Справочник по русскому языку 2 класс
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Ананникова Лариса Ильинична

Можно воспользоваться учителям и родителям  для заучивания правил русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravochnik_2_klass.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

       

         

           

         ФОНЕТИЧЕСКИЙ   РАЗБОР   СЛОВА

Образец устного разбора:

мороз

  • В слове мо-роз — 2 слога. Ударение падает на второй слог.
  • Буква эм обозначает звук [м]. Это согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.
  • Буква о обозначает звук [а]. Это гласный, безударный.
  • Буква эр обозначает звук [р]. Это согласный, звонкий непарный, твёрдый парный.
  • Буква о обозначает звук [о]. Это гласный, ударный.
  • Буква зэ обозначает звук [с]. Это согласный, глухой парный, твёрдый парный.
  • В слове мороз 5 букв и 5 звуков.

            Характеристика гласных

А    обозначают              Я     обозначают 

О    твёрдость                 Ё     мягкость

У     согласных               Ю    согласных звуков

Ы    звуков                     Е    или два звука, когда

Э                                           стоят после гласной

                                             или в начале слова

                                       И - обозначают  

                                             мягкость согласных

                                            звуков

            Характеристика согласных

Л  М  Н  Р  Й – непарные звонкие (сонорные)

Б  В  Г  Д  Ж  З – ПАРНЫЕ по звонкости

П  Ф К  Т  Ш  С – ПАРНЫЕ по глухости

Х  Ц  Ч  Щ – НЕПАРНЫЕ глухие согласные

Ж-Ш-Ц – ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ

 Ч-Щ-Й – ВСЕГДА МЯГКИЕ

 Ь  Ъ – не обозначают никаких звуков

  1. Предложение –

   это  одно или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и

выражают законченную мысль .  

- О чём говорится в предложении? (о барашках)  

- Задаю вопрос (Что? барашки, подчеркиваю одной  

   линией –  это подлежащее)

- Задаю вопрос от подлежащего. (барашки что делали? плыли, это сказуемое, подчёркиваю двумя линиями)

- Задаю вопросы от подлежащего , ищу словосочетания (барашки какие? белые, барашки чего? облаков)

- Задаю вопросы от сказуемого (плыли где? в небе,

плыли как? высоко)

  1. Основа  предложения  -

-  это его главные члены предложения :

Подлежащее – обозначает о ком  или     о чём говорится в предложении  и отвечает на вопросы  Кто ? Что ?

Сказуемое главный член предложения, который показывает , что говорится о подлежащем, и отвечает на  вопросы          

        Что делает ? Что сделает?

Остальные члены предложения называются  - второстепенные. 

Предложения различаются :

  1. по цели высказывания

* повествовательное

Предложение, в котором о чём-либо сообщают, называется повествовательным:  

           Хорошо быть сильным.

* вопросительное:

Предложение, в котором о чём-либо спрашивают, называется вопросительным:    

           Хочешь быть сильным?

* побудительное

Предложение, в котором о чём-либо просят, побуждают к действию, называется  побудительным:

               Давай заниматься!

 

  1. по   интонации
  • восклицательное

Восклицательные предложения  выражают сильные  чувства: радость, гнев, восторг, трагедию, призыв

невосклицательное

Предлоги –

часть  речи , которая  служит  для  связи  слов  в предложении.

( на,за, под, с, к , через, в, по, про,

для, у, над, о )

Они  пишутся  отдельно от слова.

Между  предлогом и словом можно вставить  другое слово или вопрос.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, события, явления природы и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?

Имена существительные бывают:

собственные и нарицательные,

одушевлённые и неодушевлённые,

мужского, среднего и женского рода

изменяются по числам

(единственное и множественное число)

Мужской род   -  он, мой

Женский род – она, моя

Средний род – оно, моё

Вместо имён существительных часто употребляются слова

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ – это местоимения   (т.е. «вместо имён»).

ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы

ЧТО ДЕЛАТЬ ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧТО ДЕЛАЕТ ?  ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ ? ЧТО СДЕЛАЮТ?

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ ? ЧТО ДЕЛАЛ ? ЧТО СДЕЛАЛА?   и т.д.

Глаголы изменяются по числам:

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета,   отвечает на вопросы

КАКОЙ?   КАКАЯ?  КАКОЕ?  КАКИЕ?,

изменяется по числам и по родам.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются, отвечают на вопрос какие? и имеют окончание   -ые,  -ие.

Род имени прилагательного определяются по роду имени существительного.

В каждом роде прилагательные имеют свои окончания:

Мужской род: какой?  –ый, -ий, -ой.

Женский род: какая?  –ая, -яя.

Средний род: какое?  –ое, -ее.

Например,

              Х  ср.р.                           ср.р.

озеро (какое?) глубокое

Родственные слова сходны по смыслу и имеют общую часть (корень).

Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.

Вода, водный, наводнение, подводный.

Однокоренные слова имеют два признака:

  1. они сходны, близки по смыслу.
  2. У них есть общая часть.

                     

 Предлоги –

часть  речи , которая  служит  для  связи  слов  в предложении.

( на,за, под, с, к , через, в, по, про,

для, у, над, о )

Отличие

предлога             от         приставки:

1.Пишется отдельно от      1.Пишется слитно

   слов.                                 со словом.  

2. Не пишется                    2. Пишется со всеми

    с глаголами.                      частями речи. 

3. Между предлогом        3. Между приставкой

    и словом можно               и словом нельзя          

    вставить вспомога-            вставить вспомога-

    тельное слово.                  тельное слово.

4.  Предлог – это слово.    4. Приставка –  

                                                это часть слова.                                      

                ¬

Например,   пошёл по  дороге             

               

               ПАДЕЖИ

Изменение  имён  существительных  по  вопросам  называется  изменением по  падежам   или   склонением.

Форма  именительного падежа ед.числа – это  начальная  форма      имени  существительного.

Все  падежи, кроме именительного  называются  косвенными  падежами. 

название

падежа

краткое обозна-чение

дополнит.

слово

вопрос

1.

Именительный

И.п.

есть

кто?  что?

2.

Родительный

Р.п.

нет

кого ?    чего ?

3.

Дательный

Д.п.

дать

кому ?  чему ?

4.

Винительный

В.п.

винить

кого ?     что ?

5.

Творительный

Т.п.

сделано

кем ?      чем ?

6.

Предложный

П.п.

говорю

о  ком ?  

 о  чём ?

Чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова, нужно проверить его ударением.

  Для этого нужно изменить форму слова (сосна´ - со´сны)

или

подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением (синева´ - си´ний).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник по русскому языку для 2 класса

Справочник по   русскому языку   разработан  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии  с  требованиями  школьной программы....

Справочник по русскому языку 2 класс

Пригодится учителям, учащимся и родителям...

Справочник по русскому языку для третьего класса

В справочнике представлена необходимая информация, которая поможет третьеклассникам освоить программный материал по русскому языку....

Справочник по русскому языку 1-4 класс

Справочник по русскому языку 1-4 класс...

Справочник по русскому языку 1 класс Обучение грамоте

Справочник предназначен для работы  в 1 классе. В нём собраны все изучаемые правилые правила и орфограммы в период обучения грамоте. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/349095/Подр...

Справочник по русскому языку 1-4 класс

В данный справочник по русскому языку (1-4 класс) включены основные правила начального образования, которые подойдут для любого УМК....

Справочник по русскому языку (2 класс)

В данном справочнике собраны основные правила по русскому языку, изучаемые во 2-м классе. Удобное оформление в виде таблиц и схем позволяет ребёнку быстрее изучить и запомнить тот или иной материал. С...