Словарная работа - это интересно.
методическая разработка по русскому языку

Феофанова Елена Владимировна

О работе над словарными словами в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Проблема формирования грамотности письма в современной школе приобрела большую актуальность. Ни для кого не является секретом, что грамотность выпускников школ оставляет желать лучшего. Очень часто, приводя первоклассников в школу, родители не могут без ошибок оформить заявление о приёме. Хотя у многих из них за плечами учёба в ВУЗе.

         Как известно, основы грамотного письма закладываются уже в начальной школе. Современные методики обучения составлены так что только начиная изучать «Букварь» дети учатся видеть так называемые «опасные места» (орфограммы), когда написание расходится с произношением.

           Одной из трудных сторон грамотного письма является обучение написанию слов с непроверяемыми орфограммами. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить детей писать словарные слова без ошибок.

          Когда я окунаюсь в свои детские воспоминания, словарная работа ассоциируется у меня с ежедневными монотонными диктантами в начале урока с последующей проверкой. Но современные дети иные. Они не будут делать хорошо то, что им не интересно. Сделать процесс усвоения словарных слов более увлекательным и эффективным – задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

           Работу над словарным словом нужно строить так, чтобы в её процессе не только закреплялись знания детей, но и формировались азы самостоятельной работы, укреплялись навыки мыслительной деятельности.

           Так какой же должна быть современная словарно орфографическая работа? Что она из себя представляет?

          Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений, направленных на усвоение обучающимися лексических, грамматических, орфографических и произносительных норм литературного языка.

    Чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные приёмы, методы, способы, которые способствовали бы прочному запоминанию и грамотному написанию словарных слов. То есть нужен новый подход к словарной работе на уроках русского языка.

Успешному написанию слов с непроверяемыми орфограммами способствует соблюдение определённых условий:

- установка на запоминание (ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить);

- заинтересованность (легче запоминается то, что интересно);

- яркость восприятия (лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции);

- образность запечатления (запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического).

       Основные этапы в работе над словарным словом

1-й этап Знакомство со словом.

     Это может быть чтение и отгадывание загадки, рассматривание предметной картинки, описание признаков предмета, предъявление слова-синонима или антонима.

2-й этап Работа над слуховым образом слова.

    Обучающиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, определяя в нём «опасное место». Таким образом, дети сами ставят орфографическую задачу.

3-й этап Запись слова с окошком.

      После того как определён ударный и безударный слог, дети записывают слова в тетрадь.  Записывая слово, они показывают «опасное» место пропуском буквы, «окошком». Это предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно чтобы дети сами учились обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

 4-й этап Работа над зрительным образом.

     Этимологическая справка – одно из средств, которое обеспечивает осмысленность и повышает правильность и прочность запоминания. Она может сообщаться как учителем, так и учениками. Частое обращение к истории слова позволяет мотивировать современное написание.

   ПИРОГ – хлеб, который пекли для пиров

   ПЛАТОК – от «плать», кусок ткани

   ДЕРЕВНЯ – от слова «дерево», место, очищенное от деревьев.  

     Но этимологическая справка не всегда содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать ассоциативный образ, который будет вспоминаться при написании слова, помогая правильно написать орфограмму.

   СОБАКА – хвОст

   КОРАБЛЬ – вОлны, бОцман

   КАПУСТА – зАяц

       Ценность этого приёма работы – наличие у каждого ребёнка своего ассоциативного образа.

5-й этап Подбор однокоренных слов.

Составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом.

     Мне хотелось бы остановиться и рассмотреть несколько методов и приёмов в обучении письму непроверяемых гласных, особо любимых моими бывшими учениками. Сейчас у меня первоклассники, и нам пока не доступны некоторые из них.

 Особой популярностью пользуются  

      «НЕМОЙ СЛОВАРИК»

     Ведущий одними губами проговаривает словарное слово. Другие дети отгадывают, проговаривают, записывают комментируя.

      «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК»

    Ведущий объясняет лексическое значение слова, дети отгадывают, записывают с проговариванием.

     

          «ШИФРОВКИ»

 «Добавь гласную». «Убери лишнее», «Алфавит», когда даётся определённый набор цифр, соответствующий порядковому номеру букв в алфавите, «Собери слово».

        «ЛЕСЕНКА»

    Каждое последующее слово должно быть длиннее на 1-у букву.

        «ЦЕПОЧКА»

    Построена на основе игры «Города». Чья пара выстоит более длинную цепочку за определённый промежуток времени. Используется при работе парами или в группах.

  «УЧИТЕЛЬ»

     Все дети любят диктовать словарные слова с карточки, подготовленной учителем соседу по парте, да ещё если это потом нужно сличить с эталоном и поставить оценку.

   «ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ»

    Пока весь класс занят определённым заданием, можно поработать индивидуально. Вразброс спрашиваю, как пишется то или иное слово, произнося его орфоэпически. Ребёнок должен проговорить его орфографически. Если ошибок нет, слово «отдыхает», если возникают трудности, ребёнок ошибается или говорит неуверенно, ученик записывает его в тетрадь, чётко проговаривая, выделяя орфограммы. Это слово ставится на контроль карандашиком. Детям очень нравится соревнование с самим собой. Они постоянно следят за тем, сколько ошибок они сделали в прошлый раз. Повторяют слова дома и с большим желанием их пересдают.

   «ПРОБА ПЕРА».

      Подходит для 3-4 класса. Задание чаще выполняется дома. Предлагаю написать рассказ или сказку, используя словарные слова. Это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно выполняют, оформляют и защищают свои работы.

    «КРОССВОРДЫ»

  «ЛИШНЕЕ СЛОВО»

     Эту игру можно проводить для актуализации знаний или как подводку к новому материалу (Москва, капуста, ребята, огурец).

  С целью выявления запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов я использую различные виды диктантов.

Традиционный словарный диктант.

          Используется для подготовки к контрольному диктанту или для развития общей грамотности обучающихся.

   Традиционный диктант – воспроизведение ранее изученных слов для закрепления их правописания, запоминания орфограмм с целью контроля и оценки знаний учащихся.

Лексический словарный диктант.

    Используется для освоения обучающимися лексических значений слов, для приобретения навыков работы с толковыми словарями.

Форма проведения: ученикам предлагается лексическое значение слова, по которому они должны определить само слово и правильно его записать.

Синонимический словарный диктант. 

      Используется для закрепления правописания слова и расширения словарного запаса обучающихся.

Форма проведения: ученикам предлагаются слова, к которым они должны подобрать как можно больше синонимов. При этом обучающиеся должны правильно написать данное слово и все подобранные слова синонимы.

Орфоэпический словарный диктант.

     Используется для развития культуры речи, чтобы ученик знал не только правильное написание слова, но и его правильное произношение.

Форма проведения:1) устная: учитель предлагает два варианта произношения слова, ученики записывают слово и ставят ударение;

 2) письменная: учитель на доске (или карточках) записывает слова с пропуском орфограмм, задача учеников – вставить пропущенные орфограммы и поставить ударение в словах.

Этимологический словарный диктант.

     Является разновидностью лексического диктанта. Цель его: ознакомление с лексическим богатством языка. Расширяет словарный запас и углубляет знание по истории языка, помогает в проверке некоторых случаев правописания.

Принцип проведения тот же, что и у лексического диктанта.

      Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

      В основе моей работа над трудными словами лежит деятельный подход, а это одно из главных требований ФГОС. Дети не только получают знания, но и применяют их в жизни.

        Систематическое применение данных технологий способствует интеллектуальному развитию обучающихся. Развивает умение мотивировать свою деятельность.

Учит внимательно воспринимать информацию и рационально запоминать её, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нём главное, решать проблемные познавательные задачи. Самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Активизирует психологические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, наблюдательность). Учит видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления. Расширяет кругозор детей, повышает уровень эрудиции, развивает языковое чутьё, фонематический слух, речедвигательные навыки. Расширяет активный и пассивный словарь детей, помогает овладеть грамматическим строем речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Виды словарной работы и письменных работ творческого характера на уроках русского языка

В русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожно...

Словарная работа - это интересно"

Методическая работа над словарными словами в начальной школе....