Сборник орфоэпических и акцентологических упражнений
план-конспект урока по русскому языку
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся, развития и закрепления у них определенных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_orfoepicheskih_i_aktsentologicheskih_uprazhneniy.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфоэпические упражнения
- Найдите слова, отвечающие на вопрос, кто?
Прочитайте слова, состоящие их трех слогов
Прочитайте слова в середине которых есть звук [м]
Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.
Пример слов: заяц, банан, человек, лопата, магазин, мороз, наемник, мышь, матушка, кукушка, роман, ансамбль, наемник.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
- Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; б) [г] на конце слова; в) [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?
Примеры слов: порог, где, герб, гость, когда, газета, бог, луг, досуг, вагон, загон.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
- Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания [чн]. Прочитайте их правильно.
Одинаково ли произносится [чн] в приведенных ниже словах?
Образец выполнения задания
[шн] | [чн] и [шн] (вариативное произношение) | [чн] |
Коне[шн]о | Порядо[чн]ый-порядо[шн]ый | Зада[чн]ик |
Безбрачный, беспечный, будничный, булочная, взяточник, встречный, горчичник, дачник, двоечник, девичник, Ильинична, конечно, конечный, млечный, молочный, нарочно, поточный, прачечный, пустячный, сердечный, скворечник, скучно, сливочный, шапочный, яблочный, яичница.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
- Прочитайте слова.
1) Разделите слова на три группы: произносится мягкий согласный; произносится твердый согласный; произносится как твердый, так и мягкий согласный.
2) Добавьте в каждую группу по одному слову
3) Составьте словосочетание со словом: антенна, протест, интервью, премьера
Пример слов: тема, интернат, антенна, шинель, тембр, тезис, протест, индекс, интервью, дефис, компьютер, кафе, тире, стратегия, премьера, агрессия
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.
- Прочитайте слова: километр, помощник, шинель, свитер, шофёр, порядочный, термос, булочная.
1) Составьте текст, используя все слова. Прочитайте его.
2) Разделите слова на три группы: а) слова, состоящие из двух слогов; б) слова, состоящие из трех слогов; в) слова, состоящие более чем из трех слогов.
Методический комментарий:
Развивается умение классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия.
Акцентологические упражнения
- Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Какое слово можно выделить и почему?
Свёкла, творог, торты, щавель
Ответ: можно выделить слово творог, в нем вариативное ударение: творог
Подерите еще пару слов с вариативным ударение.
Ответ: мИнусовый-минусовОй; бАржа-баржА; зАлитый-залИтый
Составьте с каждым из предложенный слов (свёкла, творог, торты, щавель) предложения и прочитайте их.
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать и обобщать (делать выводы).
- Прочитайте слова.
1) Какие из слов можно выделить? Почему?
2) На каком слоге стоит ударение в каждом слове?
3) К каждому слову подберите слова, ударение в которых будет на том же слоге.
Квартал, мука, торты, атлас, ворота, духи, жалюзи
О т в е т: Мука, атлас, духи.
Из семи слов можно
выделить три слова: мука, атлас и духи, потому что
при перестановке ударения в этих словах меняется лексическое значение слов.
Му′ка — сильное физическое или душевное страдание;
Мука′ — продукт питания, получаемый размалыванием зерен злаков, бобовых растений
Атла́с — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью;
А́тлас — сборник карт, таблиц, диаграмм и т. п
Духи́ — парфюмерное средство в виде спиртового или водно-спиртового раствора;
Ду′хи (мн. число) - это субстанция, астральное тело человека, покинувшее физическую оболочку.
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать и делать выводы, умение устанавливать аналогии.
- Расставьте ударение в словах:
Весна, роса, ботинок, пальто, земля, птица, дом
1) Подберите время года, в названии которого ударение ставится на тот же слог, что и в слове весна.
2) Поставьте существительные женского рода в форму винительного падежа единственного числа
3) Какие значения слова земля вы знаете?
4) Назовите несклоняемое существительное из предоставленного ряда.
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать, умение устанавливать аналогии.
- Прочитайте слова. Поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. Составьте из ударных слогов еще одно слово.
1. Кучер, коричневый, цапля. Ответ: курица.
2. Сорок, катер, бабочка. Ответ: собака.
3. Якорь, подарок, погода. Ответ: ягода
К какому роду относятся слова, которые у вас получились?
Методический комментарий:
Развивается умение анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий.
- По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правил.
Образец: брать-брали, брал, брало, брала.
Пример слов: взять, занять, начать, понять.
Методический комментарий:
Развитие умение анализировать и делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения
Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....
Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка
Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...
Сборник практических заданий и упражнений для учащихся начальных классов по региональному компоненту
Сборник содержит упражнения и задания национально-регионального компонента для учащихся 1-4 классов по Республике Хакасия....
Сборник развивающих игр и упражнений для обучающихся с ЗПР, 1 класс "Компьютер в книге"
В сборник включены некоторые развивающие игры и упражнения, которые возможно перенести на бумажный носитель Игры на развитие восп риятия, внимания, памяти, без которых невозможно успешное обучение реб...
Продолжение. Сборник развивающих игр и упражнений для обучающихся с ЗПР, 1 класс "Компьютер в книге"
Продолжение сборника развивающих игр....
СБОРНИК КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯИгры и упражнения на развитие вниманияИгры и упражнения для развития памятиИгры и упражнения, направленные на развитие...
Сборник заданий, игр и упражнений
Данный сборник может быть использован учителями в качестве материала для уроков и внеурочной деятельности и как пример для разработки заданий по формированию естественнонаучной грамотности учащихся, т...