Исследование продуцирования предложно-падежных конструкций в локативном и темпоральном значении детьми младшего школьного возраста
статья по русскому языку (1 класс)

В исследованиях, посвященных лексико-грамматическим нарушениям у детей с задержкой психического развития (ЗПР), указывается на распространенность у них нарушений предложно-падежных конструкций. Дети испытывают затруднения в продуцировании предложно-падежных конструкций, которые обозначают пространственные отношения. Еще более сложными являются грамматические конструкции, передающие временные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОДУЦИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛОКАТИВНОМ И ТЕМПОРАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лобанова Анастасия Сергеевна, учитель-логопед

В исследованиях, посвященных лексико-грамматическим нарушениям у детей с задержкой психического развития (ЗПР), указывается на распространенность у них нарушений предложно-падежных конструкций. Дети испытывают затруднения в продуцировании предложно-падежных конструкций, которые обозначают пространственные отношения. Еще более сложными являются грамматические конструкции, передающие временные отношения [1, 2].  

Для исследования особенностей понимания и продуцирования детьми младшего школьного возраста с ЗПР предложно-падежных конструкций локативного и темпорального значений был проведен констатирующий эксперимент.

По результатам эксперимента у большинства школьников с ЗПР выявлено недоразвитие пространственных и временных представлений. Недостаточность пространственных представлений проявлялась у детей в неточном восприятии схемы тела, правой и левой сторон. Они затруднялись в определении пространственных соотношений между предметами или изображениями. Также у детей с ЗПР наблюдалась недостаточная сформированность временных представлений. Испытуемые не всегда могли правильно определить последовательность событий, смешивали понятия «сначала», «потом», «до», «после», недостаточно для своего возраста ориентировались в частях суток, во временах года.

Анализ результатов исследования показал, что у школьников с ЗПР с одинаковым уровнем развития речи пространственные и временные представления, а также способность продуцирования предложно-падежных конструкций, передающих пространственные и временные отношения, сформированы неравномерно. При этом, была выявлена прямая корреляция между этиологией и патогенезом ЗПР со степенью недоразвития у детей исследованных функций и речевых способностей.

Особенно часто школьники с ЗПР допускали ошибки при использовании конструкций со сложными предлогами и существительными в родительном и творительном падежах.

Характеризуя затруднения школьников с ЗПР в продуцировании предложно-падежных конструкций в локативном и темпоральном значении, можно выделить наиболее распространенные из них.  

Затруднения и грамматические ошибки у детей вызывали предложно-падежные конструкции в локативном значении:

  • с предлогом «через» и существительным в винительном падеже;
  • с предлогом «посреди» и существительным в родительном падеже;
  • с предлогом «за» и существительным в винительном падеже;
  • с предлогом «перед» и существительным в   творительном падеже;
  • с предлогом «посреди» и существительным в родительном падеже.

Затруднения и ошибки в предложно-падежных конструкциях с темпоральным значением у детей вызывали:

  • конструкции с предлогом «вслед за» и существительным в творительном падеже;
  • с предлогом «за» и существительным в винительном падеже
  • с предлогом «через» и существительным в винительном падеже;
  • с предлогом «в» и существительным в предложном падеже;
  • с предлогом «вслед за» и существительным в творительном падеже.

Работа по совершенствованию правильного использования в речи предложно-падежных конструкций должна осуществляться параллельно с развитием пространственных и временных представлений; мыслительных операций анализа и сравнения; уточнения понимания и правильного использования в речи предлогов, в частности, дифференциации пространственных и временных значений одного и того же предлога; дифференциации лексических и грамматических значений слов [3].

Список использованных источников:

  1. Дудочкина О.А. Особенности формирования предложно-падежных конструкций у школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современной науки и образования. – 2015. - №11(41). – С.205-207.
  2. Осипова Т.В. Особенности употребления предложно-падежных конструкций детьми школьного возраста. - Красноярск, 2017. – 16 с.
  3. Труханович В.Н. Диагностика пространственных представлений у старших дошкольников с церебральным параличом / В.Н. Труханович // Современные подходы к обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития: материалы студ. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), г. Минск, 17 апр. 2009 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; ред. кол. С.Е. Гайдукевич (отв. ред.), Н.Н. Баль, В.В. Радыгина и др. – Минск: БГПУ, 2009. – С. 176 –179.

Статья проверена научным руководителем, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии факультета дефектологии и социальной работы ЛГУ им. А.С. Пушкина (Санкт-Петербург)  

 Е.А. Логиновой.                                              

Е-mail: elena.a.loginova@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Статья "Значение декоративно - прикладного искусства в работе с детьми младшего школьного возраста"

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка.Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отн...

Современное состояние исследования понимания и продуцирования предложно-падежных конструкций в темпоральном и локативном значении детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование предложно-падежных конструкций имеет большое значение в развитии грамматического строя речи. Но проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями недоста...