Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие «Согласный звук [ш].Буквы Ш, ш.»
1класс, УМК «Школа России».
Цель урока : создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную и индивидуальную формы организации познавательной дея-тельности.
Задачи:
образовательные:
- ознакомить детей с буквой русского алфавита Ш и звуком [ ш], который эта буква обозначает;
- учить выполнять звуковой анализ изучаемых звуков;
- создать условия для овладения техникой чтения слов и предложений с изученными буквами, развития речи,фоне- матического слуха, творческого воображения; обогащать
лексический запас, расширять кругозор учащихся;
развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практи-ческой работы в парах;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательные:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к предмету;
- воспитывать толерантное отношение детей друг к другу.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявляют учебно-познавательный интерес к новому содержанию занятия;
- проявляют любознательность к изучаемому материалу;
- осознавать свою успешность на уроке;
- проявляют доброжелательность, доверие и вниматель-ность к окружающим;
- имеют внутреннюю позицию;
- способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- следуют установке на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умеют принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
- определяют цель деятельности на уроке;
- умеют контролировать и корректировать свою деятель-ностьпо ходу выполнения задания;
- оценивают учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей.
Познавательные УУД:
- умеют извлекать информацию из схем, иллюстраций , текста;
- умеют на основе анализа делать выводы;
- умеют использовать знаково-символические средства обучения.
Коммуникативные УУД:
- умеют организовать и осуществить сотрудничество с учителями и сверстниками;
- умеют слушать и понимать других;
- умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умеют оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные:
- знают буквы Ш,ш;
- умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для вы-полнения звукового анализа слов;
- умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;
- читать слоги и слова с изученными буквами;
- читать текст вслух.
Оборудование: мультимедиапроектор, лента букв, «Карта путе-шествия»,смайлики «Настроение», презентация.
Ход урока.
I.Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
Учитель. Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Все легонечко вздохнём, Урок обучения грамоте начнём.
- Сегодня нас ждёт необычный урок.
II. Актуализация знаний.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Мы сегодня совершим путешествие в Страну звуков и букв. Посмотрите, какие остановки мы сделаем.( Учитель демонстри-рует карту путешествия.Слайд 1)
- Какие станции вас заинтересовали? - Какими мы должны быть на уроке, чтобы ничего не пропустить, чтобы побывать на всех станциях нашего путешествия? - Тогда в путь!
2.Орфографические загадки.
- Начнём с «Причала загадок» (Слайд 2) Нужно разгадать слова. На доске:
Канат – нат + питон – тон + танк – к = ( капитан) Кот – т + рак –к + блюдо – юдо + ь = ( корабль) Мама – ма + три – и + оса - а = (матрос)
- На какую тему все эти слова? ( О море,корабле) - Значит, наше путешествие будет морским, и совершим мы его на корабле.(Слайд 3) - На парте у вас смайлик. Нарисуйте, с каким настроением вы отправляетесь в путешествие.
III.Целеполагание. – Вторая наша остановка – «Остров Повторения»( Слайд 4) ( На доске написаны буквы с,п.ж,к ) - Посмотрите внимательно, запомните буквы. ( Доска закрывается) - Сколько было букв? (4) - Назовите их .( С, п, ж, к ) - Как их можно назвать? (Согласные) - Какая среди этих букв лишняя? ( Буква ж) - Почему? (Она обозначает звонкий звук, а остальные – глухие.) - А что интересного вы знаете об этой букве? - Какая буква составляет пару букве Ж? - Какая же тема нашего урока? - Мы будем изучать букву Ш и звук, который она обозначает. – Молодцы! Отправляемся дальше в путь. – Что же нас ждёт впереди?
IV.Формирование новых понятий, способов действий. –Бросаем якорь в бухте Звуковая. (Слайд 6) - Как шуршат опавшие листья? (Ш-ш-ш) - Как шипит гусь? (Ш-ш-ш) - Как шипит змея? (Ш-ш-ш) - Какой звук услышали? ( Звук [ ш] ) - Этот звук особый. Он согласный, глухой, всегда твёрдый. Обоз-начается буквой Ш. – Найдите в кассе букв. Попробуйте выложить эту букву из счётных палочек. – Где мы разместим эту букву на «ленте букв»?( Внизу, под буквой Ж) - Почему ? ( они парные: звук [ ж ] - звонкий, а звук [ ш] – глухой) - Как мы обозначим этот звук на схеме? Покажите символ. (Дети показывают синий квадрат). Посмотри на букву Ш - Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. - На что похожа буква Ш?( На расчёстку,вилы, ковш экскаватора.) - Над какой задачей мы сейчас работали? ( Знакомились с новым звуком и буквами, которыми он обозначается, давали ему харак- теристику.)
V.Динамическая пауза. – А сейчас курс к городу Здоровейску, где живут люди,которые заботятся о своём здоровье. (Слайд 8) - Вот и мы с вами сделаем зарядку, чтобы быть здоровыми, красивыми.
Что там чудится в тумане? (Вытягивают руки вперёд) Волны плещут в океане. (Машут руками, изображая волны) Это мачты кораблей.( Вытягивают руки вверх) Пусть плывут сюда скорей! (Приветственно машут руками) Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем, (Ходьба на месте) Ищем ракушки в песке (Наклоны) И сжимаем в кулаке. (Сжимают кулачки) Чтоб побольше их собрать, Надо чаще приседать. Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим – раз, два,три. Так. И вправо посмотри.(Вращение головой вправо и влево) Вверх потянемся, пройдёмся (Потягивания – руки вверх, ходьба на месте) И на место вновь вернёмся. (Садятся) - Молодцы! Хорошо отдохнули.
VI. Применение понятий, способов действий.
- Отправляемся на Остров Друзей. ( Слайд 9) - Почему он так называется? - Какие же друзья у буквы Ш? (Буквы п,т ,с, к) - Почему? (Они все согласные, глухие.) - Дружба необходима всем: и человеку, и даже буквам. – Какие пословицы о дружбе вы знаете? - Как вы понимаете такую пословицу? ( « Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»)
- Ну а нам надо продолжать путешествие. И мы в городе Чи- тайске ( Слайд 10) - Чем мы будем заниматься? ( Будем читать слоги,слова с новым звуком.) - В учебнике на с.79 прочитайте слоги в парах шёпотом. – А теперь будем читать вслух. - Прочитайте слова на следующей странице. – Какие слова незнакомы? - Кто может объяснить их значение? - Составьте предложения с этими словами. Напечатайте в тетра-ди. Выберите самое интересное предложение и прочитайте. – Над какой задачей мы сейчас работали? ( Читали слоги, слова с новым звуком, составляли предложения.) - Посмотрите – у нас на пути «Причал Покупок» (Слайд 11) - Из вещей, размещённых на картинках, вы сможете купить только те, в названиях которых встречается новый звук. ( Картинки – шляпа, шкаф, кружка, шарф, шапка, машинка, ка- рандаши,рубашка, мишка) - Следующая остановка в порту «Угадайкино».( Слайд 12) -Дай ответ на вопрос так, чтобы слово начиналось с буквы «Ш» 1.Вредная старуха, у которой есть крыса Лариска.(Шапокляк) 2.Пёс, житель Простоквашино. ( Шарик)
VII. Итог урока. Рефлексия. – Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся домой. (Слайд 13) - А что же вы расскажите дома? Что нового вы узнали за время нашего путешествия? ( Мы изучили новый звук [ ш ]. Он согласный, глухой, парный, стоит в паре со звуком [ ж ]. Этот звук обозначается буквами Ш,ш.) - Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. ( Дети выбирают и показывают смайлики) - Молодцы! Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)
Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме: "Звук и буква Мм" 1 класс УМК "Перспективная начальная школа".
Презентация к изучению первого согласного звука М....
Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"
Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....
презентация к уроку обучения грамоте по теме"Звук и буква - Э,Э"
•Закрепить знания о гласном звуке [э] (Букварь стр-148)+ )+ доп. материал (с-21-22 Букварь, Кулешова)....
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки и буквы З,з."
Урок в 1 классе, составленный в соответствии с основными положениями ФГОС, входящий в образовательную систему «Начальная школа 21 века».Тема. Звуки [з, з\']. Буквы З з. Тип урока. Урок ...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква Ш. Строчная согласная буква Ш". 1-й класс
Интегрированный урок по чтению и письму....