Занимательная грамматика 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika_3_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая программа

внеурочной деятельности

курса «Занимательная грамматика»

в  3   классе

г. Покачи

2020 г.

Аннотация

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

 Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

-развитие мотивации к изучению русского языка;

-развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

-воспитание культуры обращения с книгой;

-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

-развивать смекалку и сообразительность;

-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 Особенности программы  «Занимательная грамматика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

         

 Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

 Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

 

Содержание программы

Тема 1.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»

Тема 2. Чудесные превращения слов. (2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 3.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 4.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 5.  Синонимы в русском языке. Слова-  антонимы (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто  «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема 6.  В королевстве ошибок. (3ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 7. Занимательное словообразование (2ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 8.  Конкурс «Юный грамотей» (1ч.)

                                    Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Время

проведения

1

    Путешествие в страну Слов.

1

12.00 – 12.30

2

Путешествие в страну Слов.

1

3

Чудесные превращения слов.

1

4

Чудесные превращения слов.

1

5

В гостях у слов- родственников.

1

6

В гостях у слов- родственников.

1

7

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

8

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

9

Синонимы в русском языке. Слова- антонимы.

1

10

Синонимы в русском языке. Слова- антонимы.

1

11

В королевстве ошибок.

1

12

В королевстве ошибок.

1

13

В королевстве ошибок.

1

14

Занимательное слообразование.

1

15

Конкурс «Юный грамотей»

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  5. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  6. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  7. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  8. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  9. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  10. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  11. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  12. Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия «Занимательная грамматика» для учащихся 1 классов.

Цели: 1.    Привитие интереса к изучению русского языка.2.    Развитие творческих способностей.3.    Развитие фонематического слуха.4.    Ра...

Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

Занимательная грамматика 2 класс.

Тематическое планирование по курсу "Занимательная грамматика....

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов Лебедевой Елены Константиновны.

Авторская разработка программы кружка "Занимательная грамматика.3 класса" учителя начальных классов  Лебедевой Елены Константиновны....

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....