Урок русского языка "Основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка по образовательной программе "Начальная школа 21века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_slova_2_klass.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основа слова.
Цели урока:
- Создать условия для закрепления правил правописания частей слова и формирования умения использовать данные правила при выполнении практических заданий.
- Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки.
Задачи урока:
- формировать умение разбирать слова по составу;
- упражнять в подборе родственных слов; помочь осознать, что основа слова – занимает, важную роль в части речи;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать зрительную, слуховую и двигательную память;
- выполнять упражнения, которые способствуют развитию мышления и речи учащихся;
- воспитывать положительную мотивацию к учению.
- проверить, насколько эффективно усвоен теоретический материал по темам: приставка, суффикс, основа слова;
- закрепить полученные знания о приставках, суффиксах, основе слова учащимися в практической работе;
Планируемый результат
Предметный
- учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;
- речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.
Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)
Метапредметный:
Регулятивные УУД:
− сохранять и принимать учебную задачу;
– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;
– проявлять самостоятельность и инициативу;
-способность контролировать свои действия.
Познавательные УУД:
– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.
Коммуникативные УУД:
– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
– стремиться к более точному выражению собственного мнения;
– задавать вопросы
I. Актуализация знаний.
– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3
- Знаки препинания – . ! ?
- Части слова –
– Что обозначает первый значок?
– Какая часть слова выделяется в квадратик?
– Каким значком выделяется главная часть слова?
– Что обозначают оставшимся значком?
III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».
– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.
– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.
– Итак, начинаем: СЛАЙД 5
- Корень – это главная часть предложения (-)
- Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
- Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
- Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
- Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
- Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
- Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
- Корень – это общая часть родственных слов (+)
- Суффикс – это часть речи. (-)
– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6
– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.
– У кого одна ошибка?
– У кого две ошибки?
Упр.4 с.166. Прочитайте задание. (Спиши текст. В выделенных словах обозначь основу). Что вы умеете делать? (Мы умеем списывать текст.) А что может вызвать трудность? (Мы не знаем как выделить основу)
Узнаём новую часть слова (продолжение)
Что такое основа слова?
Где находится?
Зачем нужна?
Как найти основу слова?
- Что поможет ответить на эти вопросы?
На доске:
Зима, зимний, зимушка, озимые, зимовье.
Что можете сказать об этой группе слов? Какое задание можете предложить для выполнения?
(Объяснить значение слова озимые.Озимые культуры – это однолетние зерновые растения, которые сажают осенью, т.е. под зиму, поэтому их называют озимые).
Разбор слов по составу.
Вспомним алгоритм.
Введение нового материала.
- Введение понятия «Основа слова»
-Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?
(Конечно, та часть, в которой находится корень.)
- Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?
Выслушиваются ответы детей.
(Наверное, эта часть называется основой слова.)
- Ребята, подумайте,как можно обозначить основу слова. Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.
(Выслушиваются предложения детей).
- В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:
Чтение правила с. 165
Составим алгоритм нахождения основы слова.
Составление алгоритма
Физминутка.
Первичное закрепление:
- С. 165, упр 1
Какой способ словообразования ?
- Работа в группах.
С. 166, упр 2
1 – работает с первой схемой, 2- со 2, 3- с 3, 4 – с 4.
Повторение правил состава слова.
Двигаются по классу с карточками в руках. На карточках вопросы, ответить на вопросы.
Рефлексия. Итог.
В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.
Я хочу поблагодарить…..:
- за умение давать полные ответы
- за умение доказывать, отстаивать свое мнение
- за умение быть вежливыми, уступать друг другу
- за слаженную работу в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
Урок изучения нового материала по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...
Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ
Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...