Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Голованова Ия Ивановна

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов »

для 1а класса.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

                                                   Составитель:

                                     Голованова Ия Ивановна,

                                       учитель начальных классов

пгт. Излучинск, 2021

Рабочая программа для 1 классов  разработана на основе:

- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  

- программой курса «Удивительный мир слов». 1 – 4 классы/автор: Н. Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. Вентана – Граф, 2013. – 192 с.,

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного__ пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Значение русского языка как межнационального языка нашей страны. Рассказ-беседа на тему «Что это значит - хорошо знать русский язык?»

Рассказ – беседа о Родине, мире, труде, маме.

Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления. Ролевые игры.

Рассказ - беседа о словарном богатстве русского языка. Игра- соревнование.

Звуковая культура речи. Рассказ- беседа о звуках - строительном материале языка. Чтение стихов, загадок, скороговорок.

Игры на превращения слов. Чтения стихов. Подбор созвучных слов. Рифма.

Составление тематических групп. Определение темы группы слов.

Различение слова и не слова. Определение лексического значения слова.

Знакомство с толковым словарем.

Многозначность слов. Представление о многозначных словах, их изобразительной роли. Выделение многозначных слов в тексте, определение их значения. Установление общности значений многозначного слова.

Конструирование образных выражений.

Омонимы – отличие от многозначных слов. Выделение омонимов в тексте, определение их значения.

Представление о словах синонимах. Выделение синонимов в тексте, определение их значения. Использование синонимов для редактирования текстов.

Знакомство со словарем синонимов.

Представление о словах антонимах. Выделение антонимов в тексте, определение их значения. Использование антонимов в тексте. Знакомство со словарем антонимов.

Этимология слов. Знакомство с происхождением некоторых названий животных и растений. Знакомство с этимологическим словарем.

Обобщение знаний по курсу. Проектная работа «Занимательный язык».

3. Тематическое планирование в  1 классе

                  Тема урока

Дата проведения

       Примечание

план

факт

1

Речь устная и письменная

2

Что такое слово?

3

В мире звуков

4

Игротека

5

Звуки и буквы - не одно и тоже

6

Что такое метаграммы

7

Жили - были гласные и согласные

8

Игротека

9

Волшебник ударение

10

Такие разные согласные

11

Такие разные согласные

12

Игротека

13

Русские народные загадки

14

Зачем шипящие шипят?

15

Алфавит

16

Игротека

17

Здравствуй, пословица!

18

Поговорим о предложении

19

Поговорим о предложении

20

Знакомимся с анаграммами

21

Текст

22

Что мы пишем с большой буквы?

23

О безударных гласных

24

О парных звонких и глухих согласных

25

Слова- приятели

26

Игротека

27

Слова- приятели

28

Волшебное слово «предлог»

29

Что за зверь такой - фразеологизм?

30

Игротека (фразеологизм)

31

Учимся различать слова разных частей речи.

32

Учимся различать слова разных частей речи.

33

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального образования....