Занимательный русский язык. Тема:Антонимы.
план-конспект урока по русскому языку
Повторить с учащимися отличительные особенности антонимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность. Тема урока : Антонимы. | 30.52 КБ |
Презентация к уроку по теме: Антонимы | 471 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Шабанова Валентина Александровна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категории .
Предмет: Внеурочная деятельность Занимательный русский язык.
Тема Антонимы.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели урока:
- повторить с учащимися отличительные особенности антонимов;
- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
- расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.
Метапредметные:
Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: 1) Мультимедийная установка.
2) Словари синонимов и антонимов
3) Карточки для работы в парах.
4) Папки для работы в группах с заданием.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Слушаем песню: « Игра»
3. Вопросы: Понравилась вам песня?
Чему она нас учит? ( знать хорошо русский язык)
4. Презентация . Слай о русском языке Л.Н.Толстого
« Русский язык – настоящий, сильный, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно- бойкий и живой». (слайд 1)
5 Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Лексика. ( написано на доске.)
- Что изучает наука Лексика?( слово и его значение).
- С какими словами мы уже познакомились ? ( однозначные, многозначные, синонимами и антонимами)
Учитель: - Какие это слова?
Дети: - Это антонимы.
Учитель: - Какие слова называются антонимами?
Дети:- Слова, противоположные по значению.
Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».
6. Игра: «Брейн- ринг» (Брейн – означаем мозг, интеллект, умник, а Ринг- игра)
Соревнуются в игре 1, 2, 3 ряд
Вы понаблюдайте : на какие вопросы отвечают пары антонимов?
1 ряд отвечайте на слова –антонимы отвечающие на вопрос : кто? Что?
Тишина-шум,
правда-ложь,
Родина –чужбина.
Девочка-мальчик
- На какой вопрос отвечают эти слова-антонимы? (Кто?Что?)
2 ряд отвечайте на слова –антонимы отвечающие на вопрос какой? :
Чёрный-белый
Прямой –кривой
Низкий-высокий
- На какой вопрос отвечают эти слова-антонимы? ( какой?)
2 ряд отвечайте на слова –антонимы отвечающие на вопрос что делает? :
Выпрямить-согнуть
Бужать- стоять
Кричать- молчать
Вывод:на какие вопросы отвечают пары антонимов?
7. Этап закрепления новых знаний.
Учитель:-Словарный запас человека с возрастом пополняется. Сейчас я хочу предложить вам задание.
-Отгадайте, о каком герое идёт речь
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью "Каланча",
-Кто это? слайд2 ( иллюстрация дяди стёпы)
-Из какого произведения? Кто автор?
- Чем отличался Дядя Стёпа от других людей? ( Был большой).
Какими кажутся дети по сравнению с дядей Стёпой.
(маленькими)
- Как ещё можно сказать ( крошечными, небольшими) .
Большой -маленький
Гигантский - крошечный
-Как эти слова называются? ( антонимы)
8 Из истории происхождения слова.
- «Анти» - в переводе с греческого- «против»
- «Онима»- в переводе с греческого означает «имя»
- Слова антонимы в переводе означают слово « противоположный имени»
9.Работа в парах.
- Напоминаю, что в диалог в паре должен вестись вполголоса. О завершении работы мне сигналят ваши поднятые руки.
Вам предлагаются карточки со словами. Надо составить из них пары антонимов.
Покупать - продавать
Дело – безделье
Рука
Друг – неприятель
Глиняный
Весёлый – печальный
Вражеский
Проверка.
- У вас остались «карточки». Давайте разбираться.
- Какие пары слов получились?
(слайд.)
-Почему вы не использовали карточку со словом вражеский? вражеский.
( антонимы отвечают на один и тот же вопрос).
- А почему осталось слово рука? Наверно, я не положила вам карточку? А глиняный?
( у этих слов нет антонимов)
- Какой вывод напрашивается?
(не все слова имеют антонимы).
-Поблагодарите друг друга за плодотворную работу и отправимся дальше.
10 ФИЗМИНУТКА.
Физминутка ,конечно, с антонимами.
- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.
Встать – сесть
Руки вверх – вниз
Наклон вперёд – наклон назад
Наклон вправо – влево
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко
Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол
Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты - храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!
11.Работа в сборнике стр.26№5:
12. Определения роли антонимов.
-Вы справились с предыдущим заданием. Молодцы. А я предлагаю вам более трудное.
Прочитайте предложения.
Этот пруд глубокий, а тот чистый. слайд
Эта ягода горькая, а та спелая.
Этот дом просторный, а тот новый.
-Всё ли нравится вам в этих предложениях?
-В чём ошибка человека, который составил эти предложения? ( не умеет правильно подбирать антонимы).
- Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная, неправильная).
- Исправим предложения. Самостоятельная работа.
Если встретятся затруднения, куда обратимся? (Словарь синонимов и антонимов)
-Можно ли сделать вывод о роли антонимов в нашей речи?
(Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более точной)
13.Работа у доски в группах.
Исходя из этого упражнения, подумайте, где мы сталкиваемся с тем, что нам необходимо правильно подобрать антонимы? ( когда мы сравниваем что-то противоположное)
Например, героев мультфильмов, сказок.
Как в сказке «Морозко» Одоевского?
Марфушеньку и Настеньку
( Ленивица и Рукодельница) слайд (ленивица и рукодельница).
-Составьте характеристику этих героев, используя антонимы.
На выполнение задания даётся 5 минут.
На листочках даны слова:
1 группа слов
Умная добрая вежливая трудолюбивая
2 группа слов
глупая - злая- грубая- ленивая -
На доске вставляют.
Ленивица Рукодельница
_________________ ______________________
_________________ ______________________
_________________ ______________________
__________________ ______________________
Проверка работы в группах.
В конце постановки нашей сказки мы дружно сказали одну фразу, выразив главную мысль.
слайд. (как аукнется, так и … откликнется.)
-Что это за фраза? ( пословица)
Как аукнется, так и откликнется.
- Что это за слова? (антонимы).
- В каком жанре фольклора часто встречаются антонимы? ( в пословицах, поговорках, загадках).Как вы понимаете пословицу?
- Наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. -Что узнали об антонимах?
Какое задание показалось вам наиболее трудным? А интересные.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Покупать - продавать Дело – безделье Друг – неприятель Весёлый – печальный Вражеский Рука Глиняный
Этот пруд глубокий, а тот чистый. Эта ягода горькая, а та спелая. Этот дом просторный, а тот новый.
Этот пруд глубокий, а тот мелкий. Эта ягода горькая, а та сладкая. Этот дом просторный, а тот тесный.
Рукодельница Ленивица
Как аукнется, так и … откликнется
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
План-конспект урока по русскому языку.Тема Антонимы.
Данный урок знакомит детей с понятием антонимы.Ведется сравнение с другими понятиями:синонимы,омонимы.На наглядной основе чего,детям проще понять и запомнить данный материал....
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...
Урок русского языка в 4 классе Занимательный русский язык
Урок русского языка в 4 классе Занимательный русский язык...