Урок русского языка в 4 классе на тему « Склонение имен существительных множественного числа»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Крупенко  Любовь Геннадьевна

 

На уроке были реализованы дидактические принципы наглядности, научности, доступности, принцип деятельности (обучающиеся не получают готовые знания, а добывают их в результате собственной деятельности). В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая  работа учащихся.Были использованы разные виды контроля: ученик-ученик (при групповой работе), самоконтроль, взаимоконтроль , осуществлялась обратная связь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Склонение имён существительных во множественном числе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с изменением имён существительных по падежам во множественном числе; с профессиями журналиста, корректора, копирайтера
Способствовать развитию умения правильно писать падежные окончания существительных множественного числа, определять склонения существительных во множественном числе., воспитанию самостоятельности, трудолюбия.

Планируемые результаты:

Предметные: Формировать умение склонять существительные в форме множественного числа.

Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных множественного . числа.

Совершенствовать умение ставить падежные вопросы к именам существительным множественного . числа.

Метапредметные

Личностные: 

-устанавливать  связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?); стремиться к самостоятельности в усвоении знаний.

-осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат, адекватная самооценка;

Познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; находить  и выделять  необходимую информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания.

Коммуникативные: 

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре.

Регулятивные: 

определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

2.Мотивация к учебной деятельности

Послушайте строчки из стихотворения Валерия Брюсова «Работа» и подумайте, что нам хотел сказать автор?

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта -

Всё счастье земли - за трудом!

Назовите главную мысль стихотворения.

Девиз урока: Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Работа должна приносить радость человеку. Где бы человек ни работал, свою работу должен делать хорошо и во благо других людей. Только тогда человек доволен и счастлив.

Если мы хотим узнать новое и научиться чему-то, то должны хорошо работать на уроке, стараться и только тогда результаты нашей работы принесут нам радость.

2.Актуализация знаний.

Проверка дом.задания :  стр.128 упр.243 назовите существительные в творительном падеже и их окончания. Прикрыл крышкой, долбанет клювом, полакомиться рыбкой, рыбка под носом,

Закладка: называем слова с безударной гласной в корне и объясняем их написание: хОзяин, лЕдяной, прилЕтела, дОлбанет,

 У кого нет ни одной ошибки и написано аккуратно, поставьте 5.

Откройте тетради  

Минутка чистописания

- Запишите число  Пятнадцатое декабря . Классная работа.

Словарная работа (к доске ……)

Я называю словарное слово, вам нужно записать однокоренное одушевленное существительное во мн. числе:  к доске…………

Библиотека- ?   (библиотекари)

Телефон-?    (телефонисты)

Экскурсия-? (экскурсоводы)

Электричество-? (электрики)

Комбайн-?  (комбайнеры)

Путешествие-? (путешественники)

Проверка  «маячки»  К доске……….

На полях поставьте три пометки  , если вы верно записали словарные слова,

две -если справились, но были допущены ошибки,    одну  -если не справились

Как можно назвать одним словом те слова, которые записали? (профессии)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. Газета (Газеты)

 Это новое словарное слово. Запишите слово, поставьте ударение, запомните, как пишется слово

Кто работает над созданием газеты?   (Журналист, корректор копирайтер) слова на доску

1.Журналист. Осуществляет сбор, обработку и массовое распространение информации развлекательного и аналитического характера через средства массовой информации.

2.Корректор. Осуществляет поиск и исправление орфографических, пунктуационных и логических ошибок в текстах, подготовленных журналистами и редакторами.

3.Копирайтер  Название профессии произошло от английских слов copy — копировать и wright — писать. Поэтому самое важное предназначение копирайтера — переписывание готового материала перед публикацией его на сайте или в издании. Это достаточно ответственное задание — такой сотрудник в ответе за конечный текст, за все факты и данные. Но основное требование — идеальная грамотность.

Сегодня на уроке вы попробуете себя во всех трёх профессиях.

Работу начинают Журналисты

Сначала  определим тему , на которую вы будете собирать и обрабатывать материал.

3. Самоопределение к деятельности. Слайд №2

Прочитайте слова:

школа                           школы

школы                          школ

школе                           школам

школу                           школы

школой                         школами

о школе                        о школах

–Что общего у слов первого столбика (это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе).

–Что общего у слов второго столбика? (это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе)

–Что происходит в первом столбике со словом школа? (изменяется по падежам, склоняется)

–Что происходит во втором столбике со словом школы? (изменяется по падежам, склоняется)

–Какая орфограмма есть в словах первого столбика? (безударные падежные окончания имён существительных единственного числа)

–Определите орфограмму в словах второго столбика. (безударные падежные окончания имён существительных множественного числа)

–Какой столбик вы просклоняете и напишите окончание без проблем? (первый)

–А что вам ещё не знакомо? (склонение и правописание окончаний во мн. ч.)

 Тема нашего урока …                   Склонение имён сущ. во  мн. числе  Слайд №1

Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

 (- как определить  склонение  имени  сущ.  во мн. числе

 - узнать, какие  падежные окончания имеют имена сущ. во мн. числе) Слайд №1

Для чего нужно нам это знать?

 

4.Работа по теме урока.

Работа в парах:

1 задание журналистам:  перед вами существительные во множественном  числе (Словарные слова, которые на доске).

 Подумайте, как определить склонение существительного , если оно стоит во множественном  числе?

Поделитесь информацией,  как же нам определить склонение, если существительное стоит во множественном числе???

    - Поставим сущ. в н.ф.

      - Вспомним  правило

                        -Определим склонение

- Где мы можем проверить, правильный ли вывод сделали?

Прочитайте правило на с.131

Перед тем как мы продолжим работу, вспомним склонения имен существительных в единственном числе. ( правило на доску)

Работа по учебнику:

Стр.131 упр.248

Прочитать, почему «деревья расцвели»? (Потому что на деревьях сидят разноцветные птицы.)

Доказать, что все имена существительные  употреблены в форме множественного числа.

Упр.249 выписать из стихотворения (упр.248)  каждое имя существительное. а рядом записать это имя существительное, но в начальной форме , указать склонение.

(Коллективная работа на доске, в тетрадях)

К доске……………..

С хохолками – хохолок (2 скл.), свиристели – свиристель (3 скл.), метели – метель (3 скл.), деревья – дерево (2 скл.), птицы – птица (1 скл.), с огоньками – огонёк (2 скл.), снегири – снегирь (2 скл.).

Доп.: Из словарных слов:  какое слово лишнее?

5.Физминутка

А сейчас немного разомнемся. Я буду называть слова. Если слово в ед.ч., то приседаем, а если во множественном, шагаем.

Труд,  усердие, труженики, дело, работа, старание, занятие, специалисты, профессионал, усилие, трудолюбие, цель, упорство , опыт

Какие качества человека, которые услышали,  помогают хорошо выполнить работу?

Журналисты продолжают свою работу: Собирают, обрабатывают информацию

Работа в парах: (карточки  )

Каждой паре необходимо:          

Определить склонение существительного

Просклонять это существительное.

Выделить окончания. Подготовить ответ по плану.

1ряд  - ру́ки     2ряд  - труды́     3 ряд- сте́пи

Пара, которая справилась, показывает сигнал готовности.

Работа в группах:

Каждая группа  (ряд) собирается у доски и заполняет таблицу ,озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения по плану:

(У нашей группы было слово …

Оно относится к …скл., потому что  …

При склонении этого сущ. мы увидели, что в … )

Заполняется таблица на доске:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

Р.п.

-ов

-ей

Д.п.

-ам

-ам

-ям

В.п.

-ей

Т.п.

-ами

-ами

-ями

П.п.

-ах

-ах

-ях

- А сейчас сравните окончания.

 - Что вы заметили?

( Существительные множественного числа, разных типов склонения в Д, Т, П.  падежах имеют одинаковые окончания)

Вывод): во множественном числе существительные  изменяются по падежам, но не различаются по склонениям, имеют единые падежные окончания.

–Вот такая таблица получилась и будем ей пользоваться (на доску)

падеж

окончания

И.п

-ы   -и      -а   -я

Р.п

-ов -ев –ей

Д.п

-ам   -ям

В.п

-ы  -и  -а -я  -ей

Т.п

-ами   -ями

П.п

-ах   -ях


Оцените свою работу на этом этапе     (пометки на полях)

6.Закрепление изученного материала.

- А сейчас, пользуясь нашими выводами и правилом в учебнике,  будем учиться   правильно писать падежные окончания  сущ. мн. числа. Слайд № 3

1) - Давайте составим алгоритм наших действий:

-прочитать слово

-определить падеж

- посмотреть окончание в таблице

-записать слово

    2) Выполнение  задания  поочередно у доски.  К доске……….. 

из цвет…      (-ов    Р.п. )              в город…    (-ах   П.п.)

к  ел…          (- ям   Д.п. )             на пол…    ( -ях   П.п.)

по дорог…   (–ам   Д.п.)             над волн… (-ами   Т.п.)

для музе.. .  (–ев   Р.п.)             за корабл…    (-ями  Т.п.)

Оцените свою работу на данном этапе –пометки  на полях

3) Самостоятельная работа

Спиши предложение, употребив имена существительные, данные в скобках, в нужном падеже во множественном числе. Выдели окончание имён существительных. Укажи падеж

На доске:

              На (ветка) (дерево) лежат (шапка) снега.

Можно взять карточку-помощницу:

       На ветк…..    деревь…. лежат  шапк….   снега.

Проверка задания: взаимопроверка      

Работа для корректоров

Корректоры  Осуществляют поиск и исправление орфографических, пунктуационных и логических ошибок в текстах, подготовленных журналистами и редакторами.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища: слайд   № 4

     

На ветках     деревьев      лежат  шапки     снега

 Оцените свою работу на данном этапе –пометки  на полях

Копирайтеры  Название профессии произошло от английских слов copy — копировать и wright — писать. Поэтому самое важное предназначение копирайтера — переписывание готового материала перед публикацией его на сайте или в издании. Это достаточно ответственное задание — такой сотрудник в ответе за конечный текст, за все факты и данные. Но основное требование — идеальная грамотность.

Карточки Задание №1 для копирайтера, выписать словосочетания с существительными  во множественном числе, выделить окончание, указать падеж

   Увидел оленей,  лежат под тетрадью, поселился под крышей, путешествовать по странам, обратиться за помощью, работаю над ошибками, растут на болоте, напечатать в газетах.

Проверка задания  Самопроверка по образцу слайд № 5

увидел оленей (В.п)

путешествовать по странам (Д.п)

 работаю над ошибками (Т.п)

напечатать в газетах (П.п)

Оцените свою работу на данном этапе –пометки  на полях

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подсчитайте количество пометок на полях за урок.

Оцените  свою работу на уроке Слайд № 6

15-14  - «5»

13-12  - «4»

11-8    - «3»

Девиз урока: Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Закончите фразу: я сегодня узнал, что ….

8. Итог урока: Какова тема сегодняшнего урока?

                          Какие учебные задачи ставили в начале урока?

                          Какие знания вы сегодня на уроке приобрели?

(Научились склонять сущ. во мн. числе, писать падежные окончания сущ. мн. числа)

Где можете применить свои знания?  (В жизни нужно говорить и писать грамотно, во время  диктанта )

Если бы вам пришлось выбирать профессию из тех, с которыми сегодня познакомились, какую бы выбрали? Почему?

8.Домашнее задание (дифференцированное),инструктаж по его выполнению

 Копирайтеры:  по учебнику стр.132 упр.252      грамотно списать, указать падеж имени существительного метель. 

Корректоры: карточки:  Найти, исправить ошибки. Списать, указать падеж существительных во множественном числе, окончания выделить.

   Замело белыми шапка сугробы всё вокруг. Иней покрыл крыши дом, ветви дерево. Мороз сковал льдом воды река, ручейки, озёров. Ах, сколько забот появилось у птицов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"

Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...

Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

Конспект урока русского языка 4 класс на тему "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи." ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Творительный и предложный падежи.Цели деятельности учителя: формирование умения правил...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." ОНЗ

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." ОНЗ...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР...