Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школьников.
материал (1 класс) на тему
Отчёт по теме самообразования : "Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_teme_samoobrazovaniya_vospitatelya_gpd.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа с углубленным изучением
информационных технологий №1368»
Отчёт по теме самообразования
«Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школьников».
Педагог – организатор Аллахвердиева Г.А.
г. Москва 2017 г.
Отчёт педагога - организатора Аллахвердиевой Гюльар Азизулла кызы по теме самообразования: «Развивающие игры как средство повышения познавательных активности младших школников»».
Цель: совершенствовать технологию проведения развивающих игр с целью всестороннего развития личности ребёнка.
Задачи:
- Изучить методическую литературу;
- Апробировать в процессе обучения и воспитания различные виды заданий и игр;
- Использовать и внедрять в процесс обучения и воспитания передовой педагогический опыт по данной теме;
- Повысить профессиональный уровень своих знаний;
- Создать «копилку» дидактических игр и заданий по данной теме.
План.
- Изучение проблемы: «Развивающие задания и игры во внеурочное время».
- Значение психофизиологических особенностей познавательной деятельности младших школьников.
- Задания и игры, способствующие развитию познавательной деятельности (из личного опыта).
- Заключение.
- Приложение (коррекционно-развивающие игры и упражнения на развитие памяти, внимания и логического мышления; игры со спичками или счётными палочками; задачи-шутки; кроссворды-ребусы; игры-головоломки).
Список литературы:
- Волина В. «Праздник числа», Москва, 1993г.
- Сорокин П.И. «Занимательные задачи по математике в начальных классах», Москва, 1985г.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку», Москва, 1994г.
- Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», Санкт- Петербург, 1997г.
- Никитин Б. «Развивающие игры», Москва, «Педагогика», 1981г.
- Журналы для детей: «Почемучкам обо всём на свете», «Непоседа», «Занимательный клуб», «Кроссворд для детей», «Кроссвордёнок».
- «1000 и одна загадка»
- «1000 развивающих игр с словами»
- Интернет-ресурсы.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в
нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей в первую очередь, познавательных - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
Именно в младшем школьном возрасте возможно эффективное воздействие на интеллектуальную сферу ребёнка, способное компенсировать в известной степени задержку психического развития.
Использование развивающих игр и упражнений оказывает благоприятное влияние на развитие интеллектуальной сферы воспитанников.
Формирование познавательной активности после уроков идёт через проведение познавательных праздников, занимательных часов, кружковых занятий.
Одним из средств формирования познавательной активности является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово «занимательный», как «способный занять внимание, воображение». Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Я включаю элементы занимательности во внеурочную работу. В работе использую загадки, которые дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Кроме загадок в стихах использую загадки – шутки («Час загадок об овощах и фруктах», «Осенние загадки»).
Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты, анаграммы, палиндромы, волшебные цепочки которые позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.
Наиболее эффективным средством включения в познавательный процесс является игровая деятельность, поэтому отвожу этому виду деятельности основное место. Например, умение видеть противоречия и решать их в процессе познания помогают игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот». Находить общее, аналогию - игра «Найди пару».
Творческие задания «Дорисуй», «На что это похоже?», «Какая игрушка?», «Перевертыши» активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будит мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.
Следующий блок внеклассной работы - это часы общения. Чаще всего они проводятся в форме праздника, игры, конкурсы, викторины, «Осенний КВН». Викторины: «О жизни животных», «Шуточная викторина», «Экологическая игра-викторина», «Самый, самый», «Русские народные сказки. Из какой сказки?», «Музыкальный калейдоскоп»). Интересной формой работы по формированию познавательной активности являются развивающие занятия: «Клад кота Леопольда», «Коллекция заморочек», «Разноцветное путешествие».
В рамках предметных недель прошли занимательные часы по предметам «Разгадывай и развивайся», «Заполните клетки», ««Звездочка», «Загадочные профессии», а также конкурс «Всезнайка».
Прошла открытое мероприятие для родителей Группы Развития №5 «Росток»
Экологическая игра: «В мире растений и животных», где были включены в занятие развивающие игры и познавательные игры.
В процессе учебной деятельности школьника большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Внимание.
Внимание – это форма организации познавательной деятельности, поэтому в игровой материал включаю содержательно-логические задания, коррекционно - развивающие игры, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
- « Быстрей нарисуй»
- «Найди, кто спрятался»
- «Найди сходство и различие»
- «Прочитай рассыпанные слова»
- «Спрятанные слова»
- «Что изменилось?» (развитие наблюдательности).
Логическое мышление.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому младших школьников необходимо научить анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Игры и задания:
1. Задачи на смекалку.
2. Задачи- шутки.
3. Логические упражнения со словами.
4. Кроссворды и ребусы
5. «Классификация» - назови одним словом группу.
6. «Анаграммы».
7. «Палиндромы»
Память.
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком.
Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. И всё-таки память-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
Игры и задания:
- «Волшебные цепочки»
- «Рисуем по памяти узоры»
- «Недостающие картинки»
- «Воспроизведение рассказа».
- Тренировка слуховой памяти «Испорченный телефон»
- «Тренировка зрительной памяти» (таблица с изображением не менее 12 различных предметов, или запоминание предметов, разложенных на столе).
Заключение.
Коррекционно – развивающие и познавательные задания и игры - это средство познания мира: через игру ребёнок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, приобретает определённые знания, умения и навыки, что помогает усвоить учебный материал на уроках и активизировать познавательные процессы воспитанников. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задания и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактические игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В игре воспитываются те физические и психические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли». Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Ведущей деятельностью после поступления в школу у детей становится учение, оно определяет их эмоциональное самочувствие, темп психического развития, социальное становление, воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для процесса обучения. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании воспитанника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Задания и игры не должны быть слишком лёгкие для воспитанников, «игры без усилий - всегда плохие игры». Это одна из главных задач для воспитателя. Главное, чтобы воспитатель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребёнка и его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»
Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...
Мультимедийная презентация как средство повышения познавательной активности младших школьников
Выступление по теме "Мультимедийная презентация" может быть использовано на заседаниях педагогического совета, МО, конференциях и т.д.Здесь Вы найдете теоретическую часть, подкрепленную презентацией, ...
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке
Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....
Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»
Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...
разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...