правописание- тся- и -ться- в возвратных глаголах
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Альбина Семеновна Шаркова

правописание тся и ться в возвратных глаголах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах» учителя начальных классов МКОУ Мирининской СОШ  Шарковой Альбины Семеновны.

УМК  - «Школа России»

Цель урока: создать условия для построения алгоритма правописания -тся и -ться в возвратных глаголах и формирования первичного умения его применять.

Задачи урока: создать условия для закрепления знания структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД; развития наблюдательности, мышления, способствования интереса учащихся к предмету.

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Технология построения урока (основная): технология деятельностного метода;

технология построения урока (неосновная):

- игровая технология

- здоровьесберегающая технология

- технология сотрудничества

- ИКТ

- технология проблемного диалога

- технология развития критического мышления

- дифференцированное обучение

- личностно-ориентированное обучение

Формы познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная,в парах.

Формируемые УУД:

Познавательные (П) – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

коммуникативные (К) – владение монологической и фиалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

регулятивные (Р)  – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные (Л) – установление связи между целью учебной деятельноси и её мотивом.

Перечень оборудования: компьютер,   карточки с заданиями,  мультимедиа проектор,   презентация.

Литература: учебники «Русский язык, часть 2, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий»;.  Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под редакцией Л.Г.Петерсон.

                                             Ход урока

Этапы урока

                  Содержание урока

Развитие УУД

1. Мотива-ция (самоопре-деление) к учебной деятель-ности. Организа-ционный момент.

2. Актуа-лизация знаний и фиксация затрудне-ния в деятель-ности.

2.1. Минутка чистописа-ния.

2.2. Выполне-ние проб-ного учеб-ного действия  и фиксирова-ние индивиду-ального затрудне-ния.

3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния.

4. Построе-ние проекта выхода из затрудне-ния.

5. Реализа-ция построен-ного проекта.

Физминут-ка «Хлопки».

6. Первич-ное закре-пление во внешней речи.

7.Самосто-ятельная работа с самопро-веркой.

8. Включе-

ние в систему знаний.

9. Домаш-нее задание.

10. Рефлек-сия

деятель-ности на уроке.

Учитель. (далее У.) Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

(Дети здороваются.)

У. Сегодня на уроке русского языка вас ждёт очень интересная и увлекательная работа. (Слайд 1 – урок русского языка в 4  классе).

Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...»

Дети (далее Д.) Лучше понимать прочитанное и друг друга,  правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать.

У. Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого какими нужно быть на уроке?

Д.  Внимательными и  активными.

У.  Да, я надеюсь, на уроке вы проявите наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

– Какие правила правописания глаголов изучили?

Д.  Правописание безударных личных окончаний, правописание глаголов в неопределённой форме, правописание глагольных суффиксов, частица  не  с глаголом.

У.  Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? 

Д. Нет.

У. Для чего нужно знать все правила написания глаголов?

Д. Чтобы грамотно писать.

У. Вы готовы к изучению следующей темы?

Д. Да.

У.  Каким способом вы будете изучать новую тему?

Д. Сначала надо понять, что мы не знаем; затем самим построить новый способ действия.

У. Как определить, что вы не знаете?

Д. Надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания; выполнить пробные действия;  определить своё затруднение;

подумать и найти причину затруднения.

У. Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

У. Откройте, пожалуйста, учебники, на странице 104. Найдите упражнение 217.

(Дети открывают учебники, находят упражнение 217.)

У. Отгадайте загадку.

Три братца пошли на реку купаться.

Двое купаются,

А третий на берегу валяется.

Искупались, вышли –

На третьем повисли.

(Слайд 2 – загадка).

Д. Коромысло.

У. Верно, молодцы! Назовите выделенные слова.

Д. Братца, купаться, купаются, валяется.

У. Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? 

Д.  На конце слышится [ца]).

У. Какие вопросы у вас возникли?

Д. Почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или –тся.

У. К этому вопросу мы ещё вернёмся. Кто догадался, какие буквосочетания  мы сегодня будем писать на минутке чистописания?

Д. ца, тся, ться.

(Дети пишут).

У. Вернёмся к загадке. Прочитайте слова, в которых слышится  [ца]  и пишется ца.

Д. Братца.

У. Какой частью речи является это слово?

Д. Именем существительным.

У. Существует проблема в написании этого слова?

Д. Нет. Как говорим, так и пишем.

У. Молодцы. Какой частью речи являются остальные выделенные слова?

Д. Глаголами.

У. Что ещё заметили в написании этих глаголов?

Д. Они оканчиваются на СЯ.

У. Верно. СЯ – суффикс. Может, кто-то уже знает, как называются глаголы с суффиксом

 -ся?

Д. Нет.

У. Хотите узнать?

Д. Да.

У. А как узнать?

Д. Посмотреть в учебнике правило.

У. Найдите правило на странице 102. Прочитайте первое предложение.

Д. Глаголы с суффиксом – ся  называются возвратными глаголами.

У.   Какую разницу вы заметили в произношении и в написании возвратных глаголов?

Д. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем  -тся, -ться.

У. Вы можете сказать, в каких случаях пишется  -тся и -ться?

Д. Нет.

У. Зафиксируйте своё затруднение.

Д. Мы не можем сказать, в каких случаях в возвратных глаголах пишется  -тся и -ться.

У. Сформулируйте причину затруднения.

Д. Мы не знаем, в каких случаях в возвратных глаголах пишется –тся,  -ться. У нас нет эталона правописания возвратных глаголов.

У. С чего начнём действовать?

Д. Поставим цель и составим план действий.

У. Какую же цель поставите?

Д.  Найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.

(Слайд 3 – цель урока.)

У. Сформулируйте тему нашего урока.

Д.  Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

 (Слайд 4 – тема урока).

У. По какому плану будем действовать?

Д.  1) Провести исследования,  сделать выводы.

 2) Составить эталон.

 3) Сформулировать  правило.

(Слайд 5 – план урока).

1) У. Работа в группах. Исследование №1.

Много мудрых советов  можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

Прочитайте на карточках  пословицы. Запишите возвратные глаголы  в 2 столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Поставьте вопрос  к словам.

(Слайд 6 – исследование №1.)

 Помните правила работы в группах.

 (Слайд 7 – работа в группах).

Кто умеет веселиться, того горе боится.

Не плюй в колодец - пригодится воды напиться. 
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.
Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться. 

(Дети работают в группах.)

У. Какой мудрый совет вам понравился?  Чему он учит?

(Дети анализируют  пословицы.)
У.  Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Д. Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь. Если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.

(Слайд 8 – вывод №1).

2) У. Молодцы! Проведём в парах

 исследование №2.

 Составьте предложения  со словами: учится – учиться.

Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

 (Слайд 9 – исследование №1.)

Помните правила работы в парах.

 (Слайд 10 – работа в парах).

(Дети работают в парах, составляют предложения, определяют лица глаголов.)

У. Зачитайте предложения.

(Дети зачитывают.)

У.  В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо?

Д. Не смогли определить лицо глагола в неопределённой форме.

У. Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

Д. Неопределённая форма – это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола.

 (Слайд 11 – правило).

У. Умницы! Всё верно. Какой вывод можно сделать?

Д. Вывод 2:    ь пишется у глаголов неопределённой формы и не пишется у глаголов 3 лица.

  (Слайд 12 – вывод № 2).

У. Вернёмся к плану действия. Какие пункты мы выполнили?

(Слайд 13 – план действия).

Д. Провели исследования, сделали выводы.

У. Что дальше будем делать?

Д. Нужно составить эталон, алгоритм.

У.  Составьте алгоритм  написания глаголов на -тся, -ться.

(Фронтальная работа: дети предлагают шаги алгоритма, совместно составляют алгоритм.)

Д. 1). Найдите глагол.

2). Задайте вопрос к глаголу.

а) Если глагол  употреблён в неопределённой форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

б) Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется  -тся.  

(Слайд 14 – алгоритм правописания глаголов

с  -тся и -ться.)

У.  Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется  -тся или - ться? Сформулируйте  правило.

(Дети формулируют правило.)

У. Хотите  проверить свой ответ?

Д. Да.

У. Как это сделать?

Д. Проверить в учебнике.

У. Верно. Откройте учебник на странице 104. Прочитайте правило.

(Дети читают правило.)

У. Вы – молодцы! Хорошо потрудились, пришло время немного отдохнуть.

Физминутка будет с заданием. Если слово пишется с  -ться, то нужно вытянутыми руками хлопать перед собой. Если слово пишется с -тся, то хлопаем над головой. Будьте внимательны, будут «ловушки».

( Сердится, сердиться, греться, греется,  увлекаться, куница, успокоиться,  обрадуется, причёсывается, обняться,  столица, застёгивается, смеяться, увлекается, обнимется.)

У. Какую цель вы ставили?

Д.  Найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или –ться.

(Слайд 15 – цель урока.)

У. Достигли вы цели?

Д. Да. Мы составили алгоритм «Правописание  глаголов на -тся, -ться».

У. Какой важный шаг урока будет дальше?

Д.Нужно научиться применять новое знание.

У. Я предлагаю поиграть в игру «Замени одним словом». Будьте внимательны. При ответе нужно объяснять правописание полученных глаголов.

Приветствовать друг друга при встрече - …  .                                Быть в тревожном состоянии, испытывать волнение - … .  Даёт  согласие  - …  . Собирать перед поездкой вещи - …  .   Допускает                            ошибку - …  . Проявляет интерес к чему-либо -…     .  Чувствовать обиду - … .

(Слайд 16 – игра «Замени одним словом».)

(Дети заменяют слова, объясняют правописание полученных возвратных глаголов, проговаривают алгоритм.)

У. Назовите следующий важный шаг урока, какова его цель?

Д. Мы будем выполнять самостоятельную работу, чтобы проверить себя, как мы поняли эталон «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах».

У. Я предлагаю с опорой на эталон выполнить упражнение 219  из учебника (на странице 104). Прочитайте задание.

(Дети читают задание).

У. Какое задание нужно выполнить?

Д.  Списать, вставляя  в возвратных глаголах буквосочетание ть  или т. 

У. Задание понятно?

Д. Да.

У. Выполняйте, пользуясь алгоритмом.

 (Слайд 17 – алгоритм правописания глаголов

 с -тся и -ться.)

(Дети пишут).

У. Проверим по образцу. Самопроверка.

(Слайд  18 -  образец выполнения упражнения.)

У. Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки.

(Дети встают.)

У. Молодцы! Вы – самые внимательные!

Встаньте, кто сделал 1-2 ошибки.

(Дети встают.)

У. Хорошо. Будьте чуть-чуть внимательнее. А остальным что пожелаем?

Д. В следующий раз внимательнее писать, опираясь на эталон.

У. Я согласна с этим пожеланием.  Следующая  работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами (назначенными учителем). Задания имеют три уровня сложности. Каждый выбирает  для себя задание по силам и выполняет  его самостоятельно. Откройте рабочие тетради на странице 60, найдите упражнения 138 – 140. 

1 – й уровень сложности – упражнение 138. Прочитайте задание.

Д. Вставить пропущенные буквосочетания –тся или –ться.

У. 2 – й уровень сложности – упражнение 139. Прочитайте задание.

Д. Записать возвратные глаголы в форме 3-го лица  единственного  числа  будущего  времени и в неопределённой форме.

У. 3 – й уровень сложности – упражнение 140. Прочитайте задание.

Д. Записать возвратные глаголы в форме 3-го лица  множественного числа  настоящего  времени,  указать спряжения глаголов, составить предложение с любым из этих глаголов.

(Дети выбирают задание, выполняют. Подготовленные консультанты проверяют: ставят + или -.)

У.  Предлагаю проверить. Кто выбрал 1-й уровень? Почему?

(Дети отвечают)

У.  Кто не сделал ни одной ошибки? Встаньте, пожалуйста.

(Дети встают)

У.  Молодцы! Кто выбрал 2-й уровень? Почему?

(Дети отвечают)

У.  Кто не сделал ни одной ошибки? Встаньте, пожалуйста.

(Дети встают)

У.  Умницы! Кто выбрал 3-й уровень сложности? Почему?

(Дети встают) 

У.  Кто не сделал ни одной ошибки? Встаньте, пожалуйста.

(Дети встают)

У.  Молодцы! А остальным что пожелаем?

Д. Дома ещё раз прочитать правило и потренироваться.

У. Согласна.  Дома всем  выучить правила (в учебнике на страницах  102,  104). Откройте рабочую тетрадь на странице 59. Найдите упражнения 134, 135. Прочитайте задания.

(Дети читают задания).

У. Задания все понятны?

Дома нужно выполнить одно упражнение по выбору.

(Слайд  19 – домашнее задание.)

У. Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

С каким затруднением вы столкнулись на уроке?

Д. Мы не смогли  сказать, в каких случаях в возвратных глаголах пишется  -тся, -ться.

У. Какую цель ставили.  Какой результат вы получили?

Д. .  Нам надо было найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.

Мы составили эталон  правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться.

У. Я предлагаю поработать в группах. Выполнить на листочках кластер по правописанию  -тся и -ться  в возвратных глаголах.

(Дети составляют кластер. Например:

           

У. Проверим?

(Представители групп знакомят с кластерами.)

У. Молодцы!  Понравился вам  урок?

Д . Да!

У.  С какими заданиями вы легко справились?

(Дети отвечают.)

У.  Над чем нужно ещё поработать?

(Дети отвечают.)

У. Какие задания понравились?

(Дети отвечают.)

У. Какие вы считаете особенно полезными для себя?

(Дети отвечают.)

У. Кого вы  похвалили бы за работу?

(Дети отвечают.)

У. Оцените свою  работу на уроке на «Шкале успеха». Обоснуйте свой выбор.

(Дети  размещают смайлики на «Шкале успеха»). 

                     Шкала успеха

«5»

«4»

«3»

«2»

(Дети отвечают.)

У. Ребята, вы хорошо поработали. Умницы! Благодарю за урок!  

Анализ, обобщение (П)

Анализ, обобщение

(П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Самоопределение (Л)

Умение строить рассуждение(П)

Выделение существен-ных признаков

(П)

Умение строить рассужде-ние, сравнивать (П)

Умение строить рассужде-ние (П)

Анализ, выделение существен-ных признаков

(П)

Самоопределение (Л)

Умение осущест-влять сравнение

(П)

Умение строить рассужде-ние, вывод (П)

Умение планировать своё действие (Р)

Подведение под понятие (П)

Умение сотрудни-чать (К)

Анализ, умение строить рассужде-ние, поиск  информации для выполнения учебной задачи (П)

Нравствен-ное оценивание (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Умение сотрудни-чать (К)

Анализ, умение строить рассужде-ние, поиск  информации для выполнения учебной задачи (П)

Структури-рование знаний (П)

Умение делать выводы (П)

Умение планировать своё действие (Р)

Умение выделять существен-ную информа-цию, делать выводы, рассуждать (П)

Анализ, синтез, обобщение (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Сравнение, классифика-ция по заданным критериям (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Доказательство,

выполнение действий по алгоритму (П)

Извлечениенеобходи-мой информа-ции,

выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль, коррекция (Р)

Извлечение необходи-мой информа-ции (П)

Анализ, обобщение, классификация (П)

Самоопределение (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Извлечение необходи-мой информа-ции (П)

Рефлексия способов и условий действия (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Анализ, синтез, использова-ние знаково-символичес-ких средств (П)

Умение сотрудни-чать (К)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Рефлексия способов и условий действия (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Самооценка (Л)

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 4 классе по ФГОС "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах"

Урок русского языка "Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах" ...

Технологическая карта урока «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах»

Цели деятельности учителя:формирование умения правильного написания возвратных глаголов;отработка навыка определения спряжения глаголов;формирование бережного отношения к природе, уважительного отноше...

Конспект урока по русскому языку «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...