Технологическая карта урока русского языка "Текст-повествование" УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шпигер Валерия Олеговна

Технологическая карта урока русского языка "Текст повествование" 2 класс

Цель урока: формирование понятия о тексте-повествовании и роли в нём глаголов; умение определять признаки текста-повествования.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с типом повествовательного текста;
  2. Учить самостоятельно анализировать повествовательный текст, определять в нём роль глаголов.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе работы над повествовательным текстом;
  2. Развивать у учащихся внимание, память в ходе работы над признаками текста-повествования.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родной природе;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку через творческие задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 25.03.22

Школа: «МАОУ Многопрофильный лицей № 148»

Класс: 2 «Е»

Урок: 3

Время: 14:20-15:00  Кабинет: 211

Студент: Шпигер Валерия Олеговна

Группа: 34

Учитель: Ашмарина Вера Николаевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глагола?

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование понятия о тексте-повествовании и роли в нём глаголов; умение определять признаки текста-повествования.

существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется

мягкий знак

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с типом повествовательного текста;
  2. Учить самостоятельно анализировать повествовательный текст, определять в нём роль глаголов.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе работы над повествовательным текстом;
  2. Развивать у учащихся внимание, память в ходе работы над признаками текста-повествования.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родной природе;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку через творческие задания.

Оборудование: УМК “Школа России”, 2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Инструктаж.

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов.

1. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-У всех на парте учебник по русскому языку, тетрадь, пенал?

3. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, меня зовут Валерия Олеговна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь пожалуйста.

1. Самоопределение

2. Включение в деятельность

- Да

- Здравствуйте.

Л: мотивация учебной деятельности

Л:самоопределение к деятельности;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Организует минутку чистописания

- Откройте свою тетрадь, отступите две строки от прошлых записей и посередине запишите число, сегодня у нас 25 марта. На следующей строке «Классная работа».

Как мы пишем классная работа? Какая орфограмма в слове «классная»?

- Сейчас я буду диктовать слова, а вы должны их записывать в тетрадь. Кто хочет поработать у доски?

- Тетради положите правильно, спинки прямые. Пишите красиво, аккуратно, соблюдая правила каллиграфии одну строку в тетради.

Словарный диктант:

Алфавит, воробей, декабрь, земляника, ученик.

Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. Назовите орфограммы.

- Молодцы!

2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 - Посмотрите на слова и спишите их, после чего постарайтесь найти лишнее. (бежать, петь, сидеть, письмо, читать)

- Почему оно лишнее?

- Что объединяет остальные слова?

- Как вы определили, что это глаголы?

- Что вы знаете о глаголах?

Хорошо, молодцы!

А кто может сказать, что такое текст?

Сейчас я буду читать утверждения, если они правильные поднимите руки вверх, если не правильные спрячьте ладони под парту.

-Текст можно озаглавить.

-В тексте можно определить тему и главную мысль.

-Текст нельзя разделить на три части (начало, основная часть и концовка)

-А также к тексту нельзя составить план.

1. Отвечают на вопросы учителя

2. Выполняют задание

- пишем с двумя «с». Удвоенная согласная.

Алфавит (безударные гласные в корне слова)

Воробей (безударные гласные); декабрь(безударные гласные, мягкий знак пишется на конце слова); земляника (безударные гласные в корне); ученик(безударная гласная в корне)

- потому что все слова глаголы, а слово письмо существительное.

- они глаголы.

-они все отвечают на вопросы «Что делать?»

-Глагол- самостоятельная часть речи, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»

-Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу.

Поднимают руки вверх

Поднимают руки вверх

Прячут ладони под парту

Прячут ладони под парту

П: анализ, сравнение, аналогия.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднени, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Выдвигает проблему

Вы знаете, что такое текст. Вы знаете, что такое глагол, но сегодня вы откроете ещё одно знание, отвечая на вопросы, чтобы узнать на какие откройте учебник на стр.82, прочитайте на какие вопросы мы сегодня будем отвечать.

 Какую цель мы можем поставить на урок?

А также узнаем для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Чтобы достигнуть поставленных целей, давайте составим план урока.

- Наш план будет звучать так:

1.Выполним практическое задание и узнаем, что такое текст-повествование.

2.Выясним какова роль глаголов в тексте-повестовании.

3. Выполним самостоятельную работу

4. Подведём итоги.

1. Высказывают свое мнение; 2.Пытаются сформулировать тему и цель урока.

Тема: Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?

Цель:

1. Узнать, что такое текст-повествование.

2. Уметь определять признаки текста-повествование.

П: подведение под тему урока

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

П: постановка и формулирование проблемы.

Л: сформировать мотивацию к учению и овладению

Учебная презентация слайд№3

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Формулирует задание; 2. Подводит обучающихся к выводу; 3. Выполнение динамической паузы.

-  С чего мы начнём?

- Правильно, выполним задание. Откройте учебник на стр. 82, разберём номер 144.

Прочитайте по цепочке.

Что мы сейчас прочитали?

Докажите, что это текст.

О чём этот текст?

Как вы думаете, какую главную мысль хотел передать автор?

Как бы вы озаглавили этот текст?

Сколько частей в этом тексте? Почему вы так решили?

Прочитайте I часть.

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста?

Какая часть речи указывает на эти действия?

- Что случилось потом?

- Какая часть речи указывает на эти действия?

Хорошо! А кто такой жаворонок?

Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. По размерам он совсем не большой. Послушайте песню жаворонка.

Что случилось в 3 части?

-Какая часть речи на это указывает?

Верно! Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

Определите в тексте глаголы, которые указывают на последовательность происходящих событий.

Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? 

-Итак мы выяснили, что в этом тексте повествуется, рассказывается о последовательности каких-то событий.

 

Как можно назвать такой текст, в котором повествуется о последовательности каких-то событий?

Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? 

Какой вопрос можно поставить ко всему тексту?

Давайте проверим правильный ли мы сделали вывод? Кто может прочитать правило из учебника? 

Кто может сам рассказать?

Вернемся к тексту. Какое задание нужно выполнить? Прочитайте.

Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении?

Как подчеркнём?

Что сделал жаворонок? 

Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? 

- Сколько сказуемых в этом предложении?

Как мы подчёркиваем сказуемые?

3.Проведение физ.минутки

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

1. Работают в паре

2. Формулируют правило.

 

- С выполнения упражнения

-Текст

-Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу.

- О солнышке.

- Что, когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.

Приводят примеры оглавления

-Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.

-Три

-Три абзаца.

-Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

-Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.

-Птица

Слушают учителя.

-Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.

-Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.

-Мы не знаем какие события происходят последовательно одно за другим

-Такст-повествование

-Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа.

Что случилось после того, как вышло солнышко?

-Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло? 

-Выпиши из текста предложение о жаворонке.

-О жаворонке, значит, это подлежащее.

-Одной чертой.

-Встрепенулся.

-Выпорхнул, поднялся и запел.

-Четыре

-Двумя чертами.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело.

К: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий

Учебная презентация

Учебная презентация

Учебная презентация, звук

Учебная презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом;

2. Наводящими вопросами помогает выполнить задание.

Ребята, посмотрите на упражнение 145. Прочитайте задание.

Прочтите текст про себя.

Докажите, что вы прочитали повествовательный текст. О каких событиях в нём рассказывается?

С какой целью автор употребил глаголы?

Придумайте к тексту заголовок.

Первый ряд отвечает на первый вопрос, второй ряд на второй вопрос, третий ряд на третий вопрос, предложением из текста. Подчеркните сказуемые.

Прочитайте ответы на вопросы, подчеркните сказуемые.

1. Читают задание;

2. Читают текст, отвечают на вопросы.

-На берегу разгуливала семья медведей. Они что-то подбирали и ели с земли. Потом медвежата начали возню. Они кувыркались и боролись друг с другом. Потом медвежата подбежали к берегу, залезли в лодку и начали раскачивать её. Они возились пока не свалились в воду. Медведица уселась на берегу и следила за детворой.

Чтобы показать, что действия происходили одно за другим.

Придумывают заголовок.

1. На берегу разгуливала семья медведей: медведица и два медвежонка. Они что-то подбирали с земли и ели.

2. Потом медвежата начали возню. Они кувыркались и боролись друг с другом.

3. Вдруг медвежата подбежали к берегу, залезли в лодку и стали её раскачивать.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

1. Контролирует выполнение работы; 2. Обсуждение способов решения;

3. Побуждает к высказыванию своего мнения.

У вас на партах лежит карточка с текстом. Определите повествовательный ли это текст, почему? Если это тест-повествование подчеркните глаголы.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали? Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

В парах объясните почему это текст повествование, проверьте выполнение задания с соседом

1. Объясняют свой выбор;

2. Выполняют задания самостоятельно.

Это текст-повествование потому, что действия происходят одно за другим и ко всему тексту можно задать вопрос «Что случилось?»

Р: Контроль

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Повторение ранее изученного.

Ребята, а сейчас поиграем в игру.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете да или нет.

Игра «Да-нет»

1.Текст состоит из одного предложения

2. Текст состоит из нескольких любых предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текс обязательно имеет заголовок

5. Текс не всегда имеет заголовок

6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму

7. Текст может быть не большим по объёму

8. Текст всегда состоит из одной части.

Составление текста. стр 84 упр 146

- Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Как можно назвать их одним словом?

- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?

- Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…»

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

1. Вспоминают прошлый материал урока.

1.нет,

2.да,

3.да,

4.нет,

5.да,

6.нет,

7.да,

8.нет

-овощи

Сначала я тщательно помою овощи, потом я их почищу после этого нарежу овощи кубиками, добавлю масло и перемешаю.

  • Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи. Салат готов.
  • -Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая была тема нашего занятии?

- Какие мы цели себе поставили?

- Весь урок вы упорно работали и сейчас оцените свою работу на лестнице успеха. Обведите смайл  на той ступени, на которой считаете нужным.

- Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

1.Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2. Оцениваю свою работу на уроке.

- Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?

- Узнать, что такое текст-повествование.

Какие особенности имеет текст-повествование

Рефлексия способов и условий действия (П);

Самооценка (Л);

Планирование учебного сотрудничества (К).



Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/12f8/000ecc7f-715390ab/7/hello_html_m242cd6b6.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/12f8/000ecc7f-715390ab/7/hello_html_m242cd6b6.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/12f8/000ecc7f-715390ab/7/hello_html_m242cd6b6.jpg

Карточка №1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали? Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Карточка №1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали? Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Карточка №1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали? Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Карточка №1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали? Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Карточка №1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали? Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Карточка №1.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали? Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...