Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе разработан в соотвествии с рабочей программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_v_4_klas.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ» Ютазинская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока – семинара русского языка по теме
учителя начальных классов
Гарейшиной Лилии Ринатовны
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ютазинская средняя образовательная
школа»
Разработка урока-семинара русского языка по теме:
«Обобщение знаний о глаголе»
Тип урока: урок- семинар
Гарейшина Лилия Ринатовна, первая категория, учитель начальных классов.
Источник литературы:
Толковый словарь С.И.Ожегова, В.Даля
Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах»
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. «Секреты орфографии»
Урок – семинар в 4 классе по теме:
«Обобщение знаний о глаголе»
Цели: систематизировать существенные признаки глагола
как части речи; формирование умения писать окончания глаголов; правильно употреблять в речи глаголы-синонимы; воспитание умения работать в группах.
Оборудование: компьютер, проекционный экран, Толковый словарь С.И.Ожегова, В.Даля
Ход урока
- Сообщение темы и цели урока
Глагол самая огнепышущая,
Самая живая часть речи.
-Прочитайте эпиграф к уроку и объясните, как понимаете его.
- Работа по теме урока
а) На первый вопрос отвечают обучающиеся 1-ой группы (вопросы даются детям заранее)
Дети рассказывают , что термин –глагол-это перевод с латинского verbum, что значит слово, речь.
В словаре Даля это слово означает:
А) слово, речь;
Б)часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.
б) На второй вопрос отвечают обучающиеся 2-ой группы
(вопросы даются детям заранее)
Необыкновенна часть речи глагол тем, что обозначает действие. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.
Обучающиеся с помощью приставок образуют новые глаголы от слова говорить
При проверке называют глагол, объясняют его значение, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке. Далее к слову говорить подбирают синонимы
(этот материал отображает на проекционном экране)
в) Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко:
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
-Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами.
-Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы.( обучающиеся пользуются толковыми словарями)
Вывод:
Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой:
Зябн..т осинка
Дрож..т на ветру
Стын..т на солнышке
Мёрзн..т в жару.
Задания:
1)назовите глаголы-синонимы.
2)вставьте гласные окончания глаголов, обоснуйте( используются карточки с окончаниями глаголов)
3) что можете сказать об этом предложении?
4)назовите слова с безударными гласными в корне
5)запишите стихотворение по памяти( взаимопроверка в парах)
3.Наблюдение за глаголами
-Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стёклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу?
-Какие звуки мы слышим в лесу?
Дети читают с проекционного экрана стихотворение Ф.Тютчева «Море и утёс»
И бунту..т, и клокоч..т,
Хлещ..т, свищ..т и рев..т,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Задания:
- Какую картину вы представили, расскажите.
- С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
- Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах).
1-я группа- клокочет.
2-я группа- допрянуть
3-я группа – незыблемых.
4) спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
5) проверьте написание личных окончаний глаголов.
6) подчеркните глаголы звучания.
7)Что интересного вы можете рассказать о глаголе хочет?
На третий вопрос отвечают обучающиеся 3-ей группы.(вопросы даются детям заранее).Дети отвечают на вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывают написание.
Инсценирование
Ученики одной из групп подготовили инсценировку.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
-В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…,-замялся Гена.
-Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, -засмеялся Игорь.
-А как же сказать правильно? Подумайте!(Работа в группах)
Вывод:
Глагол победить в 1-ом лице не употребляется.
Так же в 1-ом лице не употребляются: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить.
-Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.
Творческая работа
Дети читают с проекционного экрана глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
Задание.
1.Напишите сочинение- миниатюру.
2.Определите тему будущего текста.
3.Озаглавьте.
(Чтение и анализ 2-3 сочинений).
5.Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...