формы слова окончание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Барабанщикова Екатерина Александровна

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpeskt_uroka_po_russkomu_yazyku_formy_slova_okonchanie.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Воскресенская СШ

Конспект урока по русскому языку в 3 классе:

«Формы слова. Окончание»

Урок разработала:

учитель начальных классов

Барабанщикова Е.А.

2022-2023 учебный год

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цели по содержанию:

обучающие:

  • формировать представление об окончании как изменяемой части

         слова и его роли в предложении;

  • ввести в познавательную деятельность и активный словарь    

         учащихся терминов: окончание, формы одного и того же слова;

  • совершенствование знаний об однокоренных словах.  

развивающие:

  • развивать умение сопоставлять и различать разные формы одного и  

          того же слова и однокоренные слова.  

  • развивать память, мышление, наблюдательность;
  • развивать навыки самостоятельной работы.

воспитательные:

  • воспитывать любовь к предмету;
  • создать условия для воспитания культуры общения;
  • формировать потребности писать грамотно;

Ход урока:

1.Организационный этап мотивации к учебной деятельности 

- Предлагаю взять для сегодняшнего урока такой девиз (записан на доске): (прочтите его) «С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете это выражение? Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке. Записывают число.

2.Этап актуализации опорных знаний 

Словарная работа. На экране будут появляться картинки словарных слов, вы будете записывать их в тетради. (Один ученик работает у доски)

 (Пенал, петух, песок, пшеница, помидор, пассажир).

- Молодцы, справились с заданием! Какие части речи записали? (Имена существительные). Устно придумайте однокоренные имена прилагательные к данным словам. (Петух – петушиный, песок – песочный, пшеница – пшеничный, помидор – помидорный, пассажир – пассажирский).

- Как пишутся корни в однокоренных словах? (Корни в родственных словах пишутся одинаково).

- У вас на столах даны карточки с заданием (в строчку записаны слова: трава, травка, траве, травой, травы, травинка). Вам необходимо будет, работая в парах, разделить данные слова на два столбика и объяснить, почему вы выполнили именно так. (Учащиеся должны в один столбик выбрать однокоренные слова, в другой – формы слова. Одна пара работает на интерактивной доске)

- Объясните, чем различаются слова в этих столбиках? С какой группой слов мы уже работали? (с однокоренными словами).

- С чем же нам предстоит поработать сегодня? (с формой слова)

- Сформулируйте тему урока. Что мы должны сегодня узнать на уроке?

3. Этап изучения нового материала.

- Упражнение 142 с. 79. Прочитаем текст и посмотрим, какая часть слова изменяется. Читаем вслух по одному предложению. Да, правильно изменяется окончание. Мы можем назвать её изменяемая? (Окончание – изменяемая часть слова. Выделяется окончание квадратиком.)

- Выпишите это слово так, как оно звучит в предложениях. Давайте отметим изменяемую часть в слове осина, посмотрите, пожалуйста. Как она называется? Обратите внимание, значение слова не изменяется, изменяется форма слова.

- Осина, осины, к осине, про осину – разные формы одного и того же слова. Они различаются окончаниями. Назовите, какие окончания встретились в этих словах?

- Что вы можете сказать про окончание? Давайте сделаем вывод, для чего служит окончание. (Окончание служит для связи слов в предложении.)

На доске: хвост (лиса), подкрался к (лиса), увидел (лиса), охотился за (лиса), рассказ о (лиса).
- Прочитайте. Составляет ли каждая пара слов словосочетание? Почему? Что мы знаем про связь слов в словосочетании?
(Что все слова в словосочетании связаны по смыслу). Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания? Давайте проверим, совпадает ли наш вывод с правилом, которое дано в учебнике (с. 80).

- Подберите однокоренные слова к слову лиса. Как пишутся корни у родственных слов? Какой частью слова различаются разные формы одного и того же слова?

4.Физкультминутка 

5. Этап закрепления

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Прочитайте текст (дан на доске).

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

Спишите, раскрывая скобки, выделите окончания.

Проверка.

- Какую часть слова называют окончанием? Для чего служит окончание?

6. Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке

- Где можно применить новое знание? Какие ошибки были допущены при выполнении самостоятельной работы? Над чем ещё надо поработать? У кого не было затруднений по новой теме? Как различали форму одного и того же слова от однокоренных слов? (Правильно строить предложения при написании изложений, сочинений и в устной речи. У формы слова изменяется только окончание.)

- Оцените свою работу на протяжении всего урока. Поставьте соответствующий знак на полях в тетради.

«+» -   Урок полезен, всё понятно.
«!» -   Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
«-» - Ещё придётся потрудиться.
     Да, трудно всё - таки учиться!

7. Домашнее задание

Упражнение 146. с. 81.

Используемая литература:

     1. «Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч.

      Ч. 1» / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: «Просвещение», 2013.

2. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. /В помощь школьному учителю / О.И.Дмитриева – М.: ВАКО, 2013.

3.  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания....

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

Форма слова. Окончание.

Форма слова. Окончание....

Формы слова.Окончание

3 класс школа россии...