Интеллектуальные игры на уроках русского языка
картотека по русскому языку (3 класс)

Еремеева Ирина Владимировна

Игры рекомендуется проводить на уроках русского языка в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…»

Кружковая работа по русскому языку у меня строится по темам (лексика, морфология, фонетика, морфемика, синтаксис и пунктуация) Весь теоретический материал в доступной форме мы складываем в папки. После изучения темы мы упражняемся, закрепляя полученную теорию, а потом проводим или олимпиаду или интеллектуальную игру, что ребятам больше нравится, чем заучивание какого- либо материала.        Интеллектуальные игры можно проводить и на уроках русского языка при закреплении какой – либо темы.

Интеллектуальные и развивающие игры помогают:

-  закрепить и дополнить знания учащихся по предмету, дают более живое представление об изучаемой теме,

-  учат ребят самостоятельному поиску информации, перед игрой (если она планируется) на дом даётся материал по изучаемой теме, для того, чтобы его выполнить нужно поискать в различных источниках ответы на вопросы;

- формируют навыки межличностного общения в классе, в коллективе.

Что такое интеллектуальные игры? Фактически это те же викторины. То есть они построены по тому же принципу: вопрос—ответ. Но викторины ассоциируются с чем-то скучным, уныло серьезным, давно набившим оскомину. Другое дело интеллектуальная игра. Это и звучит как-то солиднее, да и правильно организованная игра более динамична, она увлекает, захватывает и участников, и зрителей. К ней интереснее готовиться, в ней интереснее участвовать. А значит, и знания усвоятся лучше. Да и само по себе приятно проведенное время тоже дорого стоит.

Основные правила проведения интеллектуальных игр

Итак, что необходимо в первую очередь, чтобы игра удалась, чтобы не превратилась в очередное заорганизованное и нудное мероприятие?

1. Это должно быть представление. Шоу. Непременно должен быть привкус праздника: костюмы, призы, болельщики, жюри. Награды – грамоты, благодарности, подарки. Обязательное условие: на игре должно быть весело. Должен быть азарт. Азарт создается присутствием зрителей, болельщиков. В перерыве между вопросами уместны шутки, творческие вставки. Все, что подскажет ваша фантазия. Используйте игровые атрибуты: колесо рулетки, волчок, черный ящик, жеребьевку и т. п. Эти атрибуты помогают до предела заострить интригу, резко повысить интерес к игре как у игроков, так и у болельщиков

     2. Вопросы не должны быть слишком сложными или слишком легкими, чтобы дети не заскучали сразу. Если игра будет состоять из нескольких туров, разумно подбирать вопросы, постепенно усложняя их от тура к туру. Желательно, чтобы вопросы были интересными, чтобы они в себе несли какую-то новую информацию, запоминались. Если вопросы выходят за рамки школьной программы, должны быть подсказки либо ответ может быть получен в результате логических рассуждений.

        3. Игра не должна быть слишком затянутой. Лучше меньше, но лучше.

   4. Больше самостоятельности. Если команд как минимум две, лучше поручить им самим подобрать вопросы для соперников, а потом просто их просмотреть, чтобы исключить неудачные и повторяющиеся.

  5. Игра проходит более живо, напряженно, если есть острое противоборство: например, команды не просто набирают баллы, а после каждого раунда происходит отсев слабых, ничем не проявивших себя игроков.

.

ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Как правило, игра состоит из нескольких туров. Играет несколько команд. Задаются вопросы, отвечает команда, первая подавшая знак, что готова к ответу. Если ответ неверный, у нее высчитывается балл, а право ответа переходит к другой команде.

Спокойный вариант игры — команды просто набирают очки, выигрывает та команда, что набрала больше. Более динамичный вариант, более азартный — игра на выбывание, т. е. после каждого тура удаляется одна команда-аутсайдер.

Игра «Своя игра»

В викторине принимают участие три-четыре команды, количество игроков значения не имеет.

Составляется таблица с темами вопросов и их «стоимостью». Она может быть примерно такого плана:

Каждый вопрос оценивается в зависимости от его сложности. Первую тему объявляет ведущий, а следующую выбирает команда, правильно ответившая на предыдущий вопрос.

Право первого ответа принадлежит команде, первой подавшей знак, что она готова отвечать, либо по жребию. Если команда ответила неправильно, право ответа переходит к другой команде.

За правильный ответ команде начисляется соответствующее количество баллов, за неправильный — это количество снимается со счета команды.

При многоэтапной игре команда начинает следующие туры уже с заработанными баллами на своем счету.

Интеллектуальная игра-викторина.

4-й класс

Тема: В СТРАНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:

1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)

2) Что стоит посередине земли? (Буква м)

3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.

В городе Морфология школьники получили задания:

• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);

• продолжите высказывание: Основа предложения — это... ; Значимая часть слова, стоящая после корня, — это...

     В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как ребятам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы.

Например:

1) Ум хорошо, а . . . (два лучше).

2) Знай больше, а говори . . . (меньше).

3) Не зная броду, .. . (не суйся в воду). 4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?

5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.

Метаграмма — это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа; заменив п на с, получаем другое слово —лиса, сазан — фазан, цапля — капля, карта — парта и т.п.).

С буквой «З» — оно блестит,

В сейфах банковских лежит.

С буквой «Б» — гнилое место,

Там земля, как будто тесто.

(золото — болото)

С «Г» — ее на винт накрутят,

С «Л» — конечно, лает,

С «М» — одежда, но не греет,

С «3» — от волка убегает.

Игра «Переводчик»

Тема: «Имена существительные общего рода».

Форма работы: учитель дает толкование слова, а ученики называют (отгадывают) его. За каждое правильно записанное слово ученик получает очко и за удачный пример (литературный или собственный) — еще очко. Например:

1) драчун, зачинщик ссор и драк (забияка, задира).

Мы везем с собой кота, чижика, собаку. Петьку-забияку. . . (С. Михалков).

2) Тот, кто первый вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь (выскочка).

3) Тот, кто любит сласти (лакомка, сластена).

4) Необразованный, малосведущий человек (невежда).

Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (И. Крылов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Этот прекрасный русский язык»

Материал подобран для учащихся 1- 2 классов, может быть использован на уроках, кружковых занятиях для развития мыслительных способностей и повышения  интереса к предмету....

Методическая разработка : интеллектуальная игра на уроке английского языка.

Данный  материал представляет собой методическую разработку интеллектуальной игры, которая проводилась в 3 классах школы с углубленным изучением английского языка. Материал был разработан 2 учите...

Интеллектуальные игры на уроке русского языка в начальной школе

Из опыта работы предлагаю, что можно использовать во внеурочной деятельности....

Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка».

Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка»...

Интеллектуальные игры на уроке русского языка 3класс

Интеллектуальные игры на уроке русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка для детей с интеллектуальными нарушениями.

Дидактические игры на уроках русского языка для детей с интеллектуальными нарушениями....