Технологическая карта урока русского языка 4 класса по теме :"Деепричастие"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
русского языка
4 класс
(УМК «Планета знаний»)
Ребенок Ольги Ивановны
МОУ «СОШ № 4»
Энгельсского района
Саратовской области
2021
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
•Русский язык, 4 класс, Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.
• Тема урока: «Деепричастие».
• Тип урока: «открытие» нового знания
• Дидактическая цель:
создать условия для формирования умения отличать деепричастие от слов других частей речи.
• Задачи по содержанию:
Обучающие
-формировать представление о деепричастии;
-формировать умение отличать деепричастие от глагола;
- формировать умение определять глагол, от которого образовано деепричастие.
Развивающие
-развивать умение планировать свою деятельность, решать проблемные ситуации, оценивать результаты деятельности;
-развивать умение формулировать мысли в устной форме, развивать мышление (обобщать и классифицировать).
Воспитательные
-воспитывать интерес к изучению родного языка;
-воспитывать желание выражать свое мнение.
• Методы (технологии) обучения:
-системно – деятельностный;
-проблемное обучение.
• Формы организации познавательной деятельности учащихся[1]:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-парная.
• Средства обучения (для учителя, для учащихся):
-учебник русского языка;
-карточки для дополнительного задания.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности | Учитель предлагает начать урок словами М.М.Пришвина «Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что, не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.» -Как вы думаете, почему мы начинаем урок этими словами? | Диалог с учениками. Дети высказывают своё мнение. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу) Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности) |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | -Вернёмся к высказыванию Пришвина. Предлагаю вам определить, какими частями речи являются слова в этой цитате. -Каким умением воспользуетесь для выполнения этого задания? Учитель фиксирует затруднение в принадлежности слов «мудрствуя» и «слушая» к той или иной части речи. -Можно определить, какая это часть речи? | -Умение определять части речи. Учащиеся определяют слова «мудрствуя», «слушая», как глагол. | Познавательные (умение извлекать информацию из предложенного задания) |
Постановка учебной задачи | -Что вызвало затруднения? -Какую учебную задачу поставим на уроке? Учитель предлагает спланировать работу на уроке. (Проверка по учебнику) | -Определить часть речи у слов, схожих с глаголами. -Узнать, к какой части речи относятся эти слова. -На какие вопросы отвечают. -Отличать эти слова от слов других частей речи. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей, планировать свою деятельность) |
Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта | -Как вы думаете, от каких слов образовались слова «мудрствуя» и «слушая»? -Какая это часть речи? -На какие вопросы отвечают слова, вызвавшие у вас затруднения? -Можно ли по этому вопросу определить принадлежность к определенной части речи? -Попробуем назвать признаки данного слова. Учитель сообщает, что в науке о языке эти слова называют деепричастиями. В речи основные действия субъектов называются с помощью глаголов, а добавочные действия с помощью специальных форм глаголов. 1. Образуйте от глаголов деепричастия и запишите их: гулять, смотреть, читать, рисовать, скрепить, надуться, закричать (фронтальная работа). Учитель предлагает изменить деепричастие. 2. Найдите деепричастия в пословицах и выпишите их. Не давши слова, крепись, а давши – держись. Не зная броду, не суйся в воду. Снявши голову, по волосам не плачут. Что имеем, не храним, потерявши – плачем. Учитель предлагает выполнить задание, чтобы обратить внимание детей на то, что добавочное действие совершается тем же лицом, что и основное. | -Мудрствовать и слушать. -Глагол. -Что делая? («мудрствуя». «слушая») -Слова, похожие на глаголы. Дети сопоставляют свои предположения с информацией в учебнике (стр. 82) Дети образуют деепричастия: гуляя, смотря, читая, рисуя, скрепив, надувшись, закричав. Дети делают вывод, что деепричастия не изменяются, а значит, не имеют окончаний. Дети выписывают деепричастия: давши, не зная, снявши, потерявши. Дети выполняют упражнение 228 (стр. 83), | Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Найти в тексте деепричастия и образовать от них глаголы. «Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.» Сильным ученикам предлагается реконструировать предложение, заменив глаголы деепричастиями. (работа с карточками) «Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.» («Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом.» | Работа в парах. Обсуждение с проговариванием признаков, отличающих деепричастие от глагола. Самостоятельное выполнение задания. Самооценка. | Коммуникативные (умение работать в паре) Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информации; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений) |
Самостоятельная работа с проверкой/ самопроверкой | Найдите в предложениях деепричастия и составь слово из первых букв деепричастий. «Я шутя говорил, что в десять лет они все у меня будут с высшим образованием. Не печалься о сыне, злую долю кляня. Охотясь за певчими птицами, я потерял счет времени. Малыш старался нам рассказать свою историю, лепеча на своем языке непонятными нам фразами. Актера встречали аплодируя.» | Дети выбирают деепричастия (шутя, кляня, охотясь, лепеча, аплодируя.) Составляют слово ШКОЛА. Взаимопроверка. Оценивание работы. Дети делают вывод: -Употребление деепричастий делает речь более яркой и выразительной. | Коммуникативные (умение строить свои высказывания в соответствии с задачей. Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
Рефлексия деятельности | -Удалось нам справиться с задачей урока? -На все вопросы, поставленные в начале урока. Вы смогли ответить7 -Кто остался доволен своей работой на уроке? (выставление отметок). Домашнее задание. Обязательная часть: стр. 83 упр. 229. Дополнительное (по желанию): составить предложение с деепричастием. | Ответы учащихся. | Регулятивные (умение осуществлять рефлексию) Личностные (умение выражать свои эоции) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение определять типы тексто...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...