Сборник орфоэпических и акцентологических упражнений
план-конспект урока по русскому языку

Телицына Анастасия Николаевна

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся, развития и закрепления у них определенных умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_orfoepicheskih_i_aktsentologicheskih_uprazhneniy.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпические упражнения

  1. Найдите слова, отвечающие на вопрос, кто?

Прочитайте слова, состоящие их трех слогов

Прочитайте слова в середине которых есть звук [м]

Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.

Пример слов: заяц, банан, человек, лопата, магазин, мороз, наемник, мышь, матушка, кукушка, роман, ансамбль, наемник.

Методический комментарий:

Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.

  1. Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; б) [г] на конце слова; в) [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?

Примеры слов: порог, где, герб, гость, когда, газета, бог, луг, досуг, вагон, загон.

Методический комментарий:

Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.

  1. Распределите приведенные ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания [чн]. Прочитайте их правильно.

Одинаково ли произносится [чн] в приведенных ниже словах?

Образец выполнения задания

[шн]

[чн] и [шн] (вариативное произношение)

[чн]

Коне[шн]о

Порядо[чн]ый-порядо[шн]ый

Зада[чн]ик

Безбрачный, беспечный, будничный, булочная, взяточник, встречный, горчичник, дачник, двоечник, девичник, Ильинична, конечно, конечный, млечный, молочный, нарочно, поточный, прачечный, пустячный, сердечный, скворечник, скучно, сливочный, шапочный, яблочный, яичница.

Методический комментарий:

Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.

  1. Прочитайте слова.

1) Разделите слова на три группы: произносится мягкий согласный; произносится твердый согласный; произносится как твердый, так и мягкий согласный.

2) Добавьте в каждую группу по одному слову

3) Составьте словосочетание со словом: антенна, протест, интервью, премьера

Пример слов: тема, интернат, антенна, шинель, тембр, тезис, протест, индекс, интервью, дефис, компьютер, кафе, тире, стратегия, премьера, агрессия

Методический комментарий:

Развивается умение классифицировать по заданным основаниям факты.

  1. Прочитайте слова: километр, помощник, шинель, свитер, шофёр, порядочный, термос, булочная.

1) Составьте текст, используя все слова. Прочитайте его.

2) Разделите слова на три группы: а) слова, состоящие из двух слогов; б) слова, состоящие из трех слогов; в) слова, состоящие более чем из трех слогов.

Методический комментарий:

Развивается умение классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия.

Акцентологические упражнения

  1. Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Какое слово можно выделить и почему?

Свёкла, творог, торты, щавель

Ответ: можно выделить слово творог, в нем вариативное ударение: творог

Подерите еще пару слов с вариативным ударение.

Ответ: мИнусовый-минусовОй; бАржа-баржА; зАлитый-залИтый

Составьте с каждым из предложенный слов (свёкла, творог, торты, щавель) предложения и прочитайте их.

Методический комментарий:

Развивается умение анализировать и обобщать (делать выводы).

  1. Прочитайте слова.
    1) Какие из слов можно выделить? Почему?
    2) На каком слоге стоит ударение в каждом слове?
    3) К каждому слову подберите слова, ударение в которых будет на том же слоге.

Квартал, мука, торты, атлас, ворота, духи, жалюзи
О т в е т: Мука, атлас, духи.
Из семи слов можно
выделить три слова: мука, атлас и духи, потому что
при перестановке ударения в этих словах меняется лексическое значение слов.
Му′ка — сильное физическое или душевное страдание;
Мука′ — продукт питания, получаемый размалыванием зерен злаков, бобовых растений
Атла́с — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью;
А́тлас — сборник карт, таблиц, диаграмм и т. п
Духи́ — парфюмерное средство в виде спиртового или водно-спиртового раствора;
Ду′хи (мн. число) - это субстанция, астральное тело человека, покинувшее физическую оболочку

Методический комментарий:

Развивается умение анализировать и делать выводы, умение устанавливать аналогии.

  1. Расставьте ударение в словах:
    Весна, роса, ботинок, пальто, земля, птица, дом

    1) Подберите время года, в названии которого ударение ставится на тот же слог, что и в слове весна.
    2) Поставьте существительные женского рода в форму винительного падежа единственного числа
    3) Какие значения слова земля вы знаете?
    4) Назовите несклоняемое существительное из предоставленного ряда. 

Методический комментарий:

Развивается умение анализировать, умение устанавливать аналогии.

  1. Прочитайте слова. Поставьте ударение. Подчеркните ударный слог. Составьте из ударных слогов еще одно слово.

    1. Кучер, коричневый, цапля. Ответ: курица.
    2. Сорок, катер, бабочка. Ответ: собака.
    3. Якорь, подарок, погода. Ответ: ягода

    К какому роду относятся слова, которые у вас получились?

Методический комментарий:

Развивается умение анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий.

  1. По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правил.

Образец: брать-брали, брал, брало, брала.

Пример слов: взять, занять, начать, понять.

Методический комментарий:

Развитие умение анализировать и делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....

Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка

Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...

Сборник практических заданий и упражнений для учащихся начальных классов по региональному компоненту

Сборник содержит упражнения и задания национально-регионального компонента для учащихся 1-4 классов по Республике Хакасия....

Сборник развивающих игр и упражнений для обучающихся с ЗПР, 1 класс "Компьютер в книге"

В сборник включены некоторые развивающие игры и упражнения, которые возможно перенести на бумажный носитель Игры на развитие восп риятия, внимания, памяти, без которых невозможно успешное обучение реб...

СБОРНИК КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯИгры и упражнения на развитие вниманияИгры и упражнения для развития памятиИгры и упражнения, направленные  на развитие...

Сборник заданий, игр и упражнений

Данный сборник может быть использован учителями в качестве материала для уроков и внеурочной деятельности и как пример для разработки заданий по формированию естественнонаучной грамотности учащихся, т...