Справочник по русскому языку 1-4 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В данный справочник по русскому языку (1-4 класс) включены основные правила начального образования, которые подойдут для любого УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnik_po_russkomu_yazyku_1-4_klass.docx | 715.57 КБ |
Предварительный просмотр:
(парные-непарные) (парные-непарные) Гласных букв -10, звуков - 6 Согласных букв -21, звуков -36 Буквы ь и ъ звуков не обозначают. | Алфави́т-это буквы, расположенные в строгом порядке. В русском алфавите: Всего-33 буквы. Гласных букв-10, согласных букв-21, буквы ь и ъ звуков не обозначают. |
, |
Словосочетание – это 2 слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически.
Какая? Х Фарворовая чашка (прил.+ сущ.) Х Что? Читать книгу (глаг. + сущ.) Х чем? Пирог с яблоками (сущ.+ сущ.) Внимание! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание. Это нераспространённое предложение. Какие? Х Х где? Жёлтые листья закружились в воздухе. листья (какие?) жёлтые закружились (где?) в воздухе Приставки пишутся всегда одинаково. Приставки пиши слитно!
Предлоги пиши отдельно!
Друзья добрались до лесной опушки. Основа слова - это часть слова без окончания. Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, такси, кафе употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом. Запомни! Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто. Слова с двумя безударными гласными в корне слова с сочетаниями: -оло- -оро- -еле- -ере- полоса борода зеленеть деревянный молоко корова пелена берега голова сторож белена середина голоса сторона чередование соловей здоровье трепетать жеребьёвка молодой коротать гребешок чересчур полотно оборона лепетать привередливый В русском языке существует 4 пары полногласных и неполногласных сочетаний: -оро-/-ра-, -оло-/-ла-, -ере-/-ре-, -еле-/-ле-. Слова с такими сочетаниями имеют исконно славянские корни. Здоровье -здравие, здравый голова-глава, главный, заглавие берег-брег, безбрежный, молодой - младой, младший Вставьте безударные гласные, подберите проверчные слова. Пол…скать ребёнка, пол…скать бельё, пос…деть от старости, пос…деть на скамейке, зап…вать лекарство, зап…вать в хоре, прож…вать в доме, прож…вать мясо, отв…рить дверь, отв…рить картофель, сл…зать с крыши, сл…зать сметану.
Существительные общего рода могут обозначать лиц как мужского рода, так и женского рода: плакса, неряха, обжора, грязнуля, задира, разиня, простофиля, растрёпа, рёва, лакомка., Женя, Валя, Саша. Род таких существительных определяется по контексту. ж.р. ж.р. м.р. м.р. Девочка такая неряха! Мальчик такой неряха! Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во мн.ч. или в ед.ч., но не в начальной форме, надо поставить это имя существительное в начальную форму. птицы - птица (ж.р.), (на) окне – окно (с.р)
Признаки падежей
Именительный падеж единственного числа - это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. 3 склонения
|
Значимые части слова изменяемая (образуют новые часть слова слова)
подсвечник свеча- свечи пришкольный школа- школой Порядок разбора слова по составу 1.Окончание (изменить форму слова) 2. Основа (часть слова без окончания) 3. Корень (общая часть однокоренных слов) 4. Приставка (отдели приставку или подбери другую, стоит перед корнем) 5.Суффикс (после корня, образует новое однокоренное слово) Суффиксы
У глаголов встречаются суффиксы: -а-, -я-, -е-, -и-, -ыва-, -ива-, -ну-,-л-, -ть,-ти, -чь
Обращение-это слово, которое …
О – знак обращения.
Обращение может быть выражено одним или несколькими словами, т.е. оно бывает нераспространённым и распространённым. Поздравляю тебя, человек! Поздравляю тебя, Земля! Балдушка, погоди ты морщить море! Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою? Куда ты, светлый ручеёк, стремишься? Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого первого снега! Удвоенная согласная встречается в корне слова
Удвоенная согласная встречается на стыке приставки и корня: поддержка, рассказ, оттепель, ссора, рассориться, рассвет, рассчитать, подделка, оттенок, рассадить, рассмотреть, рассердился. Удвоенная согласная встречается на стыке корня и суффикса: русский, малинник, утренний, ранний, осенний, весенний, каменный, лимонный, лунный, одиннадцать, конник, пустынный, искусство. Мягкий знак в конце существительных после шипящих (ж, ш, ч, щ)
Не ошибись! Чёрная тушь, но громкий туш. Морфологический разбор имени существительного (разбор как часть речи) I. Часть речи 1. Вопрос к слову. 2. Начальная форма (И.п., ед.ч.) II. Неизменяемые признаки: 1. Собственное или нарицательное. 2. Одушевлённое или неодушевлённое. 3. Род. 4. Склонение. III. Изменяемые признаки: 1. Падеж. 2. Число. IV. Роль в предложении (глав. или втор. чл. предл.) Образец: (В) лесу - сущ. (в чём?), н.ф. – (что?) лес, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в П.п., в ед.ч., втор.чл. (У) Марины - сущ. (у кого?), н.ф. – (кто?) Марина, собств., одуш., ж.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч., втор. чл. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Род имён прилагательных определяется по роду имени существительного
У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные.
Морфологический разбор имени прилагательного (разбор как часть речи) I. Часть речи 1. Вопрос к слову. 2. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.- какой?) II. Изменяемые признаки: 1. Род (только в ед.ч.) 2. Число 3. Падеж. III. Роль в предложении (глав. или втор. чл. предл.) Образец: (В) зимнем (лесу) – прил., (каком?) Н.ф.- (какой?) зимний, в м.р., в ед.ч., в П.п., втор.чл. (По) глубоким (рекам) – прил., (каким?) Н.ф. – (какой?) глубокий, во мн.ч., в Д.п., втор.чл. | Склонение имён прилагательных
Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного. Морфологический разбор глагола (разбор как часть речи) I. Часть речи 1. Вопрос к слову. 2. Начальная форма (неопределённая форма) II. Неизменяемые признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный) 2. Спряжение III. Изменяемые признаки: 1. Время 2. Число 3. Лицо (наст. и буд.вр.) 4. Род (прош.вр.) IV. Роль в предложении (глав. или втор. чл. предл.) Образец разбора: Обжигали – глаг. (что делали?), н.ф.- (что делать?) обжигать, несов.в., I спр., в. прош.вр., во мн.ч., , главн.чл. Увидит- глаг.(что сделает?), н.ф.- (что сделать?) увидеть, сов.в., II спр. (искл.), в. буд.вр., в ед.ч.,в 3 л. , главн. чл. Засияло - глаг.(что сделало?), н.ф.- (что сделать?) засиять, сов.в., II спр., в. прош.вр., в ед.ч.,в с.р., главн. чл. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их. Личные местоимения
Местоимения 3-его лица ед.ч. изменяются по родам, во мн.ч. не изменяются по родам. Склонение личных местоимений
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно. У местоимений не бывает приставок: ко мне, у нас, с тобой, передо мной. После предлогов у местоимений 3-его лица пишется буква н: сказал ему, но подошёл к нему; встретил его, но спросил у него. | Местоимение ИХ не изменяется. Формы ихний, ихняя, ихнее являются неправильными. Для выражения вежливости вместо местоимения ТЫ употребляется местоимение ВЫ. При обращении к одному лицу это местоимение пишется с большой буквы: ВЫ, ВАС, ВАМ, ВАМИ, о ВАС. Морфологический разбор местоимения. (разбор как часть речи) I. Часть речи 1. Вопрос к слову. 2. Начальная форма (И.п., ед.ч.) II. Неизменяемые признаки: 1. Лицо III. Изменяемые признаки: 1. Число 2. Род (для местоимений 3 л. ед.ч.) 3. Падеж IV. Роль в предложении (глав. или втор. чл. предл.) Глина идёт на постройку, из неё делают кирпич. (ИЗ) неё – мест., (из чего?), н.ф. - (что?) она, 3 л., в ед.ч., в ж.р., в Р.п., втор.чл. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола. Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -чь
Время глагола
Глаголы прошедшего времени в ед.ч. изменяются по родам. Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.
НЕ с глаголами пиши отдельно! (Не мог, не хотел, не взял) Правописание Ь в глаголах 1) в неопред.форме: (что делать?) заботитЬся, беречЬ 2) во 2-ом лице ед.ч. в наст. и буд. вр.:решаешЬ, решишЬ | Изменение глагола по лицам и числам (спряжение)
I и II спряжения глаголов
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение. Глаголы, которые в неопред. форме оканчиваются на -ить, относятся ко II спряжению: строить, клеить. Большинство глаголов, оканчивающихся в неопред. форме на -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть, относятся к I спряжению: думать, сеять, зеленеть, рыть, полоть, тянуть. Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению) Слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть и терпеть. Глаголы-исключения: брить, стелить (относятся к I спр.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Старый дуб часто навещали синицы, поползни и пищухи. × синицы навещали (кто?) поползни и пищухи , и Скачут в ветвях дуба нарядные сойки, лакомятся желудями. × сойки (что делают?) скачут лакомятся , Густая зелёная крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков. птиц × жуков укрывает (кого?) бабочек ос и паучков
, , , и Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
| Однородные члены предложения связаны
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник по русскому языку для 2 класса
Справочник по русскому языку разработан для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями школьной программы....
Справочник-тренажер по русскому языку 3-4 класс
Справочные материалы, памятки, тренажеры....
Справочник по русскому языку 2 класс
Можно воспользоваться учителям и родителям для заучивания правил русского языка...
Справочник по русскому языку 2 класс
Пригодится учителям, учащимся и родителям...
Справочник по русскому языку для третьего класса
В справочнике представлена необходимая информация, которая поможет третьеклассникам освоить программный материал по русскому языку....
Справочник по русскому языку 1-4 класс
Справочник по русскому языку 1-4 класс...
Справочник - тренажёр по русскому языку 3-4 класс
Справочник-тренажер поможет вам осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научит применять на практике...