Роль изучения фольклора на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В статье акцентировано внимание на роли включения жанров фольклора на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Попова Анна Александровна
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в статье акцентировано внимание на роли включения жанров фольклора на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Ключевые слова: фольклор, литература, русский язык, начальная школа.
На сегодняшний день перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития дошкольников, что обуславливает актуальность проблемы фольклора в русской детской литературе. Данная проблема подвергается решению через любой материал по чтению, например, пословицы, поговорки, загадки, былины, предания и легенды.
По мнению многих ученых, младший школьный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью, поэтому именно в начальной школе важно уделять больше времени и внимания на изучение фольклора. С помощью изучения такого материала уроки часто становятся увлекательными и, главное, приносящими хорошие результаты усвоения учебного материала.
Пословицы и поговорки очень ценны в роли обогащения литературного языка, для придания ему точности и выразительности. Более того, содержание фольклора является материалом не только для изучения грамматических правил, но и воспитывает нравственные качества детей: любовь к природе, Родине, труду, формирует умения быть добрыми и отзывчивыми. Например, пословица «И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут» воспитывает любовь и бережное отношение к природе.
Применение загадок на уроках русского языка помогают изучению правил правописания, вырабатывают грамотность при письме. Как правило, это такие загадки, которые содержат сочетания букв, при написании которых школьники часто допускают ошибки.
Чисто- частоговорки и скороговорки формируют и развивают правильную чистую речь, совершенствуя такие качества чтения, как правильность и беглость. Например, «Чу-чу-чу – молоточком я стучу», чистоговорка поможет уточнить и закрепить правильное произношение у детей начальной школы звука [Ч].
Легенды и предания позволяют школьникам узнать традиции и обычаи своих предков, их бытовой уклад и нравы, развивая у детей мировоззренческие взгляды и расширяя читательский кругозор.
Многие считают, что устное народное творчество – это хорошо забытое старое, но это не так. Фольклор продолжает развиваться и в наши дни, поэтому проблема ее изучения заслуживает пристального внимания, а использование фольклорного материала до сих пор актуально и перспективно. Учителям не стоит пренебрегать использованием устного народного творчества на уроках, продолжать искать всевозможные пути для внедрения данных произведений в образовательную деятельность, тем самым обогащая и свой педагогический опыт, ведь «Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми».
Список литературы
- Арзамасцева И. Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2005.
- Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. - М., 2003.
- В. И. Даль. Пословицы русского народа - М. : АСТ : Астрель, 2000.
- Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 2019.
- Чернявская И.С. Эстетическое и этическое воспитание школьников. Уроки внеклассного чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе. ...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе...