Склонение существительных.
план-конспект урока по русскому языку
Проблемный урок с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imen_sushchestvitelnye.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Склонение существительных.
Номинация – проблемный урок с использованием ИКТ
Тип урока – открытие новых знаний.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области русский язык по теме « Склонение имен существительных».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
- Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
- Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
- Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Учить определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме.
- Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: Учебник Русский язык 3 класс автор А.В.Полякова, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки с именами существительными.
ХОД УРОКА
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. | Долгожданный дан звонок – Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? | – Ребята отвечают. – Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным… | Личностный результат |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Для начала повторим то, что уже знаем. Посмотрите на экран. Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану. Обозначь имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных вьюге, метели, бурану. – Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания? |
– Вьюге – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е.Метели – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Бурану – сущ. Стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у. Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением. | Метапредметный результат Предметный результат Предметный результат. |
3 этап. Постановка учебной задачи | – Какова же цель нашего урока? | – Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. | Умение ставить цель и планировать свои действия. |
4 этап. «Открытие» нового знания. | – У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета) Звезда, снег, метель, гора, лед, метель, дядя, мороз, ночь, печь, холод, папа, елка, солнце, лень, каток, сосна, снеговик, тень, облако, земля, окно. – Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы. – Проведите группировку по цвету: первый столбик – слова красного цвета, второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета. – Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов. Слайд 2. – Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 14. |
– Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже. – Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет. – Ребята работают в группах у доски. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных. – К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п. – Тема урока: Определение склонения имен существительных. | Предметный результат Метапредметный результат |
5 этап. Первичное закрепление. | – Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных. Работа в группах. Работа по инструкционной карте. Слайд 3. – Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных. Слайд 4. | Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
– Ребята составляют алгоритм на экране презентации. – Нужно поставить слово в начальную форму. | Личностный результат Метапредметный результат |
6 этап. Физкультминутка. | Музыкальная разминка. Слайд 5 | Ребята выполняют упражнение под музыку. | Личностный результат |
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 6. Составь из слов три предложения о зиме. Определи склонение имен существительных. Снежинка, падает, с, пушистая, неба | Самостоятельная работа, затем проверка. | Предметный результат |
8 этап. Включение в систему знаний и повторение. | Слайд 7. Составь четверостишие по рифме. Снежинка Определи склонение имен существительных. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. | Работа в парах. | Предметный результат. |
9 этап. Рефлексия. Итог деятельности. | – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания? Дерево самооценки. На доске новогодняя елка. Д/з Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных. |
– У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах. | Метапредметный и личностный результаты. Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке. |
Инструкционная карта
Группа №1.
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен существительных:
Метель, зима, вьюга, снег, печь, мороз, снежинка, сугроб, помощь.
2 уровень.
Придумать и записать по три существительных каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами существительными. Определи склонение имен существительных.
Решил …, дописал …, составил…, подошел к …, достал из …, прибежал из…,
выучил …, положил на…, скатился с …, скользил по…
Группа №2.
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен существительных:
Метель, зима, вьюга, снег, печь, мороз, снежинка, сугроб, помощь.
2 уровень.
Придумать и записать по три существительных каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами существительными. Определи склонение имен существительных.
Решил …, дописал …, составил…, подошел к …, достал из …, прибежал из…,
выучил …, положил на…, скатился с …, скользил по…
Группа №3.
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен существительных:
Метель, зима, вьюга, снег, печь, мороз, снежинка, сугроб, гпомощь.
2 уровень.
Придумать и записать по три существительных каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами существительными. Определи склонение имен существительных.
Решил …, дописал …, составил…, подошел к …, достал из …, прибежал из…,
выучил …, положил на…, скатился с …, скользил по…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение существительных
Склонение существительных...
Контрольное списывание по теме: "Склонения существительных"
Списывание по теме "Склонение имён существительных" 4 класс, 2 четверть, с грамматическим заданием, расчитан на среднего ученика...
Конспект урока русского языка в 3 классе "Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"
Это 6-й урок по теме "Склонение имен существительных". Основное содержание урока: определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже. Урок проблемный. На уроке был построен побуждающий диалог от ...
Интерактивный тренажёр по русскому языку "Склонение существительных" 4 класс
Интерактивный тренажёр по русскому языку для 4 класса "Склонение имён существительных" может использоваться для любого УМК....
Интерактивный тренажёр по русскому языку "Склонение существительных" 4 класс
Интерактивный тренажёр по русскому языку "Склонение имён существительных" 4 класс для любого УМК....
3 склонение существительных
УМК " Школа 21 века" 3 класс...
Урок по теме "Склонение существительных"
Формирование первоначальных представлений о склонении существительных....