конспект урока русского языка "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка на тему "Суффикс". УМК "Школа России", 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_suffiks.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №2»
Конспект урока русского языка
По дисциплине «Методика преподавания русского языка»
На тему «Суффикс»
Выполнила студентка группы
Шевская Варвара 3/5
Проверил: преподаватель Гутрова Ю.В.
Подпись методиста: ________ Дата __________
Челябинск, 2020
Технологическая карта урока | |||||
Название предмета | Русский язык | Класс | 3 | Дата | 6.04.2020 г |
Тема урока | Суффикс | ||||
Тип урока | Открытие нового знания | ||||
Цель урока: | Формирование понятия «суффикс» | ||||
Задачи урока: |
| ||||
Основные термины и понятия | Суффикс | ||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение | ||||
Наглядность | Карточки, дидактическая игра | Оборудование | Доска |
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Содержание, виды деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование. Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Результаты (формируемые УУД: Л-личностные, Пр-предметные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П-познавательные) | |
|
|
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
|
|
Организационный этап |
| словесный | Здравствуйте, я рада видеть вас на уроке русского языка, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хороший урок. | Приветствие с учителем. | фронтальная | Личностные: Формирование уважи-тельного отношения к иному мнению Формирование учеб-но-познавательного интереса к предмету |
Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся | Создание проблемной ситуации. | Организовать формулирование темы урока учащимися; Организовать постановку цели урока учащими-ся. | Начнем нашу работу с минутки чистописания скажите, какие буквы в русском языке обозначают два звука? Давайте с вами пропишем буквосочетания с этими буквами: «ме», «яв», «юн». Давайте запишем число, классная работа. И проведем минутку чистописания У нас на доске сегодня целый букет из словарных слов: ромашка, сирень, растение, одуванчик, гвоздика. Давайте запишем их. Выделите ударение в каждом слове и безударную гласную, в которой можно сделать ошибку. Ниже, на доске записаны слова. Составьте из них предложение и запишите его в тетрадь. Мама, растения, моя, выращивает, комнатные. Прочитайте что у вас получилось. Сегодня мы с вами будем не просто учениками 3 класса, сегодня мы станем настоящими исследователями. А кто такой исследователь? Давайте обратимся к толковому словарю. Кто сможет прочитать значение этого слова? Но что же мы будем с вами исследовать? Так как у нас урок русского языка, мы будем исследовать с вами слова. Давайте возьмем слово «походка» и попробуем разобрать его по составу. Запишите его в тетрадь. Мы с вами выделили корень –ход-, приставку –по-, и окончание –а-. посмотрите, у нас осталась одна часть слова, которую мы никак не обозначили. Эта часть слова называется «суффикс». Именно суффикс санет предметом нашего исследования. Давайте вместе с вами составим план нашего исследования. Как вы думаете, что первым делом мы изучим? Верно, это будет первый пункт нашего плана, что будет дальше? И остался последний пункт. Давайте запишем план в тетрадь. |
- я, е, ё, ю Выполняют минутку чистописания Дети выполняют словарную работу. Моя мама выращивает комнатные растения Дети ищут значение слова «исследователь» человек, занимающийся научными исследованиями. Пытливый. Дети выполняют вслух разбор слова по составу. Мы узнаем что такое суффикс. Мы узнаем какими бывают суффиксы Мы узнаем для чего служат суффиксы | Фронтальная | Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний - отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать других и выражать свои мысли. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
Актуализация знаний | Фиксация новой учебной задачи. | Словесный, наглядный | Скажите, как вы думаете, зачем нам нужно изучать разные части слова, то есть морфемы? | Для того, чтобы грамотно писать, чтобы мы умели грамотно составлять и придумывать слова, пользоваться ими в своей речи. | Фронтальная | Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. и познанию |
Первичное усвоение новых знаний | Поиск решения учебной задачи | Наглядный словесный | Для тгого, чтобы узнать что такое суффикс, как настоящие ученые-исследователи, мы обратимся к литературе. Давайте попробуем найти значение этого слова в словаре Как вы понимаете фразу о том, что суффикс сообщает второстепенный оттенок значения? Давайте проверим вашу теорию посмотрите, на доске написаны слова: дом- домик-домище Учить-учитель-ученик Полоса-полоска-полосочка Жеребец-жеребенок Давайте попробуем выделить суффиксы в этих словах. Для этого изучим алгоритм на странице учебника 76. Ребята, какие суффиксы вам удалось найти? Вы правы. Скажте, какой пункт нашего плана мы выполнили? Нам огсталось узнать для чего же нам служат суффиксы. Посмотрите внимательно на ряд слов: дом- домик-домище Как различаются по смыслу эти слова? Какой вывод мы можем сделать? Суффикс –ик- служит как уменьшительно-ласкательный, а суффикс –ищ- наоборот, говорит нам о большом размере. О чем нам говорит суффикс –тель-? Давайте подберем слова с этим суффиксом: учитель, строитель, исследователь, писатель. Скажите, на свете столько разных профессий, мы с вами тоже выступаем в роли писателей, исследователей, строителей. Так какая же профессия является самой лучшей и важной? Я тоже такого мнения. Придумайте и запишите предложение, в котором будут использованы слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с суффиксом, указывающим на большой размер предмета |
Суффикс — (грамм.) — всякий звук или сочетание звуков, присоединяемые к концу корня или темы и обыкновенно сообщающие им известный второстепенный оттенок значения. Это значит, что слово используется не в исходном значении, а в измененном. Дети выписывают слова, читают алгоритм в учебнике. 2. выдели окончание 3. выдели корень слова 4. выдели суффикс, он находится между окончанием и корнем. -ки-, -ик-, -ищ-, тель-, -енок-, -ец-. 1 и 2 пункт Домик- маленький дом, домище- огромный дом. Все эти слова относятся к профессиям. Все профессии важны и по-своему хороши. Дети записывают предложение (например: У лилипута маленький домик, а у великана -домище.) | Фронтальная | Личностные УУД: формирование эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний - отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать других и выражать свои мысли. |
Первичная проверка понимания |
| Деятельностный наглядный | Что-то мы засиделись, давайте немного разомнемся! Давайте высоко потянемся вверх, попытаемся достать руками до потолка. А теперь нагнемся вниз, чтобы достать свои пяточки. А теперь давайте обнимем соседа и улыбнемся ему. Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Распределите слова на 3 группы: те, в которых уменьшительно-ласкательный суффикс, те, в которых суффикс указывает на принадлежность к профессии и те, где суффикс говорит о большом размере предмета. |
Дети выполняют физминутку Дети распределяют слова на 3 группы: кусочек, платочек, грабельки, солнышко, дверка, учитель, строитель, сантехник, каменщик, монтер, ручища, домище, | групповая презентация | Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог Умение работать индивидуально и в группе личностные УУД: умение сотрудничать с товарищами |
Первичное закрепление | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | деятельностный | Давайте посмотрим на наш план и узнаем, смогли ли мы выполнить все пункты нашего исследования? Что мы узнали о суффиксе? Что это такое, для чего нужен суффикс, какими бывают суффиксы? | Дети отвечают | Фронтальная | личностные УУД: умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. . Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы. |
Рефлексия (подведение итогов) |
| словесный | Ребята, вы сегодня поистине здорово постарались, вы поучаствовали в небольшом исследовании, спасибо всем, кто принимал активное участие. Давайте себе похлопаем. | Дети слушают учителя, хлопают себе. | фронтальная | Личностные УУД: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.сс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...