Урок русского языка "Основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Салаватова Елена Рамиловна

Урок русского языка по образовательной программе "Начальная школа 21века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_slova_2_klass.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основа слова.

Цели урока:

 

  1. Создать условия для закрепления правил правописания частей слова и формирования умения использовать данные правила при выполнении практических заданий.
  2. Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки.

Задачи урока:

  • формировать умение разбирать слова по составу;
  • упражнять в подборе родственных слов; помочь осознать, что основа слова – занимает, важную роль в части речи;
  • уточнение и активизация словарного запаса;
  •  развивать мелкую и артикуляционную моторику;  
  • развивать зрительную, слуховую и двигательную память;
  • выполнять упражнения, которые способствуют развитию мышления и речи учащихся;
  • воспитывать положительную мотивацию к учению.
  • проверить, насколько эффективно усвоен теоретический материал по темам: приставка, суффикс, основа слова;
  • закрепить полученные знания о приставках, суффиксах, основе слова учащимися в практической работе;

Планируемый результат

Предметный

  • учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;
  • речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

− сохранять и принимать учебную задачу;

– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

– проявлять самостоятельность и инициативу;

-способность контролировать свои действия.

Познавательные УУД:

– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

– стремиться к более точному выражению собственного мнения;

– задавать вопросы

I. Актуализация знаний.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/1.gif

– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 3

  • Знаки препинания – . ! ?
  • Части слова – http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/3.gif

– Что обозначает первый значок?

– Какая часть слова выделяется в квадратик?

– Каким значком выделяется главная часть слова?

– Что обозначают оставшимся значком?

III. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».                     

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.

– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.

– Итак, начинаем: СЛАЙД 5

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/4.gif

  1. Корень – это главная часть предложения (-)
  2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
  3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
  4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
  6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
  7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
  8. Корень – это общая часть родственных слов (+)
  9. Суффикс – это часть речи. (-)

– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 6

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623570/5.gif

– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.

– У кого одна ошибка?

– У кого две ошибки?

Упр.4 с.166. Прочитайте задание. (Спиши текст. В выделенных словах обозначь основу). Что вы умеете делать? (Мы умеем списывать текст.) А что может вызвать трудность? (Мы не знаем как выделить основу)

Узнаём новую часть слова (продолжение)

Что такое основа слова?

Где находится?

Зачем нужна?

Как найти основу слова?

- Что поможет ответить на  эти вопросы?

На доске:

Зима, зимний, зимушка, озимые, зимовье.

Что можете сказать об этой группе слов? Какое задание можете предложить для выполнения?

(Объяснить значение слова озимые.Озимые культуры – это однолетние зерновые растения, которые сажают осенью, т.е. под зиму, поэтому их называют озимые).

Разбор слов по составу.

Вспомним алгоритм.

Введение нового материала.

  1. Введение понятия «Основа слова»

-Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

- Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

(Наверное, эта часть называется основой слова.)

Ребята, подумайте,как можно обозначить основу слова.  Давайте попробуем для этой части слова подобрать свой значок, отличный от всех остальных.

(Выслушиваются предложения детей).

- В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:          

Чтение правила с. 165

Составим алгоритм нахождения основы слова.

Составление алгоритма

Физминутка.

Первичное закрепление:

  1. С. 165, упр 1

Какой способ словообразования ?

  1. Работа в группах.

С. 166, упр 2

1 – работает с первой схемой, 2- со 2, 3- с 3, 4 – с 4.

Повторение правил состава слова.

Двигаются по классу с карточками в руках. На карточках вопросы, ответить на вопросы.

Рефлексия. Итог.

 В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.

Я хочу поблагодарить…..:

- за умение давать полные ответы

- за умение доказывать, отстаивать свое мнение

- за умение быть вежливыми, уступать друг другу

- за слаженную работу в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...