Русский язык, изложение, 3 класс
материал по русскому языку (3 класс)

Перемотина Есения Александровна

Конспект урока выработан для того, чтобы учащиеся закрепили знания об изложении и нарабатывали умения в его написании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_._3_kl._izlozhenie.docx140 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

Учебник «Русский язык». Автор (ы)__________________

Класс 3 Часть __ .  Стр.  ____

Образовательная система (модель) ________________________________

ТЕМА «Обучающее изложение по вопросам»

Составила Перемотина Есения Александровна

(ФИО студента)

Дата проведения урока

Начало урока _______час _____мин.

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Допущена к проведению урока:

_________________, дата ________

(подпись преподавателя)

_________________, дата ________

(подписьучителя)

___________


Цель урока: формировать умение передавать содержание текста с опорой на вопросы плана, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Задачи урока:

  1. Личностные:
  • Формировать уважительное отношение к иному мнению;
  • формировать овладение навыками сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • формировать дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
  1. Предметные:
  • Формировать умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  1. Метапредметные (УУД):
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (рег.);
  • Развивать умение оценивать результат своих действий (рег.);
  • развивать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (позн.);
  • формировать умение работать с информацией, представленной в разных видах (позн.)
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения (ком.);
  • формировать умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками (ком.).

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

Оборудование.

  • У учителя: мультимедийная презентация.
  • У учащихся: карточки с текстом изложения, черновые листы, тетради.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Александровна. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик.

Приветствуют учителя.

Улыбаются.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения (нового) языкового материала

Давайте мы вами начнем наш урок с небольшого ребуса, сейчас он появится на доске. Именно этот ребус определит тему нашего урока.

Как только вы его разгадаете, поднимите руку и скажите разгадку ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ.

- Все верно, это изложение. А что такое изложение?

Думают.

Разгадывают ребус.

- Тема нашего урока «Изложение».

Ответы учеников.

- Изложение - Письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто.

Слушают, актуализируют свои знания.

Сегодня перед нами стоит огромная задача – написать изложение, поэтому открываем тетради и записываем сегодняшнее число.

Пишут.

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Сегодня у нас тринадцатое сентября.

Записывают число, тему урока.

Но перед тем, как мы приступим к написанию изложения, мы с вами выполним подготовительную работу, чтобы написать изложение грамотно.

Слушают, выполняют указания учителя.

  1. Этап урока.

Сейчас я начну читать текст, а вы внимательно следите за моим чтением.

До первого дождя.

Татьяна и Маша подружки. Они всегда ходили вместе.

Однажды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть.

Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Покачала она головой:

- Видно, ваша дружба до первого дождя!

Следят за текстом.

- А теперь давайте ответим на несколько вопросов, по поднятой руке, полным ответом.

1. Какие отношения были между Таней и Машей?

2. Расскажите, что произошло во время дождя?

3. Что сказала учительница о дружбе девочек? Объясните, как вы понимаете её слова.

4. Как должен поступить настоящий друг?

5. Как вы думаете, в чем заключается главная мысль текста?

6. Кто скажет, какого типа речи данный текст? (Доказать, опираясь на текст)

https://ru-static.z-dn.net/files/df0/b0cfe13ffca7609945a3a7abd2a51499.jpg

- Давайте сделаем небольшую физминутку, посмотрите в окошко, посмотрите вдаль, на горизонт, потом посмотрите на самые близкие объекты.

- Повернитесь обратно ко мне и теперь прослушайте текст еще раз.

- А сейчас мы с вами составим примерный план, который будет состоять из вопросов. Во время написания изложения, вам нужно будет ответить на все эти вопросы.

 - У нас 3 абзаца, значит 3 смысловые части. Какой вопрос мы зададим по первому абзацу?

- Давайте сразу ответим на этот вопрос.

- Какой вопрос зададим по второму? Что произошло? Что сделала Маша?

- А теперь 3 абзац. Какими были девочки, когда встретили учительницу? Что она сказала им?

- Вопросы к тексту записывать не нужно.

План

1. Кто такие Таня и Маша?

2. Что произошло во время дождя?

3. Что сказала учительница девочкам, когда их увидела?

Словарно – орфографическая работа

- Давайте сейчас разберём слова, в которых у нас могут возникнуть трудности в написании.

- Посмотрите на экран, в словах пропущена буква, сейчас по цепочке каждый вставит верную букву и объяснит ее написание (подберет проверочное слово)

1. Объясните правописание гласных в словах (подберите проверочные слова):

  • Подру…ки (дружит)
  • Х...дили (ходит),
  • Попр…сила (просит),
  • Поб…ялась (бойся),
  • уд…вилась (диво),
  • пок…чала (качать),
  • г…л…вой (головы, головка).

2. Назовите слова, которые нужно писать с большой буквы.

3. Запомните, как пишутся слова: вместе, всегда, однажды.

- А теперь вы получите карточки, которые помогут вам в написании изложения.

- Мы приближаемся к написанию изложения, теперь предлагаю попробовать одному из вас попробовать пересказать текст по нашим вопросам. Кто готов это сделать?

Анализ устного пересказа и его совершенствование.

- Какие рекомендации (советы) можем дать Пете по пересказу?

- Теперь давайте только глазками посмотрим наверх, вниз, вправо, влево.

Отвечают на вопросы учителя.

1.Маша и Таня были подружками, они всегда были очень близки. Но их дружба не настоящая, потому что друг познаётся в беде, а Маша не помогла Тане.

2. Во время дождя одна из них попросила снять плащ, чтобы они вместе им укрылись и не замерзли.

3. Учительница сказала, что дружба до дождя, значит она не настоящая. Друг в беде не бросит.

4. Настоящий друг бы поделился плащом и даже сам бы его предложил.

5. Главная мысль текста заключается в том, что друг познаётся в беде.

6. Тип текста – повествование. Нам рассказывают про двух подруг, которые попали под дождь. Также мы встречаем много глаголов, что свойственно для этого типа текста.

Слушают.

- Кто такие Таня и Маша?

Таня и Маша подружки.

- Что произошло во время дождя?

Девочки попали под дождь, Маша не дала Тане укрыться плащом.

- Что сказала учительница девочкам, когда их увидела?

Учительница сказала, что дружба девочек до первого дождя.

1.Подру…ки (дружит) – парный по глухости-звонкости.
Х..дили (ходит) – безуд. гласн. в корне.
Попр…сила (просит) – безуд. гласн. в корне. Поб…ялась (бойся) – безуд. гласн. в корне.
Уд…вилась (диво) – безуд. гласн. в корне.
Пок…чала (качать) – безуд. гласн. В корне.
Г…л…вой (головы, головка) – безуд. гласн. в корне.

2. Маша, Татьяна – имена. И слова, которые начинают предложение и новый абзац.

Пересказывает.

Дают советы.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму

- Отлично, сейчас прочитайте текст самостоятельно, помните, что не нужно заучивать текст, главное передать его содержание.

- Все прочитали, поэтому сейчас вы начнёте писать изложения, используя наш план с вопросами.

- Вопросы записывать не нужно, сразу записывайте ответ, у вас должно получится 3 абзаца. Каждый вопрос обозначает новый абзац. Но помните, что в абзацах не одно предложение, может быть больше.

-Записываем в тетрадь после числа – Изложение, на следующей строчке название текста – «До первого дождя», как на доске.

- Изложение вы пишете на листочках, чтобы не разводить грязь в тетрадях.

- Если вам нужна помощь, то поднимайте руку, то подсказывать я вам не могу, так как это самостоятельная работа.

- Начинаем писать изложение на листочках.

- Завершаем работу над изложением.

Готовое изложение вы запишете в тетрадь вместе со своим учителем, так как сейчас урок подходит к концу.

Читают.

8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ребята, что мы сегодня делали?

- Кто готов прочитать свое изложение?

- У кого не возникло трудностей в написании, поднимите руку, опустите.

- А у кого наоборот возникли некоторые трудности? В чём они проявлялись? По поднятой руке. 

- Мы писали изложение на тему «До первого дождя»

Читают.

Следуют указаниям учителя.

9.  Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

- Ваш классный руководитель обязательно проверит ваши работы и даст обратную связь. Спасибо за урок.

Слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.4 класс. Развитие речи. Изложение "Муравьишкин корабль"

Активизирование и стимулирование интереса к занятиям через формирование самооценки и самоконтроля.Урок отличается тем, что при работе с текстом изложения используется Таблица оценки плана текста...

Русский язык. Изложение "Куница". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Письмо изложения - трудная работа. Я предлагаю вам потренироваться Удачи!...

Русский язык. Изложение "В берлоге". Учимся писать изложение

Дорогие ребята! Сегодня мы поучимся писать изложение. Удачи!...

Презентация к уроку развития речи. Русский язык 3 класс. обучающее изложение.

Использование презентации на уроке развития речи - идеально для учителя и ученика. Нет надобности написания текста на доске, плана работы... Удобно использовать слайды в работе в парах, в группах. Не ...

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна...