Урок "Прилагательные близкие и противоположные по значению"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Парфентьева (Буриева) Анжела Рустамовна

Материалы к уроку по программе "Школа России", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.78 КБ
Файл Презентация к уроку528.18 КБ
Файл Карточки11.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань

«Начальная общеобразовательная школа № 9»

Конспект урока по русскому языку

«Прилагательные, близкие и противоположные по значению»

2 класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Буриева Анжела Рустамовна

г. Нягань

2019


Тема: «Прилагательные, близкие и противоположные по значению».

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека, развивать устную и письменную речь в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: сформировать знания о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах в процессе работы по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.


Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать умения подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; умение устанавливать связь между прилагательным и существительным; умение использовать имена прилагательные в речи в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.
  • Развивающая: развивать словесно-логическое мышление и навыки устной и письменной речи в процессе работы с учебником; обогащать словарный запас в процессе работы по теме урока.
  • Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку; воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание роли имен прилагательных в нашей речи; осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание значения русского языка в повседневной жизни; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.
  • Предметные: умение подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; умение устанавливать связь между прилагательным и существительным.
  • Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.
  • Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности

Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность: ручки, тетради, учебники. Садитесь.

- Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение, для этого выберите карточку соответствующего цвета (карточки у каждого на парте). Синяя – плохое настроение, зеленая – не очень хорошее настроение, желтая – хорошее, солнечное настроение.

- Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех хорошее настроение, но у некоторых детей не очень радостное, посмотрим, какое же настроение у вас будет после нашего урока, для этого постараемся хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно.

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные УУД:

- активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности

Задача:  подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала.

- Сегодня к нам в гости на урок  пришел Знайка и принес нам много интересных заданий.

- А пока откройте тетради и запишите число и «Классная работа».

Проводит «минутку чистописания».

Организует словарную работу.

- Посмотрите на слайд. Знайка предлагает вам записать у себя в тетрадях с красной строки названия данных предметов. Выделите орфограммы.

- Какие орфограммы вы выделили? (Коллективная проверка. Ответы на слайде.)

- Что общего вы заметили?

- Правильно, молодцы!

- Следующее задание. Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.

лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, ши, чу, мы.

- Обозначьте орфограмму. Проверьте себя и поставьте «+», если у вас все верно.

 

- Отгадайте загадку.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопрос такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

- С какой частью речи мы с вами познакомились на прошлых уроках?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что оно обозначает?

- С какой частью речи связано? Приведите примеры.

- Посмотрите на слайд (иллюстрации гномика).

- Что мы можем сказать о гноме? Какой гном?

- Как другими словами мы можем сказать о нем?

- Что вы можете сказать о данных прилагательных?

- Как называются слова, близкие по  значению?

- А это какой гном?

- Что вы можете сказать о данных прилагательных?

- Как называются слова, противоположные по значению?

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Слушают учителя. Выполняют задания.

- Топ́о́р, карти́на, сапо́г, таре́лка, щаве́ль.

- Непроверяемые безударные гласные.

- Это словарные слова.

Составляют и записывают слова. Самопроверка.

- Лыжи, щука, пружина, чулок, мыши.

- Имя прилагательное.

- Какой? Какая? Какое? Какие?

- Признак предмета.

- С именем существительным.

- Веселый.

- Радостный, счастливый.

- Они близкие по значению.

- Синонимы.

- Грустный.

- Они противоположные по значению.

- Антонимы.

- Прилагательные, противоположные и близкие по значению.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение других.

Предметные УУД:

- умеют выделять изученные орфограммы.

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные УУД:

- знают, что такое имя прилагательное;

- знают, что такое синонимы и антонимы.

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

III. Действие целеполагания

Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

- Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.

- Итак, тема сегодняшнего урока «Прилагательные, близкие и противоположные по значению».

- Научиться подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным.

Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем.

Регулятивные УУД: 

- умеют ставить цель.

IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий

Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

Организует работу по выполнению упражнений.

- Следующее упражнение 155.( На слайде.) Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу прилагательные.

1. Муравей мален..кий, а слон … . 2. Уголь черный, а снег … . 3. Д..орога широкая, а тр..пинка … . 4. Перец гор..кий, а сах..р … .

- Обозначьте орфограммы.

(Коллективная проверка.)

- Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь.

- Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова?

- Назовите слово с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную гласную надо писать в корне слова?

- Правильно. Молодцы!

Организует игру в слова.

- А теперь поиграем в слова.

- Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

- Назовите слова, противоположные по смыслу слову близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.

- Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

- Умницы!

- А кто знает, где можно найти слова, близкие и противоположные по значению?

- Правильно. Такие слова можно найти в специальных словарях. Такие словари есть и в нашем учебнике на с.140-141. Словарь антонимов и словарь синонимов.

- Следующее задание от Знайки. Выпишите из словаря одну пару прилагательных-синонимов и одну пару прилагательных-антонимов.

(Коллективная проверка.)

- Молодцы! Все правильно.

Выполняют упражнения.

По очереди отвечают.

1. Муравей маленький, а слон большой. 2. Уголь черный, а снег белый. 3. Доро́га широкая, а тропи́нка узкая. 4. Перец горький, а са́хар сладкий.

- Маленький, большой, горький.

- Тропи́нка – тро́пка.

- Сладкий – сладок. Подобрать проверочное слово.

Играют в слова.

- Дальний, злой, маленький, быстрый, веселый.

- Умный, храбрый, быстрый, отважный, огромный.

- В специальных словарях.

Выписывают из словарей пары прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов.

Несколько учеников зачитываю пары.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение друг друга.

Предметные УУД:

- умеют подбирать к прилагательным синонимы и антонимы.

Регулятивные УУД:

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

- умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.

Физическая минутка

Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Повторяют движения за учителем.

Личностные УУД:

- учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.

Организует работу по учебнику.

- Откройте учебники на с. 91 упражнение 156.

Прочитайте. Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

(…) ___________, как лиса.

(…) ___________, как солнышко.

(…) ___________, как ежик.

(…) ___________, как заяц.

(…) ___________, как апельсин.

    Образец. (Какой?) Кислый, как клюква.

Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Рядом с каждым правильным ответом поставьте «+».

Работают по учебнику.

Один ученик читает задание.

Выполняют упражнение по заданию.

Подбирают по смыслу имена прилагательные.

Выполняют взаимопроверку.

Коммуникативные УУД:

- умеют слушать и понимать речь учителя.

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия по алгоритму;

- умеют выполнять действия взаимоконтроля.

Предметные УУД:

- умеют подбирать по смыслу имена прилагательные.

VI. Самостоятельная работа

Задача:

организовать самостоятельную работу.

Организует самостоятельную работу по карточкам.

- Знайка приготовил для вас самостоятельную работу. У каждого на партах есть карточки. Выполните работу самостоятельно.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - ______________________________.

Старый дом - _______________________________.

Горький шоколад -___________________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ____________________________.

Красная гвоздика - __________________________.

Смелый поступок - __________________________.

- Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.

1.Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача – сложная.

Старый дом – новый.

Горький шоколад – сладкий.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день – холодный.

Красная гвоздика - алая.

Смелый поступок - храбрый.

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

- осуществление самоконтроля.

VII. Рефлексивно оценочные действия

Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

Организует работу по подведению итогов урока.

- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

- Скажите, о каких словах мы говорили сегодня на уроке?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало у вас затруднения?

- Ребята, покажите сейчас, какое у вас настроение.

- Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы! Мне очень понравилось с вами работать. А Знайка говорит вам «До новых встреч!».

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную рефлексию.

- О словах, близких и противоположных по значению.

- Имена прилагательные делают нашу речь точной, ярко, выразительной.

Личностные УУД:

- умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 91 упр.157.

- Урок окончен.

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению» 2 класс УМК «Школа России» Подготовила: учитель начальных классов Буриева Анжела Рустамовна Нягань 2019

Слайд 2

Добрый день, ребята!

Слайд 3

Запишите названия данных предметов. Выделите орфограммы. т о по́р к а рти́на с а по́г т а ре́лка щ а ве́ль

Слайд 4

Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов. лы , щу , пру, ка , жи , на, лок , ши , чу, мы Лы жи , щу ка, пру жи на, чу лок, мы ши .

Слайд 5

Отгадайте загадку Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопрос такие: Какой? Какая? Какое? Какие? Имя прилагательное

Слайд 6

Веселый, радостный, счастливый. Грустный, печальный.

Слайд 7

«Прилагательные, близкие и противоположные по значению»

Слайд 8

Упражнение 155. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу прилагательные. Муравей мален ..кий, а слон … . Уголь черный, а снег … . Д..рога широкая, а тр..пинка … . Перец гор..кий, а сах .. р … .

Слайд 9

Упражнение 155. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу прилагательные. Муравей мален ь кий, а слон большой . Уголь черный, а снег белый . Д о ро́га широкая, а тр о пи́нка узкая . Перец гор ь кий, а са́х а р сладкий .

Слайд 10

Задание: выпишите из словаря одну пару прилагательных-синонимов и одну пару прилагательных-антонимов.

Слайд 11

Самостоятельная работа 1. Замени прилагательные антонимами. Легкая задача - ______________________________. Старый дом - _______________________________. Горький шоколад -___________________________. 2. К данным словам подбери синонимы. Морозный день - ___________________________. Красная гвоздика - __________________________. Смелый поступок - __________________________.

Слайд 12

Проверьте себя 1.Замени прилагательные антонимами. Легкая задача – сложная . Старый дом – новый . Горький шоколад – сладкий . 2. К данным словам подбери синонимы. Морозный день – холодный . Красная гвоздика – алая . Смелый поступок – храбрый .

Слайд 13

Молодцы! До новых встреч!!!



Предварительный просмотр:

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - _________________________.

Старый дом - ___________________________.

Горький шоколад -_______________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный  день - ________________________.

Красная гвоздика - _______________________.

Смелый поступок - _______________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Слова близкие и противоположные по значению (1 класс)

Цели: углубить представление детей о словах, близких по зна­чению; расширять словарный запас учащихся словами, близкими и противоположными по значению, активизировать их употреб­ление; продолжить знак...

Презентация к уроку "Слова близкие и противоположные по значению"

Презентация к уроку Русского языка 1 класс "Школа России" по теме:  "Слова близкие и противоположные по значению"...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению».

Урок русского языка во 2 классе. Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению»....