В гостях у хлебороба
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hleborobov.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

В ГОСТЯХ У ХЛЕБОРОБОВ

И.Н.Парфенова, учитель начальных классов, МБОУ «Чернышевская СОШ

Высокогорского муниципального района РТ»

Урок русского языка в 4 классе,  УМК «Школа России»

Тема: Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Составление текста по теме «В гостях у хлебороба»

Ход урока

I. Организационный момент

Ну, ребята, чур, молчок, начинается урок.

Будем вместе мы опять думать, строить, сочинять.

II. Минутка чистописания: Сс  есси

В сельском хозяйстве нашей страны классные профессионалы  нужны.

 Сельских профессий множество есть –  просто на пальцах не перечесть.

III. Актуализация знаний

-  (Упр.205) Спишите слова, вставьте пропущенные буквы и определите склонение существительных. Проверьте написание  по орфографическому словарю.

- Прочитайте названия сельских профессий.(агроном, тракторист, комбайнер,шофер) Какую работу они выполняют?

IV. Самоопределение к деятельности и постановка учебной цели

- На какие группы можно разделить эти существительные? (1-е скл. и 2-е скл.; одушевленные и неодушевленные)

—  Запишите по 3 существительных в два столбика, поставьте их в форму винительного, а затем родительного падежа, в скобках перед словами укажите вопросы. (Учитель делает запись на доске.)

(что?) пшеницу, (чего?) пшеницы    (кого?) агронома, нет (кого?) агронома

 (что?) трамвай, (чего?) трамвая     (кого?) инженера, нет (кого?) инженера

—  Сравните окончания существительных в первом и во втором столбиках. Какую особенность вы заметили? (Окончания в первом столбике одинаковые, а во втором —разные.)

-  Почему в первом столбике и в родительном, и в винительном падежах форма слова одинаковая? (Одушевлённые имена существительные и в форме родительного, и в форме винительного падежа отвечают на вопрос кого?)

-  Какая трудность может возникнуть при определении падежа одушевлённых существительных? (Трудно различить родительный и винительный падежи.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, чем отличаются винительный и родительный падежи, научиться различать имена существительные в родительном и винительном падежах.)

V. Работа по теме урока и выход из затруднения

—  Как можно решить проблему различения этих падежей? С каким приёмом вы познакомились? (С приёмом замены одушевлённых существительных 2-го склонения существительными 1-го склонения.)

(что?) пшеницу, (чего?) пшеницы

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа по учебнику. Упр. 202 (с. 111). 

О труде хлебороба                                   Ширь, засевайся,

Все колосья поют.                                    Колос, наливайся,

Значит, это особый,                                  Хлебороба радуй,

Замечательный труд. (П.Синявский)       Добрый урожай! (В.Симоненко)

 (Коллективное обсуждение значимости профессии хлебороба.

Вывод: Хлебороб - это почетная и уважаемая профессия. Благодаря их труду у пекарей есть мука, и на каждом столе появляется свежий, ароматный хлеб, без которого невозможно представить существование человека.

Самостоятельное выполнение письменных заданий.)

VII. Обобщение и систематизация знаний

Упр. 203 (с. 111).

—  Объясните с помощью толкового словаря значение слова хлебороб.

—  Как образовалось это слово? (из двух корней.)

—  Запишите слово хлебороб в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

—  Прочитайте, какой текст вам нужно составить. (Составить текст на тему «В гостях у хлебороба»)

Примерный текст

        Хлебороб - это тяжелая, но почетная и очень уважаемая профессия. Чтобы вырастить хлеб, нужно любить землю всем сердцем и искренне дарить ей частицу своего тепла.

        Круглый год есть работа у хлебороба. Зимой они готовят технику, проводят снегозадержание на полях. Самая напряженная пора длится с ранней весны до середины осени. Когда сходит снег, необходимо взрыхлить пахотное поле - бороновать почву, чтобы запечатать влагу внутри. Для этого верхний слой земли разрыхляют до мелких крупинок, благодаря чему вода меньше испаряется. Рыхлый слой быстрее прогревается, хорошо проветривается, а питательные вещества накапливаются вследствие микробиологических процессов. Затем поле следует засеять семенами, летом убрать урожай, заготовить зерно и кормовую часть. С наступлением осени поле снова необходимо вспахать и засеять озимой пшеницей.

         Работа хлебороба - это дело тяжелое, ведь трудиться приходится под открытым небом. А в горячую пору с раннего утра до поздней ночи, несмотря на погоду: и в снег, и в дождь, и в палящий зной. Благодаря тяжелому труду на каждом столе появляется свежий, ароматный хлеб, без которого невозможно представить существование человека.

VIII. Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в гости к осени

Эта презентация знакомит учащихся с изменениями в живой и неживой природе...

А хозяева нынче гостей встречают

данное мероприятие проводилось в музее нашей школы. На занятие были приглашены дети подготовительной группы детского сада. После занятия дети с удовольствием посмотрели экспонаты нашего музея. цель з...

Внеклассное мероприятие "В гостях у русской народной сказки"

ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество, расширить знания о русских народных сказках, вспомнить известные детям сказки и познакомить с неизвестными; Формировать и развивать по...

В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

Презентация к классному часу "О труде хлебороба все колосья поют"

Презентация к классному часу для учащихся 4 класса на тему "Профессии"...

Как ходить в гости и принимать гостей.

Методическая разработка внеурочного занятия. Правила этикета....