Этапы урока | Время | Деятельность учителя Содержание урока | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.
| 1 мин. | - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. -Прежде, чем приступить к работе, мы проведем речевую разминку. -Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. До города дорога в гору, А от города с горы. До города дорога в гору (дети идут медленно имитируя подъем в гору с трудом поднимая ноги) А из города с горы (дети идут быстро ускоряя темп ходьбы или бегут с горы)
| Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу
Выполнять речевую разминку | Регулятивные: самоопределение к действию, эмоционально-положительный настрой на урок. |
2.Включение в учебную деятельность
| 3мин | Вспомним авторов произведений, изученных на прошлых уроках. - Назовите автора и произведение. Слушаем внимательно «Ох, нелёгкая это работа- Из болота тащить бегемота!» К. И. Чуковский «Телефон» «Я ль, скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ?» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Худо тому, кто добра не делает никому» «Книги твои, сам их и укладывай». К. Д. Ушинский «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.» Л.Н. Толстой «Два товарища» - Молодцы, как хорошо вы знаете изученный материал.
Сегодня мы будем знакомиться с творчеством нового писателя. - Предлагаю расшифровать вам его фамилию
Назовите имя, отчество, фамилию писателя на доске. (Виталий Валентинович Бианки).
| Восстанавливают в памяти информацию о писателях.
Определяют фамилию нового автора, записывают в тетрадь.
| Познавательные: - формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; -формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: - формирование умения высказывать своё предположение; Коммуникативные: - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
|
3.Мотивация к деятельности
| 2 мин. | - Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова. (На слайде: собака, ворона, берёза, василек, осина, ястреб, волк, ромашка.) - Распределите их на равные четыре группы.
- Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
- Скажите о чём писал В. Бианки? | Анализируют, предлагают свои версии.
Делают вывод. Проговаривают.
(В первую группу можно отнести слова собака, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ястреб - это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина - названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василек, ромашка - это названия цветов.)
(Можно объединить названия зверей и птиц - это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов - это растения. Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.)
(В. Бианки писал о природе). Рассматривают портрет писателя. | Познавательные: - формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; - формирование умения формулировать познавательную цель
Регулятивные: - формирование умения высказывать своё предположение; Коммуникативные: - формирование умения слушать и понимать других; - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
|
4. Определение темы и целей урока
| 4 мин | - Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На слайде: пантера, ехидна, рак, вол, акула, ягуар, осёл, хорек, ослик, тетерев, акула.) - Как называется это произведение? Какова же тема урока? - В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.
Используйте для этого запись. 1. Познакомиться с творчеством: …и его произведением: 2. Учиться правильно, выразительно: 3. Отвечать на:
Повсюду: в лесу на полянке, В реке, на болоте, в полях Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтѐшь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлѐнно смотреть. | Работают в парах, записывают название в тетрадь.
(Первая охота)
(В.В. Бианки " Первая охота")
Формулируют тему и цель. (1.Познакомиться с творчеством В.В.Бианки и его произведением «Первая охота» 2.Учиться правильно, выразительно читать рассказ 3.Отвечать на поставленные вопросы.)
|
5. Работа по теме урока:
Знакомство с биографией В. Бианки.
Первичное чтение текста (читают хорошо подготовленные дети).
Работа над текстом
| 10 мин. | Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки. - С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться? Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы. Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота". Рассмотрите картинку. Кто это?
- Кто из вас видел ящериц? Что вы о них знаете? - Чем покрыто тело ящерицы? - Чем отличается ящерка от ящерицы?
-Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ.
- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? - Назовите ещё одного героя рассказа " Первая охота".
- Прочитайте текст ещё раз (по цепочке). - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? - Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? - Что случилось с хвостом ящерки?
- А как бы вы назвали этот рассказ? - Докажите, что это произведение – рассказ.
| Находят страницу в учебнике.
(«Лесная газета»)
Слушают информацию, делают вывод.
(С детства он любил наблюдать за животными , а когда стал писателем написал много рассказов про птиц, про зверей и рыб. Они и стали главными героями его книг.)
Рассматривают обложки книг писателя.
(Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост). (Тело покрыто мелкой чешуей). (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером). Подготовленные ученики читают. Внимательно слушают, запоминают героев рассказа.
Отвечают. (Другой герой – маленький щенок). (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось). Отвечают на вопросы, находят ответы в тексте.
(Щенок подкрался и схватил её за хвост). (У неё отделился хвост).
| Познавательные: - формирование умения извлекать информацию на основе слухового восприятия. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.
|
6. Физкультминутка
| 2 мин | - Поработали, ребята, а теперь давайте отдохнём. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили! Вот так, вот так Головой своей крутили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот таки из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Вот так, вот так Лапы дружно поднимали.
| Выполняют движения. | Личностные: готовность к здоровье сбережению. |
7. Поисковая деятельность в группах.
Проверка работы. | 10 мин | - Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Выбрать из предложенных вариантов: 1 группа: слова, которые указывают на действия ящерки. 2 группа: слова, которые указывают на действия щенка. Работа по иллюстрации учебника (с.99) - Посмотрите, какие иллюстрации нарисовал художник на с. 99. Обсудите с соседом по парте увиденное (работа в паре) - Как вы думаете, почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге? - Кого из этих птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели в окружающем мире? - Каких ещё представителей животного мира вы можете назвать? | Работают в группах.
Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила. Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.
Возможно, о них писал Бианки
Ящерицу, щенка
Перечисляют представителей животного мира | Личностные: формирование функциональной грамотности. Коммуникативные: Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить исправления.
|
8. Повторное чтение рассказа и его анализ. | 3 мин | Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?
- Какой эпизод рассказа изображён на иллюстрации? Каким вы видите щенка? А ящерицу?
- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений. - Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
Теперь вы сможете объяснить, почему про ящериц такие загадки: По пригорочку бежит, Хвостиком – рулём рулит. Схватишь хвостик, только – ах!- Убежала!… Хвост в руках. . Быстрая и юркая, В змеевидной шкурке я, А за хвост меня поймаешь, Сразу тут же потеряешь.
Распласталась на земле, Быстро бегает везде, Любит греться на камнях, Схватишь – хвост в твоих руках. |
(Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно)
(щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост) (Щенок удивлён, растерян). (Ящерица сердитая)
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
| Личностные: развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Предметные: активизировать учащихся и вовлекать в процесс анализа художественного текста; учить определять характер рассказа, мнение автора, учить понимать смысл произведений; развивать связную речь. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
|
9. Рефлексия учебной деятельности.
| 2 мин | Подведём итог нашей работы на уроке. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили? 1. Познакомиться с творчеством В. Бианки и его произведением «Первая охота» 2. Учиться правильно читать, получать новые знания из прочитанного. 3. Отвечать на вопросы. - Достигли цели? Продолжите высказывания: - Я для себя сделал открытие: - Меня удивило: - Оказывается, что: - Сегодня урок литературного чтения связан с уроками: - Оцените свою работу на уроке - (смайлики-солнышки) Рекомендации для занятий дома 1. Придумать загадки о тех, кто живет в лесу. 2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.
| Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.
Делают самооценку. | Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: - формирование умения на основе анализа делать выводы. Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование осуществлять рефлексию; Коммуникативные: - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|