3 лица ед. и мн. ч.(у.126-131)

07.03

Склонение личных местоимений 3 лица ед. и мн. ч.(у.126-131)

09.03

Склонение личных местоимений 3 лица ед. и мн. ч.(у.132-137)

10.03

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста. У.138

14.03

Проверочная работа по теме « Местоимения»Закрепление.(с.66)

15.03

ВПР

16.03

4 четверть (31 час)

Глагол

Роль глаголов в языке. (у.139-145)

28.03

Время глагола. (146-147)

29.03

Неопределённая форма глагола.(у.148-151)

30.03

Окончания и суффиксы неопределённой формы глаголов.(у.152-156)

31.03

Изменение глаголов по временам. (у.157-161)

04.04

Диагностическая  контрольная работа №3

(Итоговая ) Диктант

05.04

Что такое спряжение глаголов? (у.163-166)

06.04

Изменение глаголов по лицам и числам. (у.167-170)

07.04

2-е лицо глаголов наст. и буд. времени в ед.ч.(у.171-177)

11.04

Развитие речи.  Обучающее изложение. У.162

12.04

I и II спряжение глаголов. (У.180-182)

13.04

Спряжение глаголов в будущем времени, в сложном будущем времени.(у.183-188)

 Наши проекты. Пословицы и поговорки.с.92

14.04

Правописание безуд. личных окончаний глаголов в наст. и буд. времени. (у.189-193)

18.04

Правописание безуд. личных окончаний глаголов в наст. и буд. времени.(у.194-197)

19.04

Правописание букв е и и в окончаниях глаголов. Тренировка в написании безударных личных окончаний глаголов (у.198-209)

20.04

Что такое возвратные глаголы? (у.210-215)

21.04

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. (у.216-228)

25.04

Контрольное списывание.

26.04

Анализ к.с. Правописание глаголов в прошедшем времени.(у.229-238)

27.04

Окончания глаголов в форме ед.ч. пр. времени.(у.239-242)

28.04

Обобщение и закрепление изученного. (у 243-246)

02.05

Обобщение и закрепление изученного.(247-250)

03.05

Развитие речи.  Обучающее сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» у.178-179

04.05

Обобщение и закрепление изученного.(251-253,с.120)

05.05

Повторение.

Язык и речь.Текст.(с.254-260)

10.05

Предложение и словосочетание.(261-273)

11.05

Лексическое значение слова. Состав слова. (у.274-294)

12.05

Части речи.(у.295-326)

16.05

Повторение и закрепление изученного

17.05

Повторение и закрепление изученного

18.05

Повторение и закрепление изученного

19.05

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

МБОУ Новоандриановской сош

_________ М.А.Збарская

«____»___________ 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....