Справочник правил по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)
В данном справочнике представлены правила на разные виды орформамм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnik_po_orfografii.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О Р Ф О Г Р А Ф И Ч Е С К И Й С П Р А В О Ч Н И К
А | Б | В | |||
Орфограммы, связанные с обозначением фонем | Орфограммы, не связанные с обозначением фонем | Пунктуация | |||
А Орфограммы слабых позиций | А Орфограммы сильных позиций | ||||
А 1 по закону письма | А 2 вопреки закону письма | ||||
1. В корне | 1. В окончаниях | 1. А, И, У, Е после шип. |
| 1. Запятая при обращении | |
2. В аффиксах | 2. В корне | 2.шип. + [о] |
| 2. Диалог | |
3. В окончаниях | 3. В аффиксах | 3.Ц+Ы, И |
| 3. Предложения с прямой речью | |
падежных | личных | 4. | 4. Ъ и Ь разд. |
| 4. |
4. | 5. | 5. удвоенные согласные |
| 5. | |
5. | 6. | 6. шип. + Ь | 6. | ||
6. | 7. | 7. -тся, -ться | 7. | ||
7. | 8. | 8. Ь – показатель мягкости согласного | 8. | ||
8. | 9. | 9. | 9. |
А1 ОБЩЕЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО
Фонема в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же части слова.
Это правило применимо во всех значимых частях слова:
- В корне: ходь-ба – ход-ит
- В окончании: на парт-е – на стен-е
- В аффиксах: об-резал – об-мер
глин-ян-ый – полотн-ян-ый
учили-сь – учил-ся
V = ^
А1 Проверка орфограмм в ПАДЕЖНЫХ окончаниях
Склонение | 1-е | 2-е | 3-е |
Род и окончания в Им. падеже | Муж.р -а(-я) Жен.р | Муж.р -⬜ Ср.р -о(-е) | Жен.р. -ь⬜ |
Проверочное слово | стена | слон⬜ село | степь⬜ |
Пример | в берлог? в стене в берлоге | в мор? в столе в море | в тетрад? в степи в тетради |
Изменение слов, называющих ПРЕДМЕТЫ
Число
лексич. знач.
предмет Падеж
Изменение слов, называющих ПРИЗНАКИ
Число
лексич. знач. Род
признак Падеж
ИЗМЕНЕНИЕ слов, называющих ДЕЙСТВИЯ
🢇 🢆
Время Инфинитив
🡷 🡳 🡶 🡷 🡳 🡶
Пр. Буд. Наст. -ть -чь◻ -ти
⮮ ⮯ ? ⮮ ⮯
Ч Р Л Ч
Л Ч | Ед. | Мн. |
1-е | Я | Мы |
2-е | Ты | Вы |
3-е | Он(а,о) | Они |
ПАДЕЖИ
Именительный есть (Кто? Что?)
Родительный нет (Кого? Чего?)
Дательный рад (Кому? Чему?)
Винительный вижу (Кого? Что?)
Творительный доволен (Кем? Чем?)
Предложный думаю (О ком? О чём?)
Изменение слов, называющих предметы и признаки по
ПАДЕЖАМ, РОДАМ и ЧИСЛАМ
П | Муж.род, ед.и мн.ч | Жен.род, ед.и мн.ч | Ср.род, ед.и мн.ч |
И | Любой слон Любые слоны | Любая стена Любые стены | Любое поле Любые поля |
Р | Любого слона Любых слонов | Любой стены Любых стен | Любого поля Любых полей |
Д | Любому слону Любым слонам | Любой стене Любым стенам | Любому полю Любым полям |
В | Любого слона Любых слонов | Любую стену Любые стены | Любого поля Любых полей |
Т | Любым слоном Любыми слонами | Любой стеной Любыми стенами | Любым полям Любыми полями |
П | О любом слоне О любых слонах | О любой стене О любых стенах | О любом поле О любых полях |
Личные окончания слов I спряжения
Л Ч | Ед. | Мн. |
1-е | -у(ю) | - ем |
2-е | -ешь | -ете |
3-е | -ет | -ут(ют) |
Личные окончания слов II спряжения
Л Ч | Ед. | Мн. |
1-е | -у(ю) | - им |
2-е | -ишь | -ите |
3-е | -ит | -ат(ят) |
А1 Проверка орфограмм в ЛИЧНЫХ окончаниях
Первое спряжение | Второе спряжение |
Все с НеУсекаемой основой + брить, стелить - гнать + все остальные |
|
?Как определить, У или НУ основа?
Поставь слово в инфинитив и проследи за поведением суффикса -а-:
Улыбается – улыбаться → суффикс есть в обоих словах, значит, основа НУ
Дышит – дышать → суффикс есть только в инфинитиве, значит, основа У
?Как определить спряжение?
Руб?т → рубить → У, на –ить → II спр. → рубит
Разруба?т → разрубать → НУ → I спр. → разрубает
А2ОРФОГРАММЫ, нарушающие ЗАКОН ПИСЬМА в окончаниях
- в словах-предметах:
-ия (Россия) в П. и Д.п. -е → -и в России
-ий (гербарий) в П.п. -е → -и в гербарии
-ие (задание) в П.п. -е → -и в здании
- в словах-признаках Р.п. ед.ч.
[ова] → ого (его) зелёного, синего
- в словах-признаках И. и В.п.
ой → ый любой, но зелёный
- в словах-предметах и признаках
в сильной позиции – о с отцо́м, кольцо́м
в слабой – е пальцем, рыжем
А2 ОРФОГРАММЫ, нарушающие ЗАКОН ПИСЬМА в корне
?
А2 ОРФОГРАММЫ, нарушающие ЗАКОН ПИСЬМА в аффиксах
?
А ШИПЯЩИЕ + [О]
В корне | В аффиксах | В окончаниях |
Шёлк, чёлка Шов, шорох ????????????????????? | Межвежонок, крючок Тушёнка, сгущёнка ?????????????????????? |
бережёт
плащо́м, рыжем |
А И,Ы после Ц
И | Ы |
|
|
А Ь и Ъ разделительные
Согл. (Ь,Ъ) Е,Ё,Ю,Я,И
Ъ после приставки подъ-езд съ-ел объ-явление | Ь в корне вьюга обезьяна воробьи |
А ШИПЯЩИЕ + Ь
Ь пишется | Ь не пишется |
|
|
А –тся, -ться
-ться | -(е,и,у,ю,а,я)тся |
инфинитив Что делать? Шуметь Зверям надо готовиться к зиме. | Личные Что дела(е,ю)т? Шум(и,я)т Звери готовятся к зиме. |
В ОБРАЩЕНИЕ
,обращение,
О, первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей.
Волга, колыбель моя!
Добро пожаловать, скворцы!
В ДИАЛОГ
А:
- Р, - а.
- Р.
- Р.
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что ты делаешь?
- Помогаю Петру.
- А что он делает?
- На печи лежит.
В ПРЯМАЯ РЕЧЬ
- «Р», - а.
- А: «Р».
- «Р, - а, - Р».
«Что за шум?» - спросил Иван.
Иван спросил: «Что за шум?»
«Послушайте! - сказал Иван, - Что это за шум?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принцип систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе
Статья посвящена принципам систематизации орфографических правил по русскому языку в начальной школе...
Правила по русскому языку для любого УМК.
Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче усвоить школьную программу....
Правила по русскому языку и математике.
Некоторые правила по русскому языку и математике, которые дети учат наизусть....
Справочник -тренажер по русскому языку
в помощь учителю и родителям...
Справочник-тренажер по русскому языку 3-4 класс
Справочные материалы, памятки, тренажеры....
Справочник - тренажёр по русскому языку 3-4 класс
Справочник-тренажер поможет вам осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научит применять на практике...
Справочник -тренажер по русскому языку.
Справочник- тренажер по русскому языку. Практическое пособие для учащихся 3-4 классов....