Родительный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по Русскому языку 3 класс

Тема: «Родительный падеж имен существительных»

Тип урока:изучение нового материала

Цель:создавать условия, в которых будут

достигнуты предметные результаты: формирование представлений у учащихся о существительных в родительном падеже; формирование навыка нахождения имен существительных в форме родительного падежа в тексте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelnyy_padezh_imen_sushchestvitelnyh.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Русскому языку 3 класс

Тема: «Родительный падеж имен существительных»

Тип урока:изучение нового материала

Цель:создавать условия, в которых будут

достигнуты предметные результаты: формирование представлений у учащихся о существительных в родительном падеже; формирование навыка нахождения имен существительных в форме родительного падежа в тексте

совершенствоватьсяУУД:

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя

-осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её

-формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять  последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

коммуникативные:

-  формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции партнера и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

развиваться личностные качества: оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев; адекватно судить о причинах своего успеха\ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке.

Оборудование: презентация, видео физкультминутка, раздаточный  материал, учебник Русский язык 3  класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 2 часть

Литература, использованная при подготовке к уроку:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525446/

https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-temu-roditeln.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/31/russkiy-yazyk-3-klass-umk-shkola-rossii-po-teme

https://infourok.ru/konspekt-uroka-tema-roditelniy-padezh-imen-suschestvitelnih-klass-2639412.htm

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный этап

Приветствует учеников, представляется

Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

Внимательно слушают, воспринимают,  повторяют за учителем

Личностные УУД:

осознавать  алгоритм

учебного действия.

Коммуникативные

УУД: адекватно

использовать речевые

средства

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания.

Предлагает посмотреть на слайд и прочитать пословицу

Повторение- мать учения.

Ребята, а кто знает, что значит эта пословица?

Предлагает записать пословицу в тетрадь.

Давайте запишем эту пословицу себе в тетрадь.

Начинаем писать с красной строки с большой буквы, аккуратно, каллиграфическим подчерком.

Предлагает начать урок с повторения

Я предлагаю начать наш сегодняшний урок со словарной работы.

Словарная работа.

Я буду загадывать вам загадку, а вы в тетрадь записываете только отгадку

1. Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает.    (ночь)

2. Маленький шарик

Под лавкой шарит.        (мышь)

3. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.  (печь)

4. Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я один тебя не съем,

Разделю ребятам всем.  (калач)

5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:

- У меня есть отец и мать, а я им не сын. (дочь)

6. У него большие бивни,

Ходит ластами во льдах,

Этот зверь довольно сильный,

В северных живёт морях.(морж)

7. Цветок душистый каждый знает,

Он расцветает только в мае —

Зеленый тонкий стебелёк,

Где белых бусинок рядок. (ландыш)

8. Без оружия убивает,

Душу ест и угнетает.

Говорят - лапша на уши.

Честному - как в сердце нож,

Что же это? Злая... (Ложь)

Предлагает обменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку по слайду.

Поменяйтесь тетрадями друг с другом. И оцените выполненную работу своего одноклассника. Если слово написано неверно, исправьте ошибку своего соседа по парте. Верните свои тетради на место.

- У кого нет ошибок? Поднимите руку. Отлично постарались.

-У кого одна или две ошибки?  Хорошо постарались

-Остальные будьте внимательные в следующий раз и у вас всё получится.

Ребята, а кто мне скажет на какое правило были все эти слова?

Предлагает повторить правило

Ребята, давайте вспомним с каким падежом вы познакомились на прошлом уроке?

На какие вопросы он отвечает?

С какими предлогами употребляется?

Ребята, я предлагаю вам не останавливаться на достигнутом, и идти к новым открытиям.

Смотрят на слайд

читают пословицу

слушают вопрос

высказывают свои предположения

внимательно слушают

записывают пословицу в тетрадь

внимательно слушают загадку

записывают отгадку

Меняются тетрадями

Поднимают руку. Оценивают свою работу.

Внимательно слушают

Понимают и соглашаются с правилами игры

Мягкий знак на конце существительного после шипящих

Повторяют правило

С именительным

Кто? Что?

Именительный падеж употребляется без предлогов

Личностные УУД:

формировать

способность к

самооценке на основе

критерия успешности  

учебной деятельности.

Коммуникативные:

формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные: формировать умение составлять предложения

регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

3. Подведение к теме

Работа в группах.

Предлагает посмотреть на карточки и прочитать словосочетания

Ребята, посмотрите внимательно карточки, которые лежат у вас на партах. Поставьте вопрос к выделенным словам.

Ветка осины, ранец брата, письмо от сестры, был без пальто, вышел из трамвая, цветы для мамы, доехал до реки.

Какие вопросы вы поставили к выделенным словам?

Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает в каком падеже имена существительные отвечают на вопросы Кого? Чего?

Верно, ребята, кто же может определить тему нашего сегодняшнего урока?

(Вспомогательное задание для подведения)

Р

А

О

М

Ш

К

Д

А

И

Ъ

Т

Е

Б

К

М

Ж

Л

Ь

Ш

Б

Н

Ж

Ы

Й

Ъ

Зачеркните повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составьте слово.

Какую цель мы перед собой поставим?

Чему научимся на нашем уроке?

Внимательно слушают учителя

Ставят вопрос к выделенным словам

Кого? Чего?

родительный

Родительный падеж имени существительного

Познакомимся с особенностями имен существительных в родительном падеже

Узнаем на какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже, с какими предлогами употребляются

Познавательные

 УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

-Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять

Регулятивные УУД:

-уметь формулировать учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств и их реализации.

4. изучение новых знаний

Предлагает обратиться к карточке

Ребята, давайте еще раз обратимся к этой карточке, и определим с какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже

Давайте проверим наши предположения и откроем учебник на странице 44

Предлагает прочитать правило

Предлагает выполнить упражнение 78

Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. От скуки бери дело в руки. 2. У страха глаза велики. 3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют. 6. Не для шапки голова на плечах.

Объясните, как найти в предложении имена существительные в Р. п.

Спишите пословицы, в которых все имена существительные употреблены в форме родительного падежа

Предлагает выполнить упражнение 79

Ценю народ мастеровой,

И лишь у пустомели,

Бывает всякою парой

Семь пятниц на неделе.(Я. Козловский)

-Объясните главную мысль стихотворения. Объясните значение выделенного фразеологизма и выделенного слова.

-Спишите. Подчеркните имена существительные в родительном падеже.

-Докажите, что эти существительные употреблены в форме родительного падежа

Предлагает поставить слова в форму родительного падежа в парах

Задача, крыша, лужа, плечо, туча, дача

– поставьте эти существительные в форму Р.п.  в своих карточках, выделяя окончания.

 – Проверьте и оцените работу по таблице на экране.

Р. п. ед. ч.

Р. п. мн. ч.

задачи

задач

крыши

крыш

лужи

луж

плеча

плеч

тучи

туч

дачи

дач

– Какой вывод можно сделать?

Давайте проверим наши предположения и прочитаем вывод в учебнике на с. 44

Повернитесь к соседу по парте и расскажите правило

Внимательно слушают

Анализируют словосочетания

Отвечают на вопрос

От, без, из, для, до

Читают правило

Читают задание

Отвечают на вопрос

Выполняют задание

Объясняют смысл пословиц

Выписывают в тетрадь 3 и 4 пословицу

Выполняют упражнение

Записывают четверостишие в тетрадь

Слушают задание

Объясняют значение выделенного слова и выделенного фразеологизма

Записывают четверостишие в тетрадь

Подчеркивают имена существительные в родительном падеже

Выполняют работу в парах

Заполняют таблицу

Делают вывод

У имен существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; определять и формулировать учебные задачи с помощью учителя

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

-формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

5. Закрепление материала

Самостоятельная работа.

-Посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте текст. Найдите и выпишите имена существительные в родительном падеже

Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.

Фронтальная проверка

Докажите, что эти существительные употреблены в родительном падеже

Внимательно слушают учителя

Воспринимают задание выполняют задание самостоятельно

Личностные УУД: формировать умение обобщать и систематизировать знания

6. Итог урока

7. Рефлексия

Домашнее задание

Подведем итог урока.

-какова тема нашего урока?

Повторите нашу цель урока? Достигли ли мы поставленной цели?

Чему мы научились на нашем сегодняшнем уроке?

-На какие вопросы отвечает родительный падеж?

С какими предлогами употребляется?

Просит провести оценивание своей деятельности на уроке

Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью карточек, которые лежат у вас на партах. Поднимите карточку с веселым солнцем, если на уроке вы были активны, внимательны и старательны, если все на нашем уроке получилось и со всеми возникшими трудностями вы справились;

Поднимите вверх карточку с грустной тучкой, если на уроке вы были не активны, вам было не интересно, если ничего не получилось на нашем уроке и вам не удалось справиться с трудностями.

Предлагает открыть дневники и записать домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание страница 45 упражнение 81, правило

 отвечают на вопросы, повторяют тему и цель урока

научились находить существительные в родительном падеже в тексте

кого? Чего?

Оценивание своей деятельности на уроке

Открывают дневники

Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных".

Презентация к уроку русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России" автор учебника Рамзаева Т.Г. В презентации: тема урока (должны сформулирова...

Родительный падеж имени существительного.Подготовка к сочинению. 3 класс

Подбор упражнений на развитие орфографической зоркости учащихся при подготовке к сочинению....

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Презентация на тему "Родительный падеж имени существительного"

Закрепить знания и умения,  полученные на предыдущих уроках...