Интеллектуальная игра «Грамматическая мозаика» для учащихся 4 классов. 12.11.2022
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Романенко Марина Николаевна

Интеллектуальная игра «Грамматическая мозаика» для учащихся 4 классов проходит в рамках декады по русскому языку.

Цель: формирование  интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать  внимание, логическое  мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию  культуры общения, умения работать коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskaya_mozaika_4_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»

Интеллектуальная игра

«Грамматическая мозаика»

для учащихся 4 классов

Провела:

учитель Романенко М. Н.

Тихвин

2022г.

Интеллектуальная игра

«Грамматическая мозаика»

Цель: формирование  интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать  внимание, логическое  мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию  культуры общения, умения работать коллективно.

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть:

(Стихотворение читает учитель)

-- Дорогие мои дети,

Вас обрадовать спешу,

пригласили нас всех в гости.

-- А куда? (спрашивают дети)

-- Сейчас скажу.

В стране грамматики сейчас

Начнётся праздник славный:

Игра для грамотных ребят.

И нас туда позвали.

Должны вы знанья показать,

С любым заданьем справиться,

В беде друг друга выручать,

Только быстро отвечать.

  1. Представление команд и жюри:

  1. Город звуков и букв.
  1. Заколдованная дверь (оценивается в 5 баллов).

На презентации – прочитать русский шрифт (расшифровка: вход только для грамотных).

  1. Загадки о звуках (За каждую отгаданную загадку 1 балл).

На презентации загадки на кубиках можно предложить болельщикам (с проверкой).

  1. Наборщик.

Из букв слова грамматика за 2 минуты составить как можно больше слов (например: грамм, мама, март и т. д.)

  1. Улица орфограмм.
  1. Конкурс капитанов.

Учитель называет слова капитанам. Капитаны должны назвать орфограммы в этих словах (с проверкой).

Примерные слова:

Молоко (сочетание оло)

Гриб (парная согласная в корне слова)

Солнце (непроизносимая согласная в корне слова)

Трава (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)

Собака (безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением)

Пушинка (буква и после шипящих)

Вьюга (разделительный ь)

Съел (разделительный ъ)

Казань (Заглавная буква в именах собственных, мягкий знак для обозначения мягкости согласных)

Дочь (мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)

Конь (мягкий знак для обозначения мягкости согласных) и т. д.

  1. Прилавок с сувенирами.

Каждая команда по очереди выкупает правила, зашифрованные на смайликах.

( сколько выкупит, столько баллов)

На презентации кликать на отгаданных правилах.

  1. Входные билеты.

Чтобы пройти в город слов, надо заполнить пропускные билеты – вставить пропущенные орфограммы( сколько правильных букв, столько баллов) 

(с проверкой).

    М . л . ко                                                                х . р . шо

    Быстр .                            скор .

     В . дро                                                                   ст . лы

     Тру .                                                                       кру .

     С . м . лё .                                                              п . р . хо .

     Радос . ный                                                          звёз . ный

  1. Город слов.
  1. Антонимы, синонимы.

Подобрать к словам беда, робкий, специальность, желать, огромный, занимательный  синонимы.(несчастье, несмелый, профессия, хотеть, большой, интересный)

Подобрать к словам тихо, старый, твёрдый, ссориться, смех, сытый  антонимы(громко, молодой, мягкий, мириться, плач, голодный). 

(с проверкой).

  1. Лес слов.

Подобрать однокоренные слова  к слову учить.( учёба, учебник, изучить, учитель, ученик, обучать, учение, научить, училище, выучить, учёный, учиться)

 (с проверкой).

  1. Улица частей речи.
  1. Существительное.

Определить падеж существительного:

На реке собираются рыбаки.

По небу летят облака.

Около дома Миша посадил яблоню.

     

По дороге бежит заяц.

             Вечером в лесу кричит сова.

Из-за дождя я не пошёл в кино.

(с проверкой).

  1. Глагол.

Определить время глаголов:

Пишет,

полетел,

спела,

         стоит,

пойдёт,

расскажет,

увидела,

смотрит,

защитила,

 носит,

 слушается,

 зашьёт,

 говорила,

 звонит. (с проверкой).

  1. Прилагательное.

К слову подобрать различные прилагательные:

1-ой команде:  осень (золотая, холодная, прекрасная, дождливая, грустная, красивая)

2-ой команде: человек ( добрый, отзывчивый, жадный, умный, смелый, робкий и т. д.)

( Можно дать каждой команде одинаковое слово, чтобы было честно.) 

(с проверкой).

  1. Город предложений.
  1. Фразеологизмы.

Объяснить смысл фразеологизмов:

Золотые руки, спустя рукава, рукой подать, повесить нос, встать не с той ноги, при царе Горохе, слушать в пол-уха, мозолить глаза,  бить баклуши, после дождичка в четверг. 

(с проверкой).

  1. Синтаксический разбор предложения.

Хитрая лиса охотится на зайцев.

Верный друг не оставит в беде.

  1. Итог.
  1. Слово предоставляется жюри.
  2. Заключительная песня (мотив из песни « Жил да был чёрный кот за углом…».)
  1. Переходим из класса мы в класс.

Много правил мы знаем сейчас.

Если пишешь диктант , не зевай

И на небе ворон не считай.

Не с глаголом отдельно пиши.

Жи и ши через и напиши.

Гласный звук удареньем проверь.

В ться – что делать?- ь напиши.

Припев:  

Говорят, не повезёт,

Если правила не знаешь.

Глупый тот,

Кто не слушает уроков,

Поздно делает уроки,

Книги в руки не берёт,

На уроке получает двойки тот.

  1. Моя – женский, моё – средний род,

Мой – мужской, ты запомни, дружок.

В женском роде пиши ь,

В среднем роде о и е только так.

За согласной ты гласную ставь.

Окончанье вопросом сверяй.

Все предлоги отдельно пиши.

Имена с заглавной буквы напиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов

Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...

Сценарий интеллектуальной игры "Поле чудес" для учащихся 1-2 классов. Тема "Весна в природе"

Сценарий  может быть использован на уроках окружающего мира или во внеурочной деятельности....

Интеллектуальная игра "Звездный час" для учащихся 3 - 4 классов "Я люблю тебя, Россия"

Презентация используется для проведения интеллектуальной игры "Звездный час" с учащимися 3 - 4 классов "Я люблю тебя, Россия"....

Сценарий внеклассного мероприятия Интеллектуальная игра «Брейн – ринг» для учащихся 4 класса начальной школы

Содействовать расширению кругозора детей, закреплению знаний, полученных на уроках.Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся. Создать условия для пробуждения интереса младши...

Командная интеллектуальная игра "Математический поезд" для учащихся начальной школы (с маршрутными листами).

Командная интеллектуальная игра "Математический поезд"  для учащихся 1-4 классов...

Интеллектуальная игра по математике для учащихся 2 класса

Задачи данного мероприятия: развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющую школьную программу; обучение детей активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандарт...