Рабочая программа по русскому языку 4 класс 2022-2023 уч.год
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России" | 107.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 23»
«Согласовано» Руководитель МО _______Е.А.Хлызова «_06_»__06____2022 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _______Т.К. Байковой «__06_»__06___2022г. | «Утверждаю» Директор школы _______Л.И.Горбова Приказ № 250 от « 06 » июня2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс
на 2022/2023 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Хлызова Елена Александровна
Улан – Удэ
2022 г.
Пояснительная записка.
Содержание учебного курса.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи ( 136ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (32 ч)
Язык и речь (1 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (3 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (12 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово и его лексическое значение (8 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Части речи (6 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Состав слова (3 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типаподснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (94ч)
Имя существительное (32 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (23 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает?умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (10ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Календарно- тематическое планирование.
КТП составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшим (учителем) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Список разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | |
ПОВТОРЕНИЕ (11 Ч) | |||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. | 1 | |
Текст (3 ч) | |||
2 | Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. | 1 | |
3 | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | 1 | |
4 | Типы текстов. | 1 | |
Предложение и словосочетание (7 ч) | |||
5 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | |
7 | Обращение. | 1 | |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 | |
10 | Словосочетание. Проверочная работа. | 1 | |
11 | Входная контрольная работа№1 | 1 | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 Ч) | |||
Однородные члены предложения (5 ч) | |||
12 | Однородные члены предложения. | 1 | |
13 | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления. | 1 | |
14 | Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. | 1 | |
15 | Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
16 | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Подготовка к выполнению проекта «Похвальное слово знакам препинания». | 1 | |
Простые и сложные предложения (4 ч) | |||
17 | Простые и сложные предложения. | 1 | |
18 | Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. | 1 | |
19 | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | |
20 | Контрольная работа №2 Предложение | 1 | |
Лексическое значение слова (4 ч) | |||
21 | Лексическое значение слова (повторение). | 1 | |
22 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | |
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | |
24 | Фразеологизмы. | 1 | |
Состав слова (3 ч) | |||
25 | Состав слова. Значимые части слова (повторение). | 1 | |
26 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. | 1 | |
27 | Состав слова. Приставки и суффиксы. | 1 | |
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (6 ч) | 1 | ||
28 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |
29 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |
30 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. | 1 | |
31 | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок. | 1 | |
32 | Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Проверочная работа. | 1 | |
33 | Письменное изложение повествовательного деформированного текста. | 1 | |
Части речи (8 ч) | |||
34 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение и уточнение представлений о частях речи. | 1 | |
35 | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол (повторение). | 1 | |
36 | Части речи: глагол, имя числительное. | 1 | |
37 | Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. | 1 | |
38 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 | |
39 | Наречие как часть речи. Образование наречий. | 1 | |
40 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 | |
41 | Контрольный работа №3 (с грамматическим заданием) Части речи. | 1 | |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (39 Ч) | |||
Изменение по падежам имён существительных (повторение) (5 ч) | 1 | ||
42 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных. | 1 | |
43 | Признаки падежных форм имён существительных. | 1 | |
44 | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | 1 | |
45 | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. | 1 | |
46 | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. | 1 | |
Три склонения имён существительных (8 ч) | |||
47 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | 1 | |
48 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | 1 | |
49 | 2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения. | 1 | |
50 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. | 1 | |
51 | 3-е склонение имён существительных. | 1 | |
52 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | 1 | |
53 | Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | 1 | |
54 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. | 1 | |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе (18 ч) | |||
55 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | 1 | |
56 | Именительный и винительный падежи имён существительных. | 1 | |
57-58 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | 1 | |
59 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | 1 | |
60 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже. | 1 | |
61 | Падежные окончания имён существительных в родительном и да- тельном падежах. | 1 | |
62 | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | |
63 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. | 1 | |
64 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие №5. | 1 | |
65 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. | 1 | |
66 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в предложном падеже. | 1 | |
67 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | |
68 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | |
69 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | 1 | |
70 | Контрольная работа №6 «Правописание падежных окончаний имен существительных» | ||
71 | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». | 1 | |
72 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и сочинении. Морфологический разбор имени существительного как части речи. | 1 | |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе (8 ч) | |||
73 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | |
74 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже. | 1 | |
75 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 | |
76 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. | 1 | |
77 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | |
78 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. | 1 | |
79 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | |
80 | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!» | 1 | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (29 Ч) | |||
Повторение (4 ч) | |||
81 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. | 1 | |
82 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. Число имён прилагательных. | 1 | |
83 | Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). | 1 | |
84 | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (9 ч) | 1 | ||
85 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. | 1 | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (9 ч) | |||
86 | Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного. | 1 | |
87 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж. | 1 | |
88 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж. | 1 | |
89 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. | 1 | |
90 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. | 1 | |
91 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный и винительный падежи. | 1 | |
92 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. | 1 | |
93 | Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | 1 | |
94 | Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | 1 | |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе (6 ч) | 1 | ||
95 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. | 1 | |
96 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. | 1 | |
97 | Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, а также имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, отвечающих на вопрос какой? в именительном и винительном падежах. | 1 | |
98 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. | 1 | |
99 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. | 1 | |
100 | Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | |
Склонение имён прилагательных во множественном числе (6 ч) | |||
101 | Правописание имён прилагательных во множественном числе. | 1 | |
102 | Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | 1 | |
103 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. | 1 | |
104 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. | 1 | |
105 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. | 1 | |
106 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | |
Обобщение по разделу «имя прилагательное» (3 ч) | |||
107 | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Составление устного сообщения по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | |
108 | Контрольная работа №6«Имя прилагательное» | 1 | |
109 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». | 1 | |
Личные местоимения (8 ч) МЕСТОИМЕНИЕ (8Ч) | |||
110 | Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | 1 | |
111 | Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение. | 1 | |
112 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место- имений. | 1 | |
113 | Изменение по падежам личных местоимений. Правописание место- имений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | |
114 | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. | 1 | |
115 | Подробное изложение повествовательного текста. | ||
116 | Контрольная работа №7 «Местоимение» | 1 | |
117 | Работа над ошибками | 1 | |
ГЛАГОЛ (34 Ч) | |||
Повторение (2 ч) | |||
118 | Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | 1 | |
119 | Грамматические признаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | 1 | |
120 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |
121 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |
122 | Неопределённая форма глагола. | 1 | |
123 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | |
Спряжение глагола (5 ч) | |||
124 | Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Составление текста из деформированных предложений. | 1 | |
125 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. | 1 | |
126 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. | 1 | |
127 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | |
128 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | |
129 | Обобщение по изученным темам о глаголе. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта «Пословицы и поговорки». | 1 | |
І и II спряжение глаголов (2 ч) | |||
130 | І и ІІ спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |
131 | І и ІІ спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущее времени (11 | |||
132 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |
133 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |
134 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |
135 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |
136 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |
137 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Проверочная работа. | 1 | |
138 | Возвратные глаголы (общее представление). | 1 | |
139 | Правописание возвратных глаголов. | 1 | |
140 | Правописание возвратных глаголов. | 1 | |
141 | Правописание возвратных глаголов. | 1 | |
142 | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. | 1 | |
Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч) | |||
143 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
144 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
145 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
Обобщение по теме «глагол» (6 ч) | |||
146 | Обобщение по теме «Глагол». | 1 | |
147 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | 1 | |
148 | Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | 1 | |
149 | Контрольная работа№8 (с грамматическим заданием).Глагол | ||
150 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания. | 1 | |
Повторение (24 ч) | |||
151 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | |
152 | Язык и речь. | 1 | |
153 | 1 | ||
154-155 | Предложение и словосочетание. | 1 | |
156 | Лексическое значение слова. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». | 1 | |
157 | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | 1 | |
158-159 | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | 1 | |
160-165 | Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. | 1 | |
166 | Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | 1 | |
167 | Сжатое изложение повествовательного текста. | 1 | |
168-169 | Повторение изученного. | 1 | |
170 | Проверочная работа. | ||
171-175 | Повторение изученного. | 1 | |
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 175 Ч | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КИМы по русскому языку за 4 класс
учителя начальных классов Хлызова Е.А
Контрольная работа № 1
по русскому языку в 4 классе.
Тема: Входная контрольная работа
Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
По М. Пришвину
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.
Грамматические задания:
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Обозначить грамматическую основу: вариант 1 – в третьем предложении, вариант 2 – в шестом предложении.
3. Выписать из текста слова с противоположным значением.
Контрольная работа № 2
по русскому языку в 4 классе.
Тема: Предложение.
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».
Трусиха.
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
Слова для справок: врассыпную, нёсся, заслонила, наперерез, навзрыд, убежищ.
Грамматические задания:
1. Разобрать по членам предложения и указать части речи следующего предложения:
Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
2. Найти в тексте сложное предложение, обозначить его основы.
3. Сделайте звуко - буквенный разбор слов:
1 вариант – вдруг 2 вариант - очень
4.Спишите, заменяя прилагательные синонимами с непроизносимыми согласными:
Печальный рассказ - ………………
Знаменитый писатель - …………...
Весёлый народ - ……………
Контрольная работа № 3
за 1 четверть
по русскому языку в 4 классе.
Тема: Части речи.
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи»
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковер листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб. Но вершины берез уже оголились.
Слова для справок: медленно.
Грамматическое задание:
1. Выписать предложения:
1вариант – с однородными членами,
2 вариант – сложное предложение.
2. Разобрать слова по составу:
1 вариант – ранняя, подберезовики, грустно;
2 вариант – холодная, подосиновики, медленно.
3. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.
Контрольная работа № 4
по русскому языку в 4 классе.
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».
Как мужик убрал камень.
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание:
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончание существительных, определить падеж.
2. Выполнить звуко – буквенный разбор слова :
вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи:
вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 – инженеров.
4. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
1. Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
2. Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
3. Радость, шаг, один, печаль
Контрольная работа № 5
за 2 четверть
по русскому языку в 4 классе.
Тема: Итоговая контрольная работа за 1 полугодие»
Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.
Лес.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, теплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова.)
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3. Разобрать имя существительное как часть речи:
вариант 1 - вредители, вариант 2 – гусениц.
4. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.
Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.
Контрольная работа № 6
по русскому языку в 4 классе.
Тема: «Имя прилагательное»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме « Имя прилагательное»
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц - беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)
Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
2. Составить три словосочетания: прил.+сущ. м.р. в Т.п, прил.+сущ. ср.р. в Д.п., прил.+сущ. ж.р. в П.п.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные
1. В….., ……, … уборе стоит зимний лес.
2. На ….. небе загорелись….. звёзды.
Контрольная работа № 7
за 3 четверть
по русскому языку в 4 классе.
Тема :»Местоимение»
Цель: проверить знания, навыки и умения по теме « Местоимение».
Лесной голосок.
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!(119 слов)
Грамматические задания:
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика.
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу …. пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. ….. встал под деревом. На …. дождём посыпались осенние листья.
Контрольная работа № 8
по русскому языку в 4 классе.
Тема :»Глагол»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме « Глагол».
Совесть.
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)
По А. Гайдару
Грамматические задания:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.
2. Поставить глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.
Контрольная работа № 9
по русскому языку в 4 классе.
Тема: «Повторение пройденного в 4 классе»
Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.
Последние денёчки.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнем снежу.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)
Грамматические задания:
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.
2. Разобрать слова как части речи.
Укрыли, молочным, (за) ночь.
Итоговая контрольная работа № 10
по русскому языку в 4 классе.
Цель: проверить универсальные учебные действия выпускников начальной школы по русскому языку.
Майское чудо.
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!
Слова для справок: словно, жемчужины, внизу.
Грамматические задания:
1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи.
1-й вариант – в 3-м предложении (В тенистой прохладе...)
2-й вариант – в 4-м предложении (В зелени высокой...)
2. Разобрать по составу слова:
Бежишь, тенистой, подарок, подарила.
3. В первом предложении у существительных определить падеж.
4. Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.
Скачать материал
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный перечень учебников;
- ООП МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23 »;
- Учебный план МАОУ «Основная общеобразовательная школа №23 » на 2018 - 2019 учебный год;
- Положение о рабочей программе МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23 »;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
- Авторская программа по русскому языку В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение,2014).
- Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М: Просвещение, 2011.
- Учебники
- 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- 2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2.– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- 3.Тесты Е.М Тихомировна
- 4. Контрольный работы О.Н Крылова
- Методические пособия для учителя
- Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Канакина В.П. Щёголева Г.С. Русский язык: Сборник диктантов и самостоятельных работ
- Печатные пособия
- Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
- Электронные учебные пособия
- Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Русский язык. 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс 2022 - 2023 уч.год
Программа создана на основе "Конструктора рабочих программ"...
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3 для 1 класса по программе "Школа России" 2022-2023...
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3...
Рабочая программа по математике 4 класс 2022-2023 уч.год
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс....
Рабочая программа по технологии 4 класс 2022-2023 уч.год
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс 2022-2023 уч год
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального о...
Рабочая программа по математике 2 класс 2022-2023 учебный год ( 4 часа в неделю,136 часов)
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-н...