Части речи. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Братковская Наталья Борисовна

Урок  русского языка " Части речи. Обобщение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx110.89 КБ

Предварительный просмотр:

Части речи. Обобщение

Цель:  Через организацию учебного сотрудничества совершенствовать умения и навыки правильного определения частей речи и различения их изученных признаков.

Задачи

Образовательные:
знать основные признаки частей речи, дифференцировать по ним слова , совершенствовать умение определять части речи, создать условия для формирования УУД
Развивающие:
развивать познавательные и творческие способности;
совершенствовать умение работать в группе, паре и индивидуально;
развивать умение анализировать, строить умозаключение.
Воспитательные:
совершенствовать умение организовывать и оценивать свою деятельность;
формировать культуру поведения и культуру общения.

Планируемые результаты

Личностные УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
1. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий при работе по алгоритму; уметь делать предположение и вывод на основе работы;
2.
 Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить речевое высказывание; слушать и понимать речь других; работать в  паре, сотрудничать при решении общей задачи, формулировать собственное мнение и позицию. 
3.
 Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
Предметные УУД:
— различать части речи;
— называть изученные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
— приводить примеры разных частей речи.

I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности

-Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте  урок начнем с улыбки ! Улыбнитесь друг другу и давайте настроимся на отличную работу!

 

 -Отгадайте загадку.                         На доске карточка со словом школа.

Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.

II. Актуализация знаний.         

-На  доске карточки  с  буквами:

Н И К Р З П АД

-Отгадайте, что за слово тут спрятано?

-Укажите орфограмму в этом слове. (Непроизносимый согласный звук  Д в корне слова)

-Как проверить непроизносимую согласную в этом слове? (празден).

(Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук   слышался отчетливо).

-А что обозначает это слово? (веселье, радость по поводу чего-то)

По словарю Ожегова С.И. «праздник – это день торжества по поводу чего-то.»

- А вы догадываетесь, почему я выбрала эти слова?  Нашей школе юбилей )

      Фронтальная работа (карточки со словами на доске)        

-Прочитайте слова.

-Как выдумаете, какое задание я вам предложу? (ответы ребят).

-Распределите слова на группы и докажите.

-Какие умения вам понадобятся? (знать на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают).

 Комната, праздник, учиться,  сентябрьский, подарить, дружная, юбилей,  весёлое, поздравить.

Имя существительное                   Имя прилагательное                                                 Глагол                

комната                                                сентябрьский                                                 учиться

праздник                                                дружная                                                      подарить

юбилей                                                   весёлое                                                      поздравить

-Как называются слова 1 группы, 2 группы,  3  группы?

-Какое общее название можно дать этим словам? ( части речи).

 III. Формулировка темы урока, постановка цели

1.  Какая тема нашего урока? (   Части речи.  Обобщение).

-Какую цель  ставим  ? ( повторить и обобщить знания о частях речи)

     Цель:    Учиться распознавать части речи.

                  Вспомнить основные различия между  именами существительными, прилагательными, глаголами.

-Для чего нужно знать части речи? (чтобы грамотно писать, части речи позволяю точно описать предмет, назвать действия предметов, делают нашу речь точной, богатой, выразительной).

IV.Обобщение и систематизация знаний 

-Вспомним, что  обозначает  имя существительное, имя прилагательное, глагол?

 Составляем кластер на доске. (карточки)

V. Самостоятельная работа (работа по карточкам)

Задание.

Перед вами 3столбика слов (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Ваша задача – исключить лишнее слово из каждого столбика.

дневник    

умный    

   учитель

книга  

осенний        

смешить                        

мальчик  

радовать

читать  

интересный

 добрый

произносить            

Проверка по слайду.

Лишние слова: интересный, радовать, учитель.

-Какие умения  формировали ? (Учились исключать лишнее слово , определяли часть речи с помощью вопросов и значения слова).

Оценивание своей работы в листах самооценки.

-Как вы себя оценили? Почему?

VI .Работа в парах  (Один ум хорошо, а  два лучше).

Задание   ( у каждого ученика).

-Образуйте от имени существительного имена прилагательные и глаголы.

-Как называются слова каждой строчки? (однокоренные, родственные). Выделить корень в словах.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

друзья

дружный

дружить

мир

мирный

мириться

звонок

звонкий

звонить

Самопроверки по эталону.

-Какие умения  формировали? ( учились образовывать однокоренные слова, выделять корень).

 Оцените свою работу  в листах самооценки.

-Почему так себя оценили?

Физминутка   (под музыку).

VII. Самостоятельная работа  (разноуровневые карточки разного цвета)

1уровень ( низкий)

 Пословицы

Задание: прочитать пословицы,  найти имена существительные, подчеркнуть. Объяснить смысл пословиц.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Тетрадь — зеркало ученика и учителя.

Средний уровень.

Задание.  Прочитайте предложения. Найти имена прилагательные, подчеркнуть.

Классные комнаты в  нашей  школе просторные и  светлые, с большими окнами и удобными партами.

Высокий уровень

Задание. Составить из слов предложения.   Найти глаголы, подчеркнуть Записать предложения.

Школе,155, лет, нашей, исполнилось.

В, я, ней,  не  только знания но,  учусь получаю, честным, и добрым, быть.

Проверка .

Нашей школе исполнилось 155 лет.

В ней я не только  получаю знания, но  и  учусь  быть  добрым, честным.

-А что вы знаете об истории нашей школы? ( ответы учеников).

VIII. Работа по вариантам (задания  на карточках)

 - Вы  любите сочинять стихотворения.

-Прочитайте стихотворение.

-Какой части речи не хватает в нём?

-Восстановите стихотворение, вернув им недостающие части речи.

 

Проверка по слайду (1 вариант).

Вот теперь звенит звонок,

Все готовы на урок.

На уроке мы считаем

И примеры все решаем.

Пишем буквы и слова,

И читаем мы всегда.

Школа- это светлый дом,

Мы учиться любим в нём.

 

 Слова для  выбора: школа, урок, примеры, звонок буквы, слова, дом.

-Какую роль играют имена существительные в нашей речи?(называют предметы).

Проверка 2 варианта.

Я люблю родную школу,

И пятёрки получать!

А еще после каникул,

В школу радостно шагать.

В школе так светло, красиво,

Словно праздник на душе.

Нам живется в ней счастливо,

Как в большой родной семье!

Слова для  выбора: люблю, получать шагать живётся.

-Какую роль играют глаголы в нашей речи?  (Глаголы называют действие предмета.  По действиям можно определить, о каком предмете идёт речь).

-Оцените свою работу.

-А сейчас проверим, с помощью сигнальных карточек ваши знания о частях речи.

IV. Контролирующее задание  с использование сигнальных карточек ( красная  и зелёная).

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает  признак предмет?     (красная- нет.)

2.  Имена прилагательные   отвечают на вопрос какая? какой? какие? Какое?  

(зеленая –да.)

 3. Глаголы изменяются по числам ?  (зеленая – да).

 

4. Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает  действие предмета? ( красная –нет).

5. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  - Посмотрите на свои листы самооценки.

-Что у вас получилось сегодня лучше всего?

- В чём вы не испытываете затруднения?

-Как бы вы себя оценили?

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать  содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Вы достигли её? Докажите?

- Что узнали нового?

-Какие знания и умения вам пригодились на уроке?


 -Что бы хотели пожелать школе? 
-Что дарят на день рождения? (подарки)

- А что мы можем подарить? ( свои знания, )

- Для этого надо оценить свою работу на уроке.

http://cliparts.co/cliparts/dc4/oAB/dc4oABqni.png работал активно, всё понял

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8b42218d7b131c5eebc1811acffeb5a0&n=33&h=215&w=215всё понял, но объяснить другому затрудняюсь

   http://huishoudblog.be/wp-content/uploads/2010/12/cadeautje_2.jpgостались вопросы

http://kaluzhskaya-oblast.novosel.ru/i/34/64/346406.jpg

  Д/з. Задания по выбору.

-А вызнаете  как учились дети в Древней  Руси?

Предлагаю выполнить домашнее задание, тогда вы узнаете об этом.

 

Задания по выбору.

1 вариант.  Составить из слов предложения, подчеркнуть имена существительные.

В, сёлах, и , городах, Древний, Русь, дети, учились, в, таких, школах.

Некоторые, жили, ребята, при, школе.

В, классной, комнате, печка, топиться.

На, лавке, ждёт, ребят, каша, в, горшке.

За, общим, столом, дети, старательно, пишут, гусиным, пером.

Строгий, учитель, следит, за, порядок, на, уроке.

 

2 вариант.  Списать предложения, найти глаголы, подчеркнуть.

В сёлах и городах Древней Руси дети учились в таких школах.

Некоторые ребята жили при школе. В классной комнате топится печка. На лавке ждёт ребят каша в горшке. За общим столом дети старательно пишут гусиными перьями. Строгий учитель следит за порядком на уроке.

Лист самооценки

Исключение лишнего слова

Образование однокоренных слов

Распознавание частей речи

в тексте

 Восстановить стихотворение

--      - 5 (нет ошибок)            - 4 (1-2ошбки)                 - 3 (3-5 ошибок)

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи(обобщение)

Рассказ   о частях  речи(обобщение) для 3 класса...

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Части речи. Обобщение 3 класс

Урок по учебнику Т.Г.Рамзаевой "Русский язык 3 класс". Урок-обощения с игровыми моментами. Можно использовать при повторении материала в начале 4 класса.Цель: систематизировать имеющиеся у детей ...

Части речи (обобщение)

Урок русского языка по теме "Части речи". Можно использовать в 3 или в 4 классе...

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...