Урок обучения грамоте "Заглавная буква З"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Григорянц Каринэ Григорьевна

Открытый урок обучения грамоте по теме "Заглавная буква З". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_z.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Технологическая карта изучения темы «Заглавная буква З», 1 класс.

Тема

Заглавная буква З

Цель и задачи темы

Создать условия для организации деятельности учащихся по первичному усвоению новых предметных знаний, умений по данной теме.

1. Познакомить со звуками [з], [з’] и их обозначением буквой З, з, учить читать слова с буквой з; совершенствовать звуко-буквенный анализ;

2. развивать речь, мышление, фонетический слух, логическое мышление, связную речь, воспитывать интерес к чтению.

3. Сохранять и укреплять здоровье учащихся на уроке

Планируемый результат

Личностные:

-сохраняют мотивацию к учебе;

-ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности;

-Проявляют интерес к новому учебному материалу, прилежание в учебе.

Регулятивные:

-Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

-Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-Оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-Выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

-Осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

-Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Коммуникативные:

-Участвовать в разных формах работы в классе;

-Иметь представление о существовании различных точек зрения, о возможности договориться;

- Использовать в общении правила вежливости;

-Адекватно реагировать на обращение учителя.

Межпредметные связи

Осетинский язык, музыка

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Тема: «Заглавная буква З»

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип урока

Изучение нового материала

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.этап

Организационный

Цель-мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Эмоциональный настрой.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Настроить детей на работу

Поприветствовать учителя и друг друга.

Настроиться на работу

II. этап Актуализация знаний.

Цель-актуализировать знания

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница... (зима).

- Дайте характеристику первому звуку в слове «Зима».

-Приведите примеры слов, в которых буква обозначает твердый звук.

-Подберите однокоренные слова к слову «зима»

( «Зимушка». Что придало уменьшительно-ласкательную форму слову?)

-Что хочется делать зимой?

-А кто хозяйка зимы? (метелица) ( слайд) Она вам сегодня будет придумывать сложные задания.За каждое выполненное задание  будет дарить вам по снежинке, чтобы мы набрали много снега и поиграли в снежки.

Работа в паре. (На снежинках)

Прочитайте слова. Подчеркните синим карандашом слова с твердым звуком [з], зеленым – со звуком [з’].

запах
зима

узел

зоопарк

зерно
звери

слеза

зеркало

узел            зеркало
слеза           зоопарк

-От чего зависит твердость или мягкость согласного звука?

-Назовите буквы, которые смягчают предшествующий согласный.

-Какие буквы указывают на твердость согласного звука?

(музыка осетинская )

-Мы дети гор, земля твоя нам свята, 

Мы всем своим обычаям верны. 

Ты красотою сказочной объята, 

В Осетии сбываются мечты!

Природа Осетии богата и разнообразна. Она удивительно красива!!!!

И,конечно, как же как не восхищаться великолепием наших гор.

А как они восхитительны в зимнее время! ( Слайды )

-Как по-осетински будет зима?

(Стихотворение на осет.яз и перевод на русском)

Суровы покровы

Ненастной зимы;

В туманах, в буранах

Скитаемся мы.

Грозят нашим саклям

Обвалы с вершин.

Как предки, мы гибнем

От грозных лавин.

Буран-сильная вьюга, метель.

Сакля-каменное сооружение жителей Кавказа. (картинка)

-Какие запомнили слова из стихотворения со звуком з.  *

-Напомните пару звука з, а звука зь.

- Какая орфограмма может быть с этой буквой?

МА…Ь, МОРО…, ГОЛО…,АРБУ…, НО….       *               

Игра «Любопытный»

-Как тебя зовут? (Захар, Залина)

Откуда ты приехал? (селение Заманкул, станица Змейская)

Где ты работаешь? (зоопарк)

-Где работает твоя мама? (заповеднике)

В зоопарке покрасили ….(забор)

Зоолог пошел кормить …(зверей)

Зоя раскрыла красивый ….(зонт)

Захар увидел свое отражение в … (зеркале)         

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов

Диалог с учителем.

Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения .

III.этап

Сообщение цели и темы урока.

Цель- мотивировать к изучению темы.

Ровно в полночь убежала

И, споткнувшись,потеряла

На балу у короля

Туфельку из хрусталя (Золушка)

- С Золушкой мы сегодня куда –то отправимся. (Пауза)

Но не на бал, а кататься на санках. И возьмем с собой еще Зою, Зину.

Кого еще мы с собой возьмем?

(Если дети называют предмет , не начинающийся на букву З заглавную, то мы не берем его с собой)

-Назовите тему урока.

Постановка цели урока

-Какую цель вы сегодня для себя поставите?

(Познакомиться с заглавной буквой З)

-Зачем нам нужна заглавная буква?

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.

Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

IV. этап

Закрепление знаний

Цель- познакомить с заглавной буквой З. Правильно употреблять ее в словах.

Физминутка

(музыкальная)

-На что похожа заглавная буква З? (картинка)

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3.

- Приведите примеры слов, которые нужно писать с заглавной букой З.

(планета Земля)!!!               *

Чтение текста.  (карточка)

Я не заноза.                        

(Заноза- инородное тело, застрявшее в коже)

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю — Злюкой, Лизу — Задирой.

— Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? — спросила мама.

— Как?

— Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

—  Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

-Кого и как дразнила Зина?

-Какие слова встретились в тексте, написанные с заглавной буквы? Почему?

 (Прямое и переносное значение слова)

-Какой вывод можно сделать от прочитанного? (нельзя никого дразнить)  *

Работа с текстом.            (слайд)

На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В печке тлеют угли. Бабушка Зина вяжет. Зоя читает. Маленькая Зита слушает сказку. Кот Забияка лёг спать в уголке.

-Назовите имена собственные.

-Что вы прочитали?

-Докажите, что это текст.

-А что такое предложение?                       *

-Вам метелица предлагает поработать над предложением.

Работа с предложением.

с кубарем  горки Захар скатился

(Это не предложение. Слова не связаны по смыслу)

-Составьте предложение.

Захар скатился кубарем с горки.

-Кубарем это как? (Переворачиваясь, кувыркаясь)

-Назовите основу.

-Назовите трехсложные слова.

-Назовите слова с ударением на втором слоге.

-Назовите имя собственное.

-Прочитаем с логическим ударением на первом слове, на втором …..

-Прочитаем с восклицательной интонацией.

-Прочитаем с вопросительной интонацией.

-К слову «Скатился» подберите однокоренные слова при помощи приставки.*

_Еще одно задание приготовила вам метелица.  Здесь много знаков препинания и нужно прочитать выразительно.

А на улице мороз,

Ну-ка все взялись за нос!

По коленкам постучали,

Головою покачали.

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали.

Ни к чему нам бить  баклуши,

Ну-ка все взялись за уши!

Ну-ка все вместе уши развесьте.

Лучше по –хорошему

Хлопайте в ладоши вы!

(Прочитайте про себя сначала)

Заблудился заяц. Забрёл в зоопарк.

- Зебра? Знаю! Зубр? Знаю! Землеройка? Загадочный зверь! Загрызёт!

Задрожал зайчик. Забежал за забор. Затаился. Замер.

-Какой зверь испугал зайчика?

-Загрызет она его?

Землеройки   

 Хотя по внешнему виду она, как правило, напоминает длинноносую мышь, землеройка не является грызуном, в отличие от мышей. На самом деле это гораздо более близкий родственник ежей и кротов;

Все землеройки крошечные, большинство не больше мыши. В общем, землеройки - наземные существа, которые добывают семена, насекомых, орехи, червей и множество других продуктов. У них маленькие глаза и, как правило, плохое зрение, но у них отличные чувства слуха и обоняния.

Зверьки не любят громкие звуки, которые могут напугать их до смерти. И это не преувеличение. Любое внезапное потрясение может остановить сердце землеройки, будь то гром, крик, хлопок в ладоши или музыка. 

В итоге можно заметить, что землеройки – практически безопасные существа, которые могут стать отличными домашними питомцами, несмотря на свою пугливость и непродолжительный срок жизни (практически 1 год). За ними относительно просто ухаживать и интересно наблюдать.

-В этом тексте много слов с заглавной буквой З. Сколько же тут имен собственных? ( Их нет, это начало предложения)      

(слайд)

Зайка кормит Зарину.
Зонтик несет Зою.
Узор рисует Зину.
Забор красит Захара.

-Что можете сказать о предложениях?

-Составьте правильно предложения.

-Назовите имена собственные

Познавательные УУД

Организовать фронтальную работу.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Работать с информацией .

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

V.этап

Закрепление знаний и способов действий.

- Повторим знания о заглавной и строчной буквах З.

Небесное тело-…

Лесной кролик-…

Предмет, который укрывает от дождя-…

Персонаж сказки Носова (который все знал) -…

Он звенит с урока-…

Драгоценный металл-…

-Какое из перечисленных слов нужно писать с заглавной буквы? *

Игра –«Пропала буква».  (НА ДОСКЕ ПРИКРЕПИТЬ БУКВУ)

АВТРА             АКА                 СКАКА          ЛЕВИЕ                     ИНА      *

Игра «Зашифрованное слово».

-Из каждого слова нужно взять по одному слогу, чтобы получилось новое слово

Гроза, бор    -забор

Железо, лото, топор –золото

Резина, рама –зима

Знание, румяна –знамя    *

-Сколько снега навалило. Теперь мы можем поиграть в снежки, построить крепость и даже слепить снежную бабу.

 

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Работать с предоставленной информацией.

IV.этап Рефлексия.

Цель- научить осознавать свои достижения

1.Оценить работу товарища.

2.Оцени свое настроение (Две мелодии: одна грустная, одна веселая)

3. Подарок Метелицы гостям -Песня

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Формулируют конечный результат своей работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....