Рабочая программа по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России", автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 74.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Положением о рабочей программе, с учётом Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 147 и на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосовой «Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.» – М. Просвещение, 2019. (учебно-методический комплект «Школа России).
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплекс, который представлен учебными пособиями для учащихся:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Общая цель начального общего образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и усвоения мира.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю (34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Язык и речь | 1 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 12 |
3 | Слово в языке и речи | 15 |
4 | Состав слова | 42 |
6 | Части речи | 61 |
7. | Повторение | 5 |
Итого: | 136 |
Содержание программы (136 часов)
Язык и речь(1ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи.
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (12ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Развитие речи.
Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление)
Развитие речи.
Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией — схемы и памятки.
Разбор предложения по членам предложения.
Простое и сложное предложения (общее представление)
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
Слово в языке и речи (15ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове)
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.
Омонимы (1 ч).
Использование омонимов в речи..
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов,к истории возникновения фразеологизмов.
Развитие речи.
Подробное изложение с языковым анализом текста.
Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Развитие речи.
Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Имя числительное (общее представление)
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.
Проект «Рассказ о слове»
Состав слова (42ч)
Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Работа со словарём однокоренных слов.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Правописание сложных слов: соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).
Формы слова. Окончание
Приставка (2 ч)/(3 ч)/(3 ч)
Значение этих значимых частей в слове.
Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом
Проект «Семья слов».
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне .
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ)
Развитие речи.
Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка»
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Части речи (61ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Развитие речи. Подробное изложение по
самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Проект «Тайна имени».
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Развитие речи.
Работа с текстом. Письмо по памяти.
Род имён существительных: мужской,женский, средний.
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.)
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Развитие речи.
Подробное изложение повествовательного текста.
Составление устного рассказа по серии рисунков.
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Развитие речи.
Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.
Развитие речи.
Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Развитие речи.
Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Проект «„Зимняя“ страничка».
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Развитие речи.
Подробное изложение повествовательного текста.
Составление устного рассказа по серии рисунков.
Имя прилагательное
Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Развитие речи.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.
Развитие речи.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Развитие речи.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Развитие речи.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Местоимение
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3- го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Формирование бережного отношения к природе.
Развитие речи.
Составление письма.
Глагол
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Развитие речи.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Число глаголов (1 ч)\(2 ч)\2 ч).
Изменение глаголов по числам.
Развитие речи.
Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
Изменение глаголов по временам.
Развитие речи.
Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Развитие речи.
Составление предложений и текста.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Морфологический разбор глагола.
Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам.
Развитие речи.
Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
Повторение - 5 ч
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА
Формы организации занятий:
| Виды учебной деятельности:
|
Планируемые результаты освоения программы на конец 3 класса
Личностные результаты
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
- Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре, гордости за нее;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомиться с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания,
а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемая учебная неделя (номер) | Дата проведения (фактическая) |
1 четверть - 35 ч Развитие речи - 6 Контрольных работ - 1 Диктантов - 2 Словарных диктантов - 2 Проверочных работ - 2 Списывание - 1 Проект - 1 | |||
Язык и речь - 1ч | |||
Наша речь и наш язык. | 1 | ||
Текст. Предложение. Словосочетание - 12 ч | |||
Текст. Признаки текста. Типы текстов. | 1 | ||
Предложение.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | ||
Виды предложений по цели высказывания | 1 | ||
Виды предложений по интонации. | 2 | ||
Предложения с обращением. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. | 2 | ||
Состав предложения. | 2 | ||
Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | ||
Простое и сложное предложение. | 3 | ||
Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Словарный диктант. | 3 | ||
Словосочетание. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | 3 | ||
Обобщение знаний по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | 3 | ||
Входная контрольная работа. | 4 | ||
Слово в языке и речи - 15 ч | |||
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 4 | ||
Синонимы и антонимы. Омонимы. | 4 | ||
Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка» | 4 | ||
Слово и словосочетание. Фразеологизмы. | 5 | ||
Части речи. | 5 | ||
Различие в тексте имен существительных, глаголов и имен прилагательных. | 5 | ||
Части речи. Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды» | 5 | ||
Контрольный диктант. | 6 | ||
Работа над ошибками. Имя числительное. | 6 | ||
Однокоренные слова. Проверочная работа по теме «Части речи». | 6 | ||
Работа над ошибками. Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 6 | ||
Согласные буквы и звуки. Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | 7 | ||
Правописание разделительного мягкого знака. Словарный диктант. | 7 | ||
Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 7 | ||
Проект «Рассказ о слове». | 7 | ||
Состав слова - 42 ч. | |||
Корень слова. Однокоренные слова. | 8 | ||
Контрольный диктант за 1 четверть. | 8 | ||
Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. | 8 | ||
Формы слова. Окончание. | 8 | ||
Контрольное списывание. | 9 | ||
Формы слова. Как найти в слове окончание? | 9 | ||
Приставка. Как найти в слове приставку? | 9 | ||
2 четверть - 29 ч. Развитие речи - 3 Контрольных работ - 1 Словарных диктантов - 2 Проверочных работ - 1 Списывание - 1 Проект - 1 | |||
Приставка. Значение приставок. | 9 | ||
Суффикс. Как найти в слове суффикс? | 10 | ||
Суффикс. Значение суффиксов. | 10 | ||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 10 | ||
Основа слова. Разор слова по составу. | 10 | ||
Проект «Семья слов». | 11 | ||
Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа по теме «Состав слова». | 11 | ||
Работа над ошибками. Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. | 11 | ||
Обобщение представления о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 11 | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 12 | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 12 | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант. | 12 | ||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 12 | ||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 13 | ||
Контрольное списывание. | 13 | ||
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 13 | ||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 13 | ||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 14 | ||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 14 | ||
Правописание слов с удвоенными согласными. | 14 | ||
Правописание слов с удвоенными согласными. | 14 | ||
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 15 | ||
Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант. | 15 | ||
Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. | 15 | ||
Правописание приставок. | 15 | ||
Правописание суффиксов и приставок. | 16 | ||
Контрольная работа за 2 четверть. | 16 | ||
Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. | 16 | ||
Правописание приставок и предлогов. | 16 | ||
3 четверть -31ч. Развитие речи - 8 Диктантов - 2 Словарных диктантов -2 Списывание - 1 Проект - 1 | |||
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 17 | ||
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 17 | ||
Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | 17 | ||
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 17 | ||
Контрольный диктант. | 18 | ||
Работа над ошибками. Развитие речи. Составление объявления. | 18 | ||
Части речи - 61ч. | |||
Части речи. | 18 | ||
Имя существительное - 26ч | |||
Имя существительное как часть речи. Начальная форма имени существительного. | 18 | ||
Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 19 | ||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Устаревшие слова. | 19 | ||
Контрольное списывание. | 19 | ||
Собственные и нарицательные имена существительные. | 19 | ||
Проект «Тайна имени». | 20 | ||
Число имен существительных. | 20 | ||
Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Письмо по памяти. | 20 | ||
Род имен существительных. Словарный диктант. | 20 | ||
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных. | 21 | ||
Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 21 | ||
Проверочный диктант по теме «Род и число имен существительных». | 21 | ||
Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. | 21 | ||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 22 | ||
Именительный падеж. | 22 | ||
Родительный падеж. | 22 | ||
Дательный падеж. Словарный диктант. | 22 | ||
Винительный падеж. | 23 | ||
Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. | 23 | ||
Творительный падеж. | 23 | ||
Предложный падеж. | 23 | ||
Контрольный диктант за 3 четверть. | 24 | ||
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 24 | ||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 24 | ||
4 четверть - 41 ч Развитие речи - 10 Контрольных работ - 1 Диктантов - 2 Словарных диктантов - 3 Проверочных работ - 3 Списывание - 1 Проект - 1 | |||
Проект «Зимняя страничка». | 24 | ||
Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 25 | ||
Имя прилагательное - 15 ч | |||
Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 25 | ||
Сложные имена прилагательные. | 25 | ||
Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | 25 | ||
Изменение имен прилагательных по родам. | 26 | ||
Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна - Лебедь». | 26 | ||
Изменение имен прилагательных по родам. Словарный диктант. | 26 | ||
Изменение имен прилагательных по числам. | 26 | ||
Изменение имен прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текса-описания о животном. | 27 | ||
Изменение имен прилагательных по падежам. | 27 | ||
Изменение имен прилагательных по падежам. | 27 | ||
Морфологический разбор имени прилагательного. | 27 | ||
Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 28 | ||
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». | 28 | ||
Проект «Имя прилагательное в загадках». | 28 | ||
Местоимение - 4 ч | |||
Личные местоимения. Роль местоимений в предложении. | 28 | ||
Местоимения 3-го лица. Развитие речи. Составление письма. | 29 | ||
Морфологический разбор местоимения. | 29 | ||
Обобщение знаний о местоимении Проверочная работа по теме «Местоимение». | 29 | ||
Глагол - 15 ч | |||
Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов. Словарный диктант. | 29 | ||
Начальная форма глагола. | 30 | ||
Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. | 30 | ||
Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | 30 | ||
Итоговая диагностическая работа | 30 | ||
Изменение глаголов по временам. | 31 | ||
Изменение глаголов по временам. | 31 | ||
Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 31 | ||
Род глаголов в прошедшем времени. | 31 | ||
Контрольное списывание | 32 | ||
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Развитие речи. Составление предложений и текста. | 32 | ||
Правописание частице НЕ с глаголами. Развитие речи. Конференция на тему «Части речи в русском языке». | 32 | ||
Контрольный диктант. | 32 | ||
Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола. | 33 | ||
Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа по теме «Глагол». | 33 | ||
Повторение - 5ч + 1ч | |||
Промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы | 33 | ||
Повторение по теме «Состав слова». | 33 | ||
Орфограммы в значимых частях слова. Словарный диктант. | 34 | ||
Повторение по теме «Части речи». | 34 | ||
Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 34 | ||
Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Викторина «Знаешь ли ты русский язык». | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....