«ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В «СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А.С.ПУШКИНА»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Смирнова Екатерина Сергеевна

Найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль имена прилагательные играют в сказке.

Научиться работать с текстом.

Найти имена прилагательные, которые употреблены вместе с   именами существительными.

Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении.

Подобрать синонимы и антонимы.

Установить значение устаревших слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов

МОУ Пижемская СОШ р.п. Пижма

                               УРОК-ПРОЕКТ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: «ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В «СКАЗКЕ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» А.С.ПУШКИНА».

Цель урока:

Найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль имена прилагательные играют в сказке.

Задачи урока:

Научиться работать с текстом.

Найти имена прилагательные, которые употреблены вместе с   именами существительными.

Определить какие прилагательные употреблены в переносном значении.

Подобрать синонимы и антонимы.

Установить значение устаревших слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научиться переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

К: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в презентации выполненной работы.

Р: адекватно воспринимать предложение и оценку учителя.

П: учиться основам смыслового восприятия художественных текстов, уметь подготовить и презентовать материал.

Личностные:

Формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Соблюдать правила поведения при работе в группе, соблюдать правила поведения на уроке.

Тип урока: Урок-проект (закрепление)

Методы, приемы обучения: Словесный (учебный диалог), наглядный (презентация, представление проектов), практические (задания); организационные (привлечение внимания, объяснение заданий).

Формы организации деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: Карточки с заданиями для каждой группы, кластер, презентация, иллюстрации к сказке, тексты сказки, словари эпитетов русского языка, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня у нас не простой урок, к нам сегодня на урок пришли гости, давайте повернемся к ним, поздороваемся и улыбнемся им.

- А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу и тихонечко присаживайтесь за парты.

- Работать сегодня на уроке мы будем в группах: 4 группы. На партах у вас лежат правила работы в группе. Давайте их повторим (ответы детей). Придумайте название своей группе, название должно быть связано с русским языком. Запишите название группы на листах, на которых мы сегодня будем работать (Это наш волшебный лист А3).

- Скажите мне, пожалуйста, а чего вы ждете от сегодняшнего урока? Но об этом вы должны сказать, используя фразу именно к уроку рус.языка «СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ…» Слайд 2

(ответы детей).

- Молодцы!

- Ребята, дома я просила вас прочитать и вспомнить сказку. Давайте вместе назовем автора и название данной сказки.

(«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. Самоопределение к деятельности.

- Скажите, ребята, понравилась ли вам сказка, чем она вам понравилась?

 - Скажите, какую часть речи использует автор для полноты и красочности данного произведения.

 - Имя прилагательное.

3. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, какая часть речи называется именем прилагательным?

 У каждой группы на столе лежат листочки, на которых мы будем записывать факты об имени прилагательном. Сколько фактов об имени прилаг. нам нужно записать (6).

- Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи; отвечает на вопрос какой? какое? какая? какие? чей?; обозначает признак предмета; изменяется по числам, родам и падежам; в предложении это определение; имя прилаг. всегда тесно связано с именем существительным. Слайд 3

- Опираясь на ваши ответы, попробуйте сформулировать тему урока.

Мы назвали сказку, мы назвали часть речи, которая используется для полноты и красочности данного произведения.

(Дети формулируют тему урока)

(Открываю ставни, на доске портрет Пушкина А. С., написана тема урока, внизу доски нарисовано сине-белое море)

  - Сегодня на уроке мы с вами исследуем имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и создадим проект.

Для этого мы должны поставить перед собой цель, какую цель мы перед собой поставим?

(Найти в тексте «Сказка о рыбаке и рыбке» имена прилагательные, определить, какую роль имена прилагательные играют в сказке). Слайд 4

4. Работа по теме урока

-Давайте зачитаем план нашего исследования. Слайд 5

(Написан на доске. Один ученик зачитывает.)

План исследования

  1. Вспомнить какая часть речи называется именем прилагательным.
  2. Подобрать прилагательные к слову.
  3. Найти устаревшие словосочетания.
  4. Найти значение некоторых устаревших слов.
  5. Исправить ошибки в тексте.
  6. Найти имена прилагательные, употребленные в переносном значении.
  7. Подобрать к именам прилагательным синонимы и антонимы.
  8. Сделать вывод.
  9. Презентация проекта.

- Продолжаем работу.

На парте у каждой группы лежат разноцветные карточки с заданиями. Возьмите пожалуйста желтую карточку, на ней записано 1 задание.

1 задание на желтой карточке. В этом задании я хочу проверить, насколько хорошо вы помните эту сказку.

Вам нужно составить словосочетания - имя существительное с подходящим по смыслу именем прилагательным из слов, которые даны в задании. Все слова из сказки.

1 группа

(Ветхая) землянка,

 (сварливая)баба,

(грозная)стража,

(черная) крестьянка,

 (синее) море,

2 группа

(золотая) рыбка,

(парчовая) кичка,

владычица(морская),

 (новое) корыто,

(соболья) душегрейка,

3 группа

  (золотые) перстни,

сердитые (волны),

(ласковое) слово,

 (тесовые) вороты,

(старый) невежа,

4 группа

(Вольная) царица,

(чёрная) буря,

(красные) сапожки,

(дубовые) вороты,

(столбовая) дворянка.

Слайд 6 - Ребята, встретились ли вам незнакомые слова? Первая группа, назовите. Вторая группа. Третья группа. Четвертая группа.

- А как называют такие слова? (устаревшие)

2 задание на оранжевых карточках - У вас на партах лежит текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Найдите и выпишите из сказки не менее трех устаревших слов или словосочетаний.

Заморские вина – иностранные, чужеземные.

Парчовая кичка на маковке – кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку.

Печатный пряник – мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые вороты – ворота из тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная крестьянка – крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая землянка – разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая дворянка – потомственная дворянка.

- 1 группа, прочитайте, какие устаревшие слова вы выписали? 2 группа?  3 группа? 4 группа?

- Посмотрите на экран, на нём появилось одно из устаревших слов.  

- Кто из вас знает значение слова «кичка»? (Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины)

- В сказке вы встречали словосочетание «парчовая кичка»

- Что такое парча?

- Подумайте, что это такое? (Парчовая кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и надетый на макушку)

-Куда мы можем обратиться, чтобы проверить правильность наших определений?

5. Работа со словарем.

- Правильно! Мы можем обратиться к толковому словарю!

– У каждый группы на партах лежат толковые словари с закладками.

3 задание на зеленых карточках. Найдите в толковом словаре значение слова «парча» и «кичка».

- Слова найдены.

- Теперь мы узнаем значение слова «парча» Слайд 7 Кто прочитает, что вы узнали из словаря о значении слова «парча»? (парча - шёлк, расшитый золотой нитью)

- А что же означает слово «кичка»? Слайд 8 Прочитайте, пожалуйста (Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины)

- Запишите на листах значение словосочетания «парчовая кичка» Слайд 9

- У каждой группы на парте лежат картинки, выберите картинку, которая подходит к словосочетанию «парчовая кичка».

На доске вы видите иллюстрации к сказке, а на парте у каждой группы лежат карточки с названиями к данным иллюстрациям и с их значениями, подойдите по очереди и соедините каждое название с картинкой, зачитав название и его значение.

- Как вы думаете, почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?

- Великий русский поэт употребил в сказке много старинных слов, чтобы приблизить свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика, гнев рыбки и т.д.)

- Посмотрите на экран? Что на нём изображено? Слайд 10

- На нём изображено море.

- Какое прилагательное употребил автор к слову «море»

-Море синее.

- Правильно! А какое еще может быть море?

4 задание на синих карточках - Каждая группа записывает не менее пяти прилагательных к слову море на своих волшебных листах.

-Чёрное, волнующееся, огромное, необъятное…

- Скажите сложно вам было подобрать имена прилагательные?

- А где мы сможем найти определения к слову море?

- В «Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 определений к слову море! Слайд 11

(например... безмолвное, беспокойное, беспощадное, буйное, бунтующее, величавое, взволнованное, встревоженное…)

5. Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнем — и снова в путь!

(Встаем, выходим из-за парт. Все упражнения выполняем только руками)

Рыбка плавает в водице,

(Плавные движения кистями)

Рыбке весело играть

(Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком)

Мы хотим тебя поймать

(хлопок "круглыми" ладошками)

Рыбка спинку изогнула

(Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла

(имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула

(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

6. Продолжение работы по теме урока.

- Продолжаем наше исследование.

5 задание на бледно-розовых карточках. Нам дан небольшой отрывок из нашей сказки. Нужно внимательно прочитать и проверить все ли окончания имен прилагательных написаны правильно и исправить ошибки, если это будет необходимо.

 - Работу выполняем на наших листах, задание 5. Выписываем имена прилагательные с именем сущ. с которым оно связано, исправляя ошибки в окончаниях им.прилаг-х, рядом укажите падеж, род и число.

Слайд 12

“Воротился старик ко старухе,
Что ж он видит?
Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогая собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках
золотой перстни,
На ногах
красная сапожки

- У каких прилагательных заметили ошибки?

- Как мы определяем окончание имен прилагательных?

(Правописание окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода, числа, падежа. Определить окончание прилагательного можно наиболее простым способом – достаточно подобрать нужную форму вопроса к прилагательному. Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного)

(на листах)

Высокий терем – это окончание В.п., м.р, ед.ч, так как сущ. стоит в В. п., м.р., ед.ч

Золотые перстни – В.п., мн.ч

Красные сапожки –В. п., мн.ч

- Ребята как вы понимаете фразу «золотые руки»? Слайд 13 В каком значении употреблено здесь имя прилагательное? (в переносном значении)

6 задание на розовых карточках. 

- Сейчас каждой группе нужно выписать из текста словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении.

Золотая (рыбка)

Волшебная рыбка, исполняющая желания.

Чёрная (крестьянка)

Простолюдинка, принадлежащая к черни.

Столбовая (дворянка)

Дворянка старинного и знатного рода.

Печатный (пряник)

Пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

Чёрная (буря)

Ветер разрушительной силы, поднимающий чёрную пыль.

Сердитые (волны)

Огромные волны.

Прямой (простофиля)

Простак, недалёкий человек.

- 1 группа зачитайте, что вы выбрали? 2 группа? 3 группа? 4 группа? Слайд 14

 - Скажите, в какой землянке жили старик со старухой?

- В ветхой землянке Слайд 15

- Какое близкое по значению прилагательное я могу подобрать к слову «ветхая»

- Старая?

- Что мы сейчас подобрали?

-Синоним.

- А какое прилагательное противоположно по значению слову «ветхая»

- Новая

- Что мы в этом случае подобрали?

- Антоним

7 задание на голубых карточках. У каждой группы на карточках написаны имена прилагательные из сказки, вам нужно подобрать и записать к каждому синонимы и антонимы:

Слово

Сердитые (волны)

Синоним

Грозные, хмурые

Антоним

Добрые

Ласковое (слово)

Доброе

Грубое, злое

Разбитое (корыто)

Ветхое, старое

Новое, целое

Старый (невежа)

Пожилой

Молодой

Глубокое (море)

Огромное

Мелкое

Дорогая (цена)

Высокая

Низкая

Высокий (терем)

Большой, огромный

Низкий, маленький

Грозная (царица)

Жестокая, суровая

Добрая, милосердная

   Слайд 16

7. Подведение итогов урока.

- Творчество какого писателя мы вспоминали сегодня на уроке?

- Какие имена прилагательные употребил А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

- Ребята, для чего нужны имена прилагательные?

Слайд 17 Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного. 

- Попрошу одного человека из каждой группы выйти к доске и показать, получившийся проект.

- Ребята, скажите, мы справились с исследованием?

8. Рефлексия.

Слайд 18 - Ребята, у вас на столах лежат рыбки разного цвета. Оцените вашу работу.

Если исследование было интересным и познавательным – прикрепите на доску «золотую рыбку».

Если вам было сложно и не очень интересно – прикрепите оранжевую рыбку.

Если вам было совсем не интересно и вы не узнали ничего нового, то отпустите в наше море красную рыбку.

- Представьте, что вы поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили? Слайд 18

9. Заключительное слово учителя:

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за хорошую работу. Я получила огромное удовольствие, надеюсь, что вы узнали много нового. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Проект по русскому языку "Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина"...

Защита проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Сценарий защиты проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина...

Проект на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

Проект на тему:« Имена прилагательные в«Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»...

Презентация по русскому языку "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Данный проект можно использовать на уроке русского языка в 4 классе в разделе "Проекты"...

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина" 4 класс.

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина"....

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс...