Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России". 2022-23
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku._4_klass.docx76.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №_______

от  _______________

Руководитель ШМО

__________________

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № _______

от  _______________

Зам. директора по УМР

 ___________________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора

 по УВР

МБОУ «СОШ № 46»

_________________

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от _______________

Директор

МБОУ «СОШ № 46»

_________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык»

для обучающихся 4б класса

на 2022-2023 учебный год

Образовательная область: русский язык и литературное чтение

Составитель:

Костинец Г.А.                                                                                          

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                                                                   

Братск

2022 г.

На изучение русского языка  в 4 классе выделяется 170 часов (по 5 ч в неделю, 34 учебные недели)

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

«Русский язык. 4 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.В. Бойкина. М.: «Просвещение», 2020.  

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебнопознавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;
  • формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  •  различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  •   редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  •   пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Обучающийся научится:

  • применять ранее изученные правила правописания:

 раздельное написание слов;

 сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

 сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  перенос слов;

 прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

 проверяемые безударные гласные в корне слова;

  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

 непроизносимые согласные;

 непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными;

 гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

 разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;

 мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

 соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

 е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

 безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

 безударные падежные окончания имён прилагательных;

 раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

 раздельное написание частицы не с глаголами;

 мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

 мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

 безударные личные окончания глаголов;

 раздельное написание предлогов с другими словами;

 знаки препинания в конце предложения: точка (.), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки;

 знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • пользоваться «Орфографическим словарём» учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
  • безошибочно списывать текст (объёмом 80—90 слов);
  • писать под диктовку тексты (объёмом 75—80 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:

 соединительные гласные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

 е и и в суффиксах -ек-, -ик-;

 запятая при обращении;

 запятая между частями в сложном предложении;

  • объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
  • объяснять правописание личных окончаний глагола;
  • объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
  • при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

ЧИСТОПИСАНИЕ

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при  несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочётов графического характера в почерках учащихся

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание.

Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. 

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический (звуковой) разбор слова. Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова.

Графика. 

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными, в словах с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов. Работа со словарями учебника.

Состав слова (морфемика). 

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. 

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. 1 Изучается во всех разделах курса. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных ко 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Имя числительное. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. 

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши  , ча—ща, чу—щу в положении под ударением и без ударения;
  • сочетания чк, чн, чт, щн;
  • перенос  слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
  • соединительные гласные о и е в сложных словах;
  • суффиксы имён существительных -ек и -ик;
  • мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
  • безударные родовые окончания имен прилагательных, глаголов в форме прошедшего времени;
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • запятая при обращении;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами
  • запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. 

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Создание собственных текстов по сюжетному рисунку, по репродукции картин художников (из «картинной галереи» учебника), по предложенной теме, результатам наблюдений, на основе творческого воображения и др.

Календарно-тематическое планирование

(170 часов, 5 ч. в неделю)

№ урока

Тема урока

Количество уроков

Дата

ЧАСТЬ 1

НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК (1 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.  Формулы вежливости.  

1

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (10 ч)

2

Текст и его план.

1

3

Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

4

Анализ изложений. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

1

5

Предложение как единица речи.  Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

6

Обращение. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

8

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам предложения.

1

9

Словосочетание.

1

10

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

11

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 ч)

12

Однородные члены предложения (общее понятие).

1

13

Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов.  

1

14

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.  

1

15

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

1

16

Работа над ошибками. Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания».

1

17

Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений.

1

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами.   Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

1

19

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста.      

1

20

Обобщение и проверка знаний по теме «Предложение».

1

СЛОВО  В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (20 ч)

21

Слово и его лексическое значение.  

1

22

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

23

Синонимы, антонимы, омонимы.

1

24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.  

1

25

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1

26

Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

27

Состав слова. Разбор слов по составу.

1

28

Правописание гласных и согласных в корнях слова.

1

29

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

30

Правописание приставок и суффиксов.

1

31

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.  

1

32

Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

1

33

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи.  

1

34

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. Признаки частей речи.

1

35

Части речи. Признаки частей речи.

1

36

Наречие как часть речи.  Признаки наречия. Значение и употребление в речи.  

1

37

Правописание наречий.  

1

38

Работа  по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»  

1

39

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

40

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

1

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (40 ч)

41

Изменение по падежам имён существительных. Начальная форма имени существительного.

1

42

Признаки падежных форм имён существительных.

1

43

Упражнение в распознавании именительного, родительного и винительного падежей имён существительных.

1

44

Упражнение в распознавании  родительного, винительного и дательного падежей имён существительных.

1

45

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.

1

46

Три склонения имён существительных. 1-ое склонение.

1

47

Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1

48

2-ое склонение имён существительных.

1

49

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

50

3-е склонение имён существительных.

1

51

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.

1

52

Обобщение и проверка знаний по теме "Склонение имен существительных"

1

53

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста. (или Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» )

1

54

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

55

Именительный и винительный падежи.

1

56

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

1

57

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

58

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.  

1

59

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

60

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

61

Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

1

62

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

1

63

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

1

64

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

65

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1

66

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница».

1

67

Обобщение и проверка знаний  по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

1

68

Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1

69

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

70

Именительный падеж имён существительных множественного числа.

1

71

Родительный падеж имён существительных множественного числа.

1

72

Родительный и Винительный падежи имён существительных множественного числа.

1

73

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.

1

74

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное».

1

75

Контрольный диктант за первое полугодие.

1

76

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

1

77

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста.

1

78

Наши проекты.  «Говорите правильно».

1

79-80

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

3

ЧАСТЬ 2

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (28 ч)

81

Имя прилагательное как часть речи.

1

82

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе и числам.  Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка».

1

83

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе.

84

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Работа по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов».

1

85

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.  

1

86

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

87

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

88

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

89

Именительный, винительный, родительный падежи имени прилагательного  

1

90

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.  

1

91

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

92

Наши проекты: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».  

1

93

Обобщение и проверка знаний по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода».

1

94

Склонение имён прилагательных женского рода.

1

95

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.  

1

96

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

97

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.    

1

98

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.  

1

99

Изложение на основе зрительного восприятия текста

1

100

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

101

Склонение имен прилагательных множественного числа. Работа по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

1

102

Именительный, винительный падежи имён прилагательных  множественного числа.

1

103

Родительный и предложный падежи имён прилагательных  множественного числа.

1

104

Дательный и творительный падежи имён прилагательных  множественного числа.

1

105

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

106

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

107

Проверка знаний по теме «Имя прилагательное»

1

108

Работа над ошибками.

1

МЕСТОИМЕНИЕ (9 ч)

109

Местоимение как часть речи.

1

110

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. Повторение.

1

111

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1

112

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1

113

Изменение личных местоимений по падежам. Морфологический разбор местоимения как части речи.

1

114

Изложение повествовательного текста с элементами описания.

1

115

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Местоимение»

1

116

Обобщение и проверка знаний по теме «Местоимение»

1

117

Контрольный диктант за 3 четверть

1

ГЛАГОЛ (34 ч)

118

Роль глаголов в языке.

1

119

Изменение глаголов по временам.

1

120

Неопределённая форма глагола.

1

121

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме.

1

122

Изменение глаголов по временам. Составление текста из деформированных предложений.

1

123

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов.

1

124

Спряжение глаголов.

1

125

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.  

1

126

Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

1

127

I и II спряжение глаголов настоящего времени.

1

128

I и II спряжение глаголов будущего времени. Работа по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

129

Наши проекты. «Пословицы и поговорки»

1

130

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.  Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

131-132

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

2

133

Возвратные глаголы.

1

134

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

1

135

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола.

1

136

Проверка знаний по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

137-138

Правописание глаголов в прошедшем времени.

2

139

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

1

140

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

141

Изложение повествовательного текста по вопросам.

1

142

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола.

1

143

Обобщение знаний о глаголе.

1

144

Проверка знаний по теме « Глагол».

1

145

Работа над ошибками. Повторение.

1

146

Промежуточная аттестация по итогам года

1

147

Работа над ошибками.

ПОВТОРЕНИЕ (20 ч)

148

Язык. Речь. Текст.

1

149

Предложение и словосочетание.

1

150

Контрольное списывание.

151

Лексическое значение слова.

1

152

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь».

1

153-154

Состав слова.  

2

155-157

Части речи.

3

158-159

Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

2

160-162

Повторение изученного материала. Проверочная работа.

2

164-166

Итоговое повторение.

2

167-168

Наши проекты.

2

165-170

Резервные уроки

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....