Части речи. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Части речи. Обобщение
Цель: Через организацию учебного сотрудничества совершенствовать умения и навыки правильного определения частей речи и различения их изученных признаков.
Задачи
Образовательные:
знать основные признаки частей речи, дифференцировать по ним слова , совершенствовать умение определять части речи, создать условия для формирования УУД
Развивающие:
развивать познавательные и творческие способности;
совершенствовать умение работать в группе, паре и индивидуально;
развивать умение анализировать, строить умозаключение.
Воспитательные:
совершенствовать умение организовывать и оценивать свою деятельность;
формировать культуру поведения и культуру общения.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
1. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий при работе по алгоритму; уметь делать предположение и вывод на основе работы;
2. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; строить речевое высказывание; слушать и понимать речь других; работать в паре, сотрудничать при решении общей задачи, формулировать собственное мнение и позицию.
3. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
Предметные УУД:
— различать части речи;
— называть изученные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
— приводить примеры разных частей речи.
I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности
-Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте урок начнем с улыбки ! Улыбнитесь друг другу и давайте настроимся на отличную работу!
-Отгадайте загадку. На доске карточка со словом школа.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.
II. Актуализация знаний.
-На доске карточки с буквами:
Н И К Р З П АД
-Отгадайте, что за слово тут спрятано?
-Укажите орфограмму в этом слове. (Непроизносимый согласный звук Д в корне слова)
-Как проверить непроизносимую согласную в этом слове? (празден).
(Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук слышался отчетливо).
-А что обозначает это слово? (веселье, радость по поводу чего-то)
По словарю Ожегова С.И. «праздник – это день торжества по поводу чего-то.»
- А вы догадываетесь, почему я выбрала эти слова? Нашей школе юбилей )
Фронтальная работа (карточки со словами на доске)
-Прочитайте слова.
-Как выдумаете, какое задание я вам предложу? (ответы ребят).
-Распределите слова на группы и докажите.
-Какие умения вам понадобятся? (знать на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают).
Комната, праздник, учиться, сентябрьский, подарить, дружная, юбилей, весёлое, поздравить.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
комната сентябрьский учиться
праздник дружная подарить
юбилей весёлое поздравить
-Как называются слова 1 группы, 2 группы, 3 группы?
-Какое общее название можно дать этим словам? ( части речи).
III. Формулировка темы урока, постановка цели
1. Какая тема нашего урока? ( Части речи. Обобщение).
-Какую цель ставим ? ( повторить и обобщить знания о частях речи)
Цель: Учиться распознавать части речи.
Вспомнить основные различия между именами существительными, прилагательными, глаголами.
-Для чего нужно знать части речи? (чтобы грамотно писать, части речи позволяю точно описать предмет, назвать действия предметов, делают нашу речь точной, богатой, выразительной).
IV.Обобщение и систематизация знаний
-Вспомним, что обозначает имя существительное, имя прилагательное, глагол?
Составляем кластер на доске. (карточки)
V. Самостоятельная работа (работа по карточкам)
Задание.
Перед вами 3столбика слов (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Ваша задача – исключить лишнее слово из каждого столбика.
дневник | умный | учитель |
книга | осенний | смешить |
мальчик | радовать | читать |
интересный | добрый | произносить |
Проверка по слайду.
Лишние слова: интересный, радовать, учитель.
-Какие умения формировали ? (Учились исключать лишнее слово , определяли часть речи с помощью вопросов и значения слова).
Оценивание своей работы в листах самооценки.
-Как вы себя оценили? Почему?
VI .Работа в парах (Один ум хорошо, а два лучше).
Задание ( у каждого ученика).
-Образуйте от имени существительного имена прилагательные и глаголы.
-Как называются слова каждой строчки? (однокоренные, родственные). Выделить корень в словах.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
друзья | дружный | дружить |
мир | мирный | мириться |
звонок | звонкий | звонить |
Самопроверки по эталону.
-Какие умения формировали? ( учились образовывать однокоренные слова, выделять корень).
Оцените свою работу в листах самооценки.
-Почему так себя оценили?
Физминутка (под музыку).
VII. Самостоятельная работа (разноуровневые карточки разного цвета)
1уровень ( низкий)
Пословицы
Задание: прочитать пословицы, найти имена существительные, подчеркнуть. Объяснить смысл пословиц.
С книгой поведёшься — ума наберёшься.
Тетрадь — зеркало ученика и учителя.
Средний уровень.
Задание. Прочитайте предложения. Найти имена прилагательные, подчеркнуть.
Классные комнаты в нашей школе просторные и светлые, с большими окнами и удобными партами.
Высокий уровень
Задание. Составить из слов предложения. Найти глаголы, подчеркнуть Записать предложения.
Школе,155, лет, нашей, исполнилось.
В, я, ней, не только знания но, учусь получаю, честным, и добрым, быть.
Проверка .
Нашей школе исполнилось 155 лет.
В ней я не только получаю знания, но и учусь быть добрым, честным.
-А что вы знаете об истории нашей школы? ( ответы учеников).
VIII. Работа по вариантам (задания на карточках)
- Вы любите сочинять стихотворения.
-Прочитайте стихотворение.
-Какой части речи не хватает в нём?
-Восстановите стихотворение, вернув им недостающие части речи.
Проверка по слайду (1 вариант).
Вот теперь звенит звонок,
Все готовы на урок.
На уроке мы считаем
И примеры все решаем.
Пишем буквы и слова,
И читаем мы всегда.
Школа- это светлый дом,
Мы учиться любим в нём.
Слова для выбора: школа, урок, примеры, звонок буквы, слова, дом.
-Какую роль играют имена существительные в нашей речи?(называют предметы).
Проверка 2 варианта.
Я люблю родную школу,
И пятёрки получать!
А еще после каникул,
В школу радостно шагать.
В школе так светло, красиво,
Словно праздник на душе.
Нам живется в ней счастливо,
Как в большой родной семье!
Слова для выбора: люблю, получать шагать живётся.
-Какую роль играют глаголы в нашей речи? (Глаголы называют действие предмета. По действиям можно определить, о каком предмете идёт речь).
-Оцените свою работу.
-А сейчас проверим, с помощью сигнальных карточек ваши знания о частях речи.
IV. Контролирующее задание с использование сигнальных карточек ( красная и зелёная).
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмет? (красная- нет.)
2. Имена прилагательные отвечают на вопрос какая? какой? какие? Какое?
(зеленая –да.)
3. Глаголы изменяются по числам ? (зеленая – да).
4. Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает действие предмета? ( красная –нет).
5. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
- Посмотрите на свои листы самооценки.
-Что у вас получилось сегодня лучше всего?
- В чём вы не испытываете затруднения?
-Как бы вы себя оценили?
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Вы достигли её? Докажите?
- Что узнали нового?
-Какие знания и умения вам пригодились на уроке?
-Что бы хотели пожелать школе?
-Что дарят на день рождения? (подарки)
- А что мы можем подарить? ( свои знания, )
- Для этого надо оценить свою работу на уроке.
работал активно, всё понял
всё понял, но объяснить другому затрудняюсь
остались вопросы
Д/з. Задания по выбору.
-А вызнаете как учились дети в Древней Руси?
Предлагаю выполнить домашнее задание, тогда вы узнаете об этом.
Задания по выбору.
1 вариант. Составить из слов предложения, подчеркнуть имена существительные.
В, сёлах, и , городах, Древний, Русь, дети, учились, в, таких, школах.
Некоторые, жили, ребята, при, школе.
В, классной, комнате, печка, топиться.
На, лавке, ждёт, ребят, каша, в, горшке.
За, общим, столом, дети, старательно, пишут, гусиным, пером.
Строгий, учитель, следит, за, порядок, на, уроке.
2 вариант. Списать предложения, найти глаголы, подчеркнуть.
В сёлах и городах Древней Руси дети учились в таких школах.
Некоторые ребята жили при школе. В классной комнате топится печка. На лавке ждёт ребят каша в горшке. За общим столом дети старательно пишут гусиными перьями. Строгий учитель следит за порядком на уроке.
Лист самооценки
Исключение лишнего слова | Образование однокоренных слов | Распознавание частей речи в тексте | Восстановить стихотворение | |
-- - 5 (нет ошибок) - 4 (1-2ошбки) - 3 (3-5 ошибок) |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Части речи(обобщение)
Рассказ о частях речи(обобщение) для 3 класса...
Урок русского языка "Части речи. Обобщение."
Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...
Части речи. Обобщение 3 класс
Урок по учебнику Т.Г.Рамзаевой "Русский язык 3 класс". Урок-обощения с игровыми моментами. Можно использовать при повторении материала в начале 4 класса.Цель: систематизировать имеющиеся у детей ...
Части речи (обобщение)
Урок русского языка по теме "Части речи". Можно использовать в 3 или в 4 классе...
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."
Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...