Урок по русскому языку "Имя существимтельное"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Елена Васильевна Токарева

Разработка урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Имя существительное

Цель: формировать умение распознавать одушевлённые неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Несколько учеников читают свои тексты, составленные по репродукции картины И.Т. Хруцкого.)

III. Актуализация знаний

(Работа в группах.)

—  Разделите слова на группы.

Лиса, и, пушистый, на, листья, в, бегает, заманчивая, а, интересуется, по, осеннее, но, читаем, книга.

—  По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

—  Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга.)

—  Что обозначают эти слова? (Предмет.)

—  На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)

—  Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Пушистый, заманчивая, осеннее.)

—  Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)

—  На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?Какая?Какое?)

—  Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Бегает, интересуется, читаем.)

—  Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)

—  На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делает ? Что делаем ?)

—  Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)

—  К какой части речи они относятся? (Предлоги.)

—  Какие слова отнесли к последней группе? (И, а, но.)

—  К какой части речи они относятся? (Союзы.)

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

—  Прочитайте слова.

Осень, листва, книга, книжный, луг.

—  Какое слово лишнее? Почему? (Книжный — это имя прилагательное.)

—  К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.) 

—  Что вы знаете об имени существительном?

—  Приведите примеры имён существительных.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 93 (с. 55).

—  Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте предложение, которое вы выписали. (А управляет трактором тракторист.)

—  Назовите одушевлённое имя существительное. (Тракторист.)

—  На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (Кто?)

—  Назовите неодушевлённое имя существительное. (Трактор.)

—  На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (Что?)

2. Работа со словом из словаря

—  Отгадайте загадку.

Богатырь идёт железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведёт с весной. (Трактор.)

—  Найдите слово трактор в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом трактор, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

  1. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

—  Прочитайте внимательно пары слов. Сравните их.

—  К какой части речи относятся данные слова? Докажите.

—  Чем они похожи? (Написанием.)

—  Чем отличаются? (Ударением.)

—  А что можно сказать про лексическое значение этих пар слов? (Лексическое значение слов разное.)

—  Объясните значение каждого слова.

—  Назовите имена существительные, которые употреблены в единственном числе. Приведите свои примеры.

—  Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе. Приведите свои примеры.

—  Выполните письменное задание к упражнению.

 (Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

—  Какие слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше друзей и подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему?

За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней ей быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая — совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

Е. Измайлов

2. Упражнение в написании имён собственных

—  Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки на дворе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

«Отыскалась твоя серёжка!»

—  Назовите слова, одинаковые по звучанию. (Маргарита — маргаритки, с поля — Поля, серёжку — Серёжка.)

—  Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена людей.) 

VIII. Рефлексия

—  Выпишите имена существительные.

Стол, за которым ты сидишь.

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж.

Тарелка, вилка, ложка, нож.

И каждый гвоздь,

И каждый дом,

И караваи хлеба —

Всё это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

—  Какие имена существительные называются одушевлёнными? неодушевлёнными? Приведите примеры.

—  Что обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе? Приведите примеры.

—  Какие имена существительные называются собственными? Приведите примеры.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  С каким словом из словаря вы познакомились?

Домашнее задание

Упр. 96 (с. 56).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...