Методическая разработка урока русского языка 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Светлана Петровна Груздева
  • Обучающиеся будут знать предложения с однородными членами предложения.
  • Получать возможность формирования всех УУД.
  • Научатся находить и различать однородные главные и второстепенные члены предложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка 4 класс33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однородные второстепенные члены предложения.

Цель и задачи урока:

Образование: научить детей находить и различать однородные главные и однородные второстепенные члены предложения

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, языковое чутье, интерес к предмету русского языка у учащихся, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, положительные качества личности.

Планируемые результаты:

  • Обучающиеся будут знать предложения с однородными членами предложения.
  • Получать возможность формирования всех УУД.
  • Научатся находить и различать однородные главные и второстепенные члены предложения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(4 мин)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

                         Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Психологический настрой детей на урок.

     - Ребята, каким хотите увидеть урок?

Интересным, познавательным, плодотворным, необычным.

     - Ну что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесёт радость общения. Хочешь быть грамотным – учись думать, мыслить. Успех ждёт тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

     - Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдёт в виде телевизионной передачи. Я рада приветствовать вас в «МБОУ Магистральнинская школа № 22». В эфире специальный выпуск передачи «Пусть говорят» и я её ведущая Груздева Светлана Петровна.

      - Тема нашей передачи «Однородные члены предложения». Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в свой её речи данные члены предложения.

     - Какие задачи мы можем поставить перед собой?

             

 

 

Проявляют готовность к работе на уроке 

Дети ставят задачи на уроке.

Самоопределение (Л)

 

 

Целеполагание (Р)

II. Актуализация знаний.(8 мин)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявить стартовые знания об однородных членах предложения.

1 этап урока – повторение.

    - Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактом в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных членов предложения.

     - Итак, внимание на экран.

Гром перекатывается.

Гром грохочет.

Гром встряхивает землю.

- Что вы можете сказать о данном отрывке?

- Как можно избежать повторения подлежащего?

- Запишите это предложение в тетрадь и выделите грамматическую основу.

- Что особенного в получившемся предложении?

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

  1. Отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Являются одним членом предложения.
  3. Относятся к одному и тому же члену предложения.
  4. Обычно выражены одной и той же частью речи.
  5. Произносятся с интонацией перечисления.

- Оцените свою деятельность.

 

Наблюдения над материалом. Работа с предложениями.

Формулируют признаки однородных членов предложения.

Оценивают себя на данном этапе работы

 

Умение слушать в соответствии с целевой установкой (Р)

 

поиск и выделение информации  (П)

 

 

III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания. (13 мин)

Цель этапа: выявить практические умения записывать предложения с однородными членами предложения с союзами  и без них.

- Двигаемся дальше к новым знаниям.

2 этап урока – новые знания.

- Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов главное – уметь строить отношения.

- Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать – историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?

     - Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы.

Давайте попробуем найти решение данной проблеме.

        - Внимание на экран.

  1. Растворились в темноте рощи сады поля.
  2. Волны пенились и бились с шумом о набережную.
  3. По склонам гор видны и сосны и ели и клёны.
  4. Зимой солнце светит а не греет.
  5. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.

- Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?

Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения:

  1. Если стоят однородные члены.

их запятой раздели непременно! 

  1. Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз!

3. Если союз к нам пришёл не один,

ставь запятую ты перед вторым!

  1. А перед союзом «а» и «но»

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую

 

Работают в паре

Самопроверка (слайд)

Делают самостоятельно выводы.

Целеполагание (Р)

Принимать и сохранять учебную цель и задачу(Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

 

Выявление проблемы (К) через исследовательскую деятельность

Умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.(К)

Осознание ответственности за общее дело(Л)

IV. Первичное закрепление.(5 мин)

Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  - Поработаем в паре «Соотнеси предложение со схемой»

Работа в паре (карточка)

Соотнеси предложение со схемой.

1. Золотые монетки висят на берёзе,                 1                    1.

на осине.

2. Налетел ветер, сорвал листья и                     2.                           2.  

закружил их в танце.

3. Солнце светит, но не греет.                             3.            3.  

4. Летом тепло, а осенью холодно.                    4.               4.

5. Листья летят, кружатся, падают ,                 5.              5.

 застилают землю разноцветным ковром.

        

6. В осеннем лесу растут рыжики и                   6.             6.

грузди. 

        7.

__________________________________________________________________

- Оцените свою деятельность.

- А сейчас мы прервёмся на короткую рекламную паузу.

Физминутка

 

Умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.(К)

Осознание ответственности за общее дело(Л)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выполняют комплекс

V.Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.(5 мин)

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Наблюдение над употреблением однородных членов предложения в речи.

- После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения.

- Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи7

- С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи?

- в каких областях литературы употребляются однородные члены предложения?

- Меняется ли цель использования однородных членов предложения?

- Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что наша речь становится более яркой.

- Давайте разберём области употребления однородных членов предложения в речи.

Цель: Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.

- Поработаем в группах. 

-  На столе лежат книги: сказки, словари, научная литература – энциклопедии. Каждая группа выберет для себя ту литературу, с которой бы хотелось вам поработать.

- Так какой же вывод можно сделать, где употребляются однородные члены предложения?

Оцените вашу работу в группе

- Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены предложения хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся между собой, а значит, роль однородных членов в нашей речи очень велика.

Выполняют самостоятельную работу .

Выдвигают гипотезы, доказывают.

Проверяют выполнение задания

Самооценка.

Работа в группах

Поиск и выделение нужной информации

Каждая группа делает выводы, подкрепляя чтением предложений с однородными членами предложения

Выводы обучающихся.

Оценивают свою деятельность.

Анализ, сравнение (П)

 

 

Самоконтроль, самооценка (Р)

Анализ –синтез (РП)

VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение.(6-7 мин)

Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения

- А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. Предлагаю поработать с текстами в группе.

_ Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?

- Ваша задача – исправить тексты, употребив в них предложения с однородными  членами.

- Зачитайте что у вас получилось.

- Для чего нужны однородные члены предложения в речи?

-Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой!

- На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч.

Выдвигают гипотезы, доказывают.

Дети зачитывают новые получившиеся тексты. Делают свои выводы.

Осознание ответственности

Самоопределение (Л)

VI.Итог урока.(Рефлексия деятельности)(2-3 мин)

Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какая тема обсуждалась?

- Что нового и интересного узнали?

- Что надо уметь при изучении данной темы?

Дополните предложение:     

                                     Я узнал(а)…

                                    Мне было интересно

                                    Мне хотелось бы не только

- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы

 

 

 

 Оценивают свою работу на уроке и работу всего класса

 

 

 

 

Обобщение(П)

 

 

 

 

 

 

Самооценка на основе критерия успешности(Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....